Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Могло быть хуже

30 сентября, 2008 - 20:26

Итак, очередные неприятности с иностранцами в далекой и загадочной северной стране. Двое американцев, супруги Рой и Джесси, которых играют соответственно Вуди Харрельсон и Эмили Мортимер, после завершения благотворительно-просветительской миссии в Китае надумали вернуться домой необычным способом, по незнакомой дороге — Транссибирским экспрессом, проехаться через необозримые сибирские пространства в Москву, а в Златоглавой пересесть на самолет. Решение оказалось роковым.

«Транссибирский экспресс» — довольно странный фильм. Британо-немецко-испано-литовский, снятый американским режиссером Бредом Андерсоном о бестолковых соотечественниках, затерянных в Сибири. Конечно, постсоветский глаз радуют до боли узнаваемые реалии почти родного быта, например, все эти вагоны, пассажиры, моющиеся в туалетах вагонов, упитанные хамоватые молодки-проводницы (американцы над ними только смеются, счастливчики), чай в подстаканниках, водка литрами, разрушенные церкви, деревянные избы, заснеженные леса, стихийные привокзальные базары. То есть с фактурой все хорошо. С сюжетом как-то слабее.

Бред Андерсон пытается закрутить своего рода дорожный триллер с наркотиками, подозрительными личностями, плохими парнями и невиновными обывателями, поневоле оказывающимися в самом центре событий, быстро превращаясь из свидетелей в главных — сначала — жертв, а потом — героев. В замкнутом пространстве поезда можно выстроить неплохую интригу, но Андерсон — не Хичкок и не Агата Кристи, поэтому довольно быстро фильм начинает казаться длинным и медленным, как Транссибирская магистраль. Разве что добавляет перца Бен Кингсли в роли следователя Ильи Гринько, работающего в печально известном российском Наркоконтроле. Интересно слушать, как он бойко общается на ломаном русском, но еще интереснее смотреть: Кингсли умеет быть и страшным, и смешным одновременно. А вот Вуди Харрельсон неожиданно перевоплощается здесь в тихоню-интеллигента, такого типичного ботаника в очках. Тяжесть борьбы со злом ложится на плечи его жены Джесси: опытная Эмили Мортимер («Матч-пойнт», «Париж, я тебя люблю») исполняет свою партию с необходимым уровнем выразительности и эмоциональности.

Всем этим приключениям американцев в Сибири в целом не хватает то ли увлекательности, то ли ощущения опасности. Что касается Наркоконтроля, авторы фильма всё-таки угадали: эта организация занимается чем угодно, кроме борьбы с наркотиками. Но похоже на то, что нас пугают, а нам не страшно — кто-кто, но мы-то знаем, как оно на самом деле может быть, без всяких там хеппи-эндов: Змей Горыныч всех убил и съел. А «Транссибирский экспресс» — неправильная сказочка. Потому и за героев сильно не переживаешь. Скучноватые какие-то приключения получились. И это очень странно, ведь широка Россия, и там столько всякого можно найти не на один десяток кровавых сценариев — было бы желание...

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