Какими были отношения Украины и Европейского Союза в этом году? Может ли наше государство похвастаться достижениями на пути европейской интеграции за уходящий год? В какой степени соглашение об упрощенном визовом режиме, подписанное в этом году со странами ЕС, способно решить проблемы, возникшие у украинских граждан в связи с получением виз? Какими будут преимущества нового усиленного соглашения между Украиной и ЕС, которое планируется подписать в следующем году? Об этом — «Дню» в интервью заместителя министра иностранных дел Украины Константина ЕЛИСЕЕВА. Украинский дипломат до этого работал заместителем представителя Украины в Европейском Союзе, поэтому хорошо знает брюссельскую политическую кухню. Сейчас он отвечает за это направление работы в украинском внешнеполитическом ведомстве.
— 2007 год был непростым годом для европейской интеграции Украины. Длительный период неопределенности в Украине, досрочные парламентские выборы, незавершенность вступления Украины в ВТО, с одной стороны. С другой — сложные процессы формирования учредительных правовых рамок функционирования Европейского Союза. Все это не позволило в полной мере реализовать те замыслы, которые мы имели в начале года.
— Самый главный позитив года, с моей точки зрения, — это то, что Европейский Союз действительно стал общенациональным ориентиром Украины. Отныне Европейский Союз, европейская интеграция объединяет всех нас. Ведь все украинцы, независимо от региона, языка и политической ориентации, желают жить, как в Германии, Франции или Великобритании — иметь хорошие дороги, доступную и качественную медицину, престижное образование.
Теперь, что касается конкретики. Есть все основания считать, что украинская дипломатия не тратила попусту время на этом направлении. Было сделано много полезных и нужных дел.
Прежде всего, в марте мы начали переговоры по поводу заключения нового усиленного соглашения с ЕС. Именно этот документ будет регламентировать развитие двухсторонних отношений на 10 следующих лет. За этот период состоялось пять этапов переговоров. В июне Украина и ЕС подписали соглашение об упрощении визового режима. Оно вступает в силу уже 1 января следующего года. Положено начало переговорам относительно заключения широкомасштабного авиационного соглашения. Созданы условия для получения Украиной полноправного членства в Договоре об Энергетическом содружестве и синхронизации объединенной электрической системы Украины с трансевропейской электрической сетью (UCTE). Заключен меморандум относительно сотрудничества в сельскохозяйственной отрасли, что позволит положить начало долгожданному предметному диалогу с ЕС.
Все это — весомый результат евроинтеграционного курса нашего государства. Таким образом, мы говорим: «Украинцы уверенно шагают в сторону евросообщества», и это реальная отдача от работы украинской дипломатии на европейском направлении.
— Визовый режим стран ЕС остается болезненным вопросом для украинских граждан. Прошлый год стал свидетелем многочисленных эксцессов во время выдачи украинцам Шенгенских виз, которые больше похожи на беспредел, чем на недоразумение. Кроме этого, к концу года наши западные соседи присоединились к Шенгенской зоне и стали применять те же шенгенские правила. В какой степени визовое соглашение с ЕС способно решить эти проблемы?
— Согласен с вами. Визовый режим ЕС — болезненная и чувствительная тема для Украины, впрочем, как и для многих других стран. Не секрет, что одним из негативных побочных последствий большого достижения Европейского Союза — отмены внутренних границ, стало усиление пограничного контроля на его внешних границах. Хотел бы только отметить, что слишком жесткий режим въезда в ЕС, превращение Евросоюза в своеобразную «крепость Европы» уже давно критикуют многие страны-партнеры, а также эксперты и общественность.
