...Каждое утро мама Ромы просыпалась с осознанием страшного
и неоспоримого факта: ее сын, до 3,5 лет нормально росший и развивавшийся,
теперь тяжело болен, медицина же — бессильна. Она жила наедине с несчастьем,
отчаянием и ощущением, что спасение где-то совсем рядом — только бы не
опоздать. Только через полгода случайно психолог одной из больниц Киева
посоветовала обратиться в «Школу жизни». Атмосфера тепла, искренности и
доброжелательности, знакомство с родителями и учителями настолько поразили,
что она не удержала слез. «Не надо. Мы уже все переплакали. Теперь занимаемся
делом!» — успокоила ее директор школы Мария Щибрик.
Первую в Украине частную школу семейного типа для детей
с диагнозом «ранний детский аутизм» (РДА) и другими интеллектуальными и
психическими расстройствами Мария Щибрик, педагог с 14-летним опытом работы,
зарегистрировала семь лет назад ... для своей дочери Любы. В Украине такие
дети до сих пор считаются «безнадежными», потерянными для государственной
системы образования и не пригодными к обучению. «Как это можно утверждать,
если никто не пытался вашу дочь учить?» — удивлялись британские специалисты,
к которым Мария Васильевна обратилась за помощью. За три месяца обучения
в лондонской школе для детей-аутистов семилетняя украинская девочка начала
произносить первые слова и... улыбаться, за что и получила «английское»
имя «Люба Биг Смайл» (Большая Улыбка). На предложение британских друзей
удочерить девочку, для которой нет будущего в Украине, родители не согласились.
Они решили сами создавать будущее. Ведь и за границей такие школы сначала
организовывали родители, а уже потом «подключалось» государство. К сожалению,
в нашей стране государство инициативу не подхватило. Хоть поддержали М.Щибрик
зарубежные благотворительные организиции, Дарницкая и городская госадминистрации,
в частности социальная служба для молодежи. Однажды на зов о помощи откликнулся
человек, передавший школе мешок сахара. «Сладкий спонсор», как его назвали,
с того времени стал другом и добрым ангелом для детей.
Сегодня школа предоставляет помощь 40 детям, среди которых,
кроме аутистов (тех, у кого нарушено общение с внешним миром), — дети с
болезнями Дауна, ДЦП, интеллектуальной недостаточностью. Последние могут
сотню раз заглянуть в глаза «отчужденных» от мира, замкнутых в себе аутистов,
и все-таки встречаются с ними взглядами. Такое общение действительно роскошь,
потому что несет еще и лечебно-психологический эффект. Со школьниками,
главным образом индивидуально, занимаются логопеды- дефектологи, психологи,
учителя, ассистенты-воспитатели, физио-, трудо-, игро- и музыкальный терапевты,
причем большинство из них — родители воспитанников «Школы жизни». Главным
методом является корректирующее обучение, в частности занятие по логоритмике
под музыку, стимулирующее развитие эмоциональной памяти. Многие дети начинают
петь раньше, чем говорить. Довольно эффективное действие имеет функциональное
чтение, благодаря которому дети учатся читать необходимые в быту слова.
В общем, вся жизнь семейного детского заведения подчинена
главной цели — социальной реабилитации и адаптации детей с особыми потребностями
к жизни в обществе. Они учатся жить среди нас, получают социальные навыки,
образование (21 воспитанник после психолого-медико-педагогической комиссии
получил право на обучение в государственной системе образования), и доказывают,
что дар творчества есть чуть ли не у каждого аутичного ребенка. За границей
некоторые из таких детей выросли в писателей, художников, ученых. В нашей
стране до сих пор отсутствует комплексная программа реабилитации, соответствующая
система обучения, даже статистика по РДА. Хотя известно, что в других странах
она составляет от 5 до 15 — 20 случаев на 10 тысяч детей. Около 300 — 400
тысяч детей больны РДА в США. Аутизм по частоте занимает 4 место после
умственной отсталости, эпилепсии и церебрального паралича. Распространение
этого отклонения имеет тенденцию к росту. Проблема приобретает социальную
заостренность и является, по мнению специалиста по психовоспитательной
терапии Тео Пеетерса, «больше, чем когда-либо политической проблемой»,
а следовательно, «не находится ли общество, отказывающее своим наиболее
больным гражданам в помощи, в постоянном состоянии несправедливости?»
Многие родители не в силах оказаться от детей со «странным
поведением»: в школу обращаются и приезжают изо всех уголков Украины и
стран СНГ. Необходимую информацию и консультативную помощь им предоставляет
школьный методично-консультативный центр — и подобные модели обучения,
хоть и с трудом, внедряются в других регионах. «Первопроходцы» же стремятся
к более эффективной, чем за границей, реабилитации детей через физическую
культуру, плавание в бассейне и водные игры, мечтают о специальных мастерских
для трудового обучения, витаминизированном питании, стабильном финансировании...
Сегодня можно только сочувствовать родителям «необучаемых» детей, вынужденных
или сдавать их в интернат, или жить на 41 грн. пенсии, выплачиваемой государством.
Но Мария Щибрик убеждена, что беда отступает перед верой, главное — не
сдаваться, объединяться, бороться за своего ребенка. Одна из «молчаливых»
девочек за границей, к примеру, заговорила в 18 лет и написала стихотворения,
которые не возможно читать без слез. Она преисполнена надежд, что такое
же счастье улыбнется и Любочке.