Нет, не умерли еще в Украине здоровые и такие естественные для нашего менталитета частнособственнические желания. Что и доказал своеобразный взрыв жилищной приватизации в первые два года с ее начала. Так, в 1993 году в стране были приватизированы около 903 тысяч квартир когда-то нерушимого государственного жилого фонда, а в следующий год — на две тысячи больше. После чего локомотив жилищной приватизации сбавил обороты, сейчас владельцами жилья становятся в среднем свыше полумиллиона украинцев ежегодно (в 1998-м приватизированы 582 тысячи квартир).
Многие граждане, стремящиеся в полной мере владеть метрами квадратными своих домашних гнездышек, попадают в бюрократический плен.
Как сообщил на заседании пресс-клуба рыночных реформ председатель специальной контрольной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам приватизации Александр Рябченко, чаще всего «курьезы» случаются с домами для малосемейных, владельцы которых считают их общежитиями. На самом деле, по словам А.Рябченко, общежитием, то есть жильем, не разрешенным для приватизации, можно считать только те жилые дома, в которых есть швейцар на входе, воспитатели, служебная мебель и другие признаки «государственного вмешательства». Но в 70—80% украинских общежитий подобный «сервис» отсутствует, то есть, считает председатель контрольной комиссии, такие дома с полным правом можно считать обычным жильем, которое, в соответствии с законодательством, приватизации подлежит.
Еще сложнее с «малосемейками», которые переданы в уставной фонд учреждений и организаций, хотя и тут, проявив мужество и твердость, можно выиграть дело. Правда, в одном случае судебная волокита, по словам А.Рябченко, до полной победы справедливости тянулась... два с половиной года.
Второй гордеев узел — приватизация квартир в домах, которые подлежат капитальному ремонту и находятся в центрах крупных городов. Как утверждают юристы, закон снова на стороне жильцов престижных «центровых» квартир. Ведь табу на приватизацию квартир, подлежащих реконструкции, не действует, если отсутствует смета на выполнение работ, реальное финансирование, и вносится такой дом в «черный список» только на год.
Несмотря на различные препятствия, сегодня в собственность граждан Украины плавно и, в общем-то, спокойно перешли 57% жилья. В вихре избирательных страстей многие не заметили, что постановлением ВР счастье приватизации (вместе со сроком выдачи и использования жилищных чеков) продлено до 31 декабря 2000 года. Кстати, первые слухи о повышении платы то ли за приватизированное, то ли за государственное жилье — небезосновательны. Определенная разница предусматривается проектами Жилищного кодекса и Закона Украины «О налогообложении недвижимого имущества». После перехода от условий найма к аренде государственного жилья плата за пользование, вероятно, будет на 20—30% выше. Оплата же коммунальных и других услуг останется одинаковой для всех.