Но, кроме критики, правительство Украины, МИД прилагают конкретные усилия, направленные на облегчение и упрощение режима поездок украинских граждан в страны ЕС. Так, Соглашение об упрощении визового режима между Украиной и ЕС, которое распространится на все страны-члены Шенгенского договора, дает ряд преимуществ, среди которых я бы отметил:
— установление сжатого и исчерпывающего перечня документов для получения виз для широкого перечня граждан — студентов, ученых, деятелей культуры и спорта, журналистов, бизнесменов, водителей грузового автотранспорта, инвалидов и т.д., а также граждан, которые посещают родственников, законно проживающих на территории стран ЕС;
— введение четких упрощенных правил выдачи многократных долгосрочных виз для упомянутых выше категорий граждан;
— установление фиксированного тарифа за выдачу виз в размере 35 евро. Установление бесплатных виз для названных выше категорий украинцев;
— установление четких сроков рассмотрения визовых заявлений.
Эти преимущества станут доступными для наших сограждан уже с 1 января 2008 года.
Нужно признать, что вступление в действие визового соглашения не снимет все проблемы с выдачей виз в Шенген. Дает о себе знать то обстоятельство, что Украина имеет дело не с государством, а с объединением мощных государств. Каждая страна имеет свой голос, и с этим нужно считаться.
Приведу конкретный пример. Соглашение об упрощении визового режима между Украиной и ЕС установило единый фиксированный тариф за выдачу виз — 35 евро. В то же время уже с марта 2007 года в Украине начали действовать посреднические компании, которые от имени некоторых государств-членов ЕС осуществляют сбор и обработку визовых заявлений. За эту работу ими берутся дополнительные деньги. Таким образом, украинцы за визу де-факто платят почти 60 евро! С юридической точки зрения, с 1 января 2008 года такая практика будет являться прямым нарушением со стороны ЕС положений визового соглашения. Европейской стороне, в частности Европейской Комиссии, об этом хорошо известно. И украинская сторона, в частности МИД, не собирается оставлять этот вопрос без ответа.
Существуют также проблемы уважения консульских работников государств-членов ЕС к украинцам, нуждающихся в визе. Порядок предоставления виз должен быть четким и прозрачным. А человеческое достоинство и честь не должны при этом унижаться. Хотелось бы также, чтобы людям, которым отказали в оформлении документов, объясняли причину и давали возможность обжаловать это решение.
Теперь, со вступлением в действие визового соглашения, заработает Специальный совместный визовый комитет Украина-ЕС. Мы намерены полностью использовать его для решения этих и других проблем в режиме выдачи виз для наших соотечественников.
— А почему же тогда на фоне этих событий Украина продолжает сохранять безвизовый режим для граждан стран-членов ЕС?
— Вопрос справедливый. Однако, ответ на него должен быть глубоким и рассудительным. Введение безвизового режима для жителей стран ЕС было односторонним актом доброй воли Украины. В любом случае, мы получили весомый моральный козырь, который учитывают в ЕС. Кроме того, это было наше одностороннее решение. Ничто не мешает нам его отменить. Убежден — если появится потребность, Украина примет такое решение, спокойно взвесив все его преимущества и недостатки, а также, учитывая реальное состояние отношений с Европейским Союзом, готовность ЕС плодотворно и конструктивно их развивать.
— Какими будут преимущества нового усиленного соглашения между Украиной и ЕС? Обычно мы говорим о повышении уровня политических отношений, но какой может быть реальная отдача от этого соглашения для украинской экономики, общества?
— Такие соглашения мы называем знаковыми. Начну с самого главного. Неотъемлемой составляющей этого документа должно быть создание всесторонней и углубленной Зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС. Ее создание поможет открыть для украинского экспорта один из самых больших в мире рынков сбыта. Это станет реальным наполнением философии экономической интеграции Украины в ЕС. Мы начнем переговоры с ЕС по поводу создания ЗСТ сразу после завершения процесса вступления Украины в СОТ.
