Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Монопольный аргумент

7 июня, 2000 - 00:00

С 9 июня в Украине повышаются тарифы на местные переговоры и абонентская плата за пользование телефоном.

Абонентская плата за пользование основным телефонным аппаратом при поминутной оплате стоимости местных разговоров вырастет с 4,08 грн. до 6,12 грн. для населения и с 6.42 грн. до 9,63 грн. для предприятий. При отсутствии поминутной оплаты — тариф вырастет с 5,3 грн. до 8,75 грн. для населения и с 9,17 грн. до 13,75 грн. в месяц для предприятий. Стоимость 1 минуты местного разговора составит 1,64 коп. для населения и 2,6 коп. — для предприятий.

Тарифы на международные телефонные разговоры из Украины со странами дальнего зарубежья уменьшатся в среднем на 17%, тарифы же на международные переговоры со странами СНГ останутся без изменений. На междугородние телефонные разговоры в пределах области и Украины продлено время действия «ночного» тарифа» с 6 до 8 часов. Тариф на междугородние разговоры с 21.00 до 8.00 будет составлять 50% от основного тарифа (25 коп. за 1 минуту разговора по области и 50 коп. — по Украине). В воскресенье и праздничные дни междугородние телефонные разговоры будут предоставляться круглосуточно по более низким тарифам, нежели он действовал до этого времени — 8 коп. за минуту по области и 16 коп. — по Украине.

Еще задолго до введения новых тарифов председатель Госкомсвязи Олег Шевчук неоднократно подчеркивал, что комитет будет придерживаться «гибкой тарифной политики», при которой интересы малоимущих слоев не пострадают.

Как сообщил «Дню» заместитель председателя Госкомсвязи Анатолий Довгий, учитывая социальную значимость услуг связи, всем абонентам АТС с поминутной оплатой местных разговоров будут ежемесячно предоставлены 100 не тарифицированных минут, а для абонентов сельских местностей с фиксированной абонентской платой этот тариф будет ниже 20%. По словам А.Довгого, расходы связистов при этом будут перекрываться за счет абонентов, ведущих длительные разговоры.

В Госкомзвязи считают, что «выравнивание тарифов» на местные переговоры и абонентской платы «является ничем иным, как доведением их до уровня себестоимости». Другим аргументом связистов является то, что тарифы и абонентская плата за телефонные услуги не изменялись с ноября 1998 года, несмотря на инфляцию. Кстати, повышение тарифов в 1998 г. было тогда же снивелировано девальвацией гривни и реальной пользы не дало, отметил А.Довгий.

Между тем, как считает генеральный директор ассоциации «Укрконсалтинг» Виталий Маргулис, сетования на то, что тарифы не покрывают необходимых затрат: в большинстве случаев связаны с тем, что в структуре самих затрат велика доля накладных расходов, причем это относится не только к отрасли связи.

Что же касается предстоящего завтра рассмотрения в ВР законопроекта о приватизации «Укртелекома» (который является монополистом на рынке связи), то тут не прослеживается конечная цель приватизации: как это отразится на потребителе? Понятно, что сейчас всех заботит, как и кто приватизирует «Укртелеком» и сколько на этом (пока на продаже 25-процентного пакета акций) «заработает» госбюджет. Но что будет делать государство, когда на рынке услуг связи появится один, уже негосударственный монополист? Надеяться на его «добрую волю» по отношению к потребителям?

Как сообщили «Дню» в пресс-службе Антимонопольного комитета Украины, «в данном случае действия Госкомсвязи регламентируются постановлением Кабинета Министров №1548, которым Госкомсвязи и информатизации Украины выдано исключительное право на самостоятельное повышение и установление цен на услуги по согласованию с Минэкономики. Если в других случаях действия по самостоятельному поднятию цен могут быть нарушением антимонопольного законодательства, то здесь действует постановление государственного органа, который наделен более высокими полномочиями, чем Антимонопольный комитет. Например, когда постановлениями Кабмина создаются акционерные компании-монополисты с исключительными возможностями. Таким образом эти исключительные случаи выводятся из под действия антимонопольного законодательства. Если бы не было этого постановления — данное повышение абонплаты и тарифов было бы нарушением».

Петр ИЖИК, Наталья ТРОФИМОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