Я понимаю, что сама аббревиатура ЗСТ была в последнее время нивелирована. У нас был неоднозначный опыт со странами СНГ — наши свободные зоны пестрели исключениями и ограничениями. Но это соглашение с ЕС будет принципиально иным! Оно будет распространяться не только на торговлю товарами, но и услугами, а также на движение капитала. Как мы, так и ЕС согласны, что такая ЗСТ должна иметь как можно меньше исключений, кроме действительно узкой категории товаров и услуг, где нужна их временная защита. Убежден — от заключения соглашения по такой Зоне свободной торговли Украина только выиграет. Однако мы должны профессионально подойти к проведению переговоров в отношении ЗСТ, определить для себя самих правильный баланс взаимных уступок. Тогда соглашение будет выгодным и украинским экспортерам, и таким рядовым потребителям, как мы с вами.
Новое усиленное соглашение предусматривает углубление отношений в сферах транспорта, энергетики, финансов, образования, науки и технологий, человеческих контактов. Очень важными будут также пункты соглашения в областях миграции, движения лиц, борьбы с организованной преступностью и терроризмом. Мы стремимся солидаризироваться с ЕС на этих направлениях. Украина намерена также продвигать диалог с ЕС далее за пределы соглашений об упрощении визового режима и реадмиссии. Наша цель — введение безвизового режима ЕС для граждан Украины. Поэтому сейчас мы инициируем диалог с нашими европейскими партнерами в отношении условий и критериев, которые следует удовлетворить, чтобы достичь данной цели. Мы понимаем — для ЕС соображения безопасности и контроля над миграцией являются очень важными. Важны они также и для Украины.
И наконец — вопрос политических отношений. На первый взгляд, для рядового украинского гражданина они могут оказаться абстракцией. Однако не следует забывать, что новое усиленное соглашение — это рамочный документ. Он закладывает прежде всего демократические ценности развития украинского общества и основы наших отношений на следующие годы.
Именно поэтому для Украины принципиально важным является формат нового усиленного соглашения. Мы выступаем за то, чтобы этот документ не превратился в новое, модернизированное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которое действует сейчас. Как Украине, так и ЕС нужен качественно более высокий, более тесный и продуктивный уровень отношений. Мы считаем, что такой уровень может быть обеспечен только при заключении соглашения об ассоциации с ЕС.
В пользу такого тезиса свидетельствует вся история развития договорных отношений ЕС со своими соседями, прежде всего странами Центральной и Восточной Европы. Мало кто помнит, что так называемые Европейские ассоциативные соглашения между ЕС и Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией были заключены задолго до признания этих стран кандидатами на вступление в ЕС.
— Вы сами подняли вопрос перспективы членства Украины в ЕС. Насколько реально сегодня получить ее признание со стороны ЕС? Какова роль в этом нового усиленного соглашения?
— Европейскость Украины — неоспоримый факт. В учредительном Договоре о ЕС юридически закреплено право любой европейской страны, которая разделяет принципы и ценности ЕС, получить членство в Европейском Союзе. Это — прочная основа, на которую опираются евроинтеграционые устремления Украины. Для нас европейская интеграция — неотъемлемая часть национальной идеи, процесса возрождения общества. И Украина не намерена от нее отказываться.
Другое дело — это время. Всем известна трудность, с которой столкнулся Европейский Союз в составе 25 и боле стран-членов. Однако подписание 13 декабря в этом году нового Договора о реформах ЕС по существу вывело Брюссель из институционного кризиса, в котором он находился со времени отрицательных результатов референдумов во Франции и Нидерландах в 2005 году. Обновление институтов Европейского Союза должно вернуть ему былые продуктивность и динамизм, а поэтому — готовность продолжать расширение сферы безопасности, стабильности и процветания на Европейском континенте. Надеюсь, что вскоре мы станем свидетелями серьезных изменений в настроениях внутри ЕС. Изменений к лучшему. Украина не должна впадать в отчаяние, а терпеливо поддерживать диалог с ЕС о перспективах наших отношений и самое главное — продолжать реформы, заимствовать европейские стандарты в сфере государственного управления, экономики и социального развития.
— Т.е. вы верите, что в ближайшем будущем двери ЕС откроются для Украины?
— Кстати, эти двери никогда не закрывались для нас. Если откровенно, то нам, украинцам, нужно избавляться от этого «дверного комплекса». Жалобы по поводу отсутствия европейской перспективе так же бессмысленны, как и напускной оптимизм. Здесь я предлагаю мыслить категориями возможного, а не желаемого. Я не сторонник того, чтобы заниматься евроинтеграционным эпатажем. Нужно осознать, что никто не пройдет за нас тот путь, который отделяет нас от ЕС. Работа в Брюсселе дала мне более четкое понимание того, в чем этот путь состоит и как его следует пройти.
Насколько близка эта цель сегодня? Скажем так, она ближе, чем в 1998 году, когда была провозглашена. И наверное ближе, чем в 2004 году, когда политические перипетии в Украине поставили под вопрос ее принадлежность к кругу демократических государств.
Вместе с тем нам следует помнить о том, что европейская интеграция не является самоцелью. Евроинтеграция — это совокупность по крайней мере трех составляющих: во-первых, «европеизация» Украины, во-вторых, политика ЕС, и в-третьих, общая конъюнктура на континенте. Т.е., когда говорят, что в этом вопросе все зависит от нас, это верно только в определенной степени. В наших руках самое главное — «европеизация» Украины, т.е. приведение ее в соответствие к европейским стандартам жизни. Это — суть, стержень нашей европейской политики. Это — цель, которая зависит от нас и только от нас. На ней и нужно сосредоточиться. Не жаловаться и не комплексовать. Не впадать в отчаяние или тем более озлобляться против Европы. В то же время нам не следует бояться защищать свои права, не следует стесняться, если мы в чем-то не согласны с ЕС. Следует четко представлять реальные возможности сотрудничества с ЕС, чтобы просчитать свои шаги и уметь отстаивать национальные интересы, интересы украинских граждан.
— Каковы ваши прогнозы и ожидания на следующий год?
— Уверен, что мы сохраним взятые нами в этом году темпы развития отношений. В следующем году мы будем стремиться добиться с ЕС политического согласия по тексту нового усиленного соглашения, за исключением части, которая касается ЗСТ. Будут наконец начаты переговоры по созданию углубленной и всесторонней Зоны свободной торговли.
Мой оптимизм основывается на искреннем стремлении Франции как страны, которая будет председательствовать в ЕС во второй половине 2008 года, добиться конкретного результата на этом направлении.
В следующем году мы начнем выполнение Соглашения об упрощении визового режима. Планируется заключение соглашений о малом пограничном движении с Польшей, Румынией и Словакией, новые соглашения о существенном упрощении визовых процедур будут заключены с Балтийскими странами, Данией. Цель — сделать все, чтобы визовые упрощения стали ощутимыми для наших граждан. И не будем останавливаться на достигнутом, продвижение к безвизовому режиму — дело неизбежное. Среди приоритетов — урегулирование статуса украинских трудящихся-мигрантов, которые работают на территории стран ЕС, и создание надлежащих условий для их социальной защиты.
Заметным событием должно стать проведение в феврале 2008 года Киевской встречи министров иностранных дел государств-членов ЕС и стран Черноморского региона. Результатом этого уникального форума будет привлечение наших европейских партнеров к реализации целей новой региональной инициативы в Черноморье.
Но самое важное заключается в том, чтобы развитие наших отношений с ЕС сопровождалось продолжением реформ в Украине, укреплением основ демократии, экономическим ростом, адаптацией законодательства к европейским нормам и стандартам. Это будет нашим самым убедительным аргументом для европейских партнеров. Создание парламентской коалиции, начало работы нового украинского правительства, создание конструктивной оппозиции является этому лучшим залогом.