Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Мустафа ДЖЕМИЛЕВ: «Необходимость объединения страны — краеугольный камень всех процессов...»

12 июля, 2006 - 19:47

Крымский регион является если не взрывоопасным, то напряженным в политическом смысле. О многих нерешенных проблемах заявляют крымские татары. Обо всех актуальных событиях последних дней сегодня корреспондент «Дня» беседует с народным депутатом Украины, главой меджлиса крымских татар, главой Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины Мустафой ДЖЕМИЛЕВЫМ.

— Мустафа-ага, в последнее время в Крыму участились конфликты, которые представляются в прессе как межнациональные. Например, и сейчас продолжается противостояние в Бахчисарае, поводом для которого послужило размещение городского рынка в охранной зоне национальных памятников. Почему этого обострения не удалось избежать?

— Общеизвестно, что после депортации коренного народа Крыма решениями компартийных и советских органов в течение короткого времени не только было проведено тотальное изменение названий городов, сел, районов Крыма, указывающих на их взаимосвязь с историей, культурой или религией крымских татар, но и снесены практически все памятники материальной культуры. Не пощадили также и мусульманские кладбища. Сохранившиеся чудом отдельные памятники (их можно пересчитать на пальцах) вплоть да нашего возвращения использовались либо для хозяйственных нужд, либо, брошенные без присмотра, они за десятилетия превратились в руины. Исключениями стали только Ханский дворец, получивший статус музея, но только для ведения антикрымскотатарской пропаганды и демонстрации «паразитического характера Крымского ханства», и соборная мечеть «Хан-Джами» в Евпатории, переоборудованная под музей атеизма.

С возращением на свою родину, наш народ стремится уберечь хотя бы те памятники, которые за десятилетия нашего изгнания не успели разрушить до основания. После долгих усилий, нам удалось возвратить часть территории средневекового университета Зынджырлы-медресе. После депортации нашего народа и вплоть до середины 90-х годов тут размещался психоневрологический диспансер. Что особо цинично, на месте захоронения всемирно известного крымскотатарского просветителя Исмаила Гаспринского был выстроен свинарник. За несколько лет эту территорию мы привели в порядок, установили памятник на месте погребения Исмаила Гаспринского. Продолжаются работы по восстановлению древнего здания Зынджырлы-медресе и других памятников старины. Теперь это место стало одним из посещаемых не только крымскими татарами, но и многочисленными гостями Крыма.

Конфликтная ситуация в Бахчисарае, достигшая своего пика в эти дни, также вызвана тем, что многолетние заверения крымских властей о переносе рынка, действующего на территории средневекового мавзолея, где захоронены один из сподвижников Пророка и три крымских хана, так и не были выполнены.

Замечу, что мавзолей с сохранившимися памятниками внесен в реестр охраняемых государством памятников истории. Наконец, в 2004 году было принято решение о переносе рынка, для него было выделено новое место и бюджетные средства. Рынок построили, однако собственники старого рынка не желают выполнять решение, и все остается по- прежнему. Места захоронений по-прежнему загажены, там сваливают всякий мусор. Это приводило к нескольким обострениям, но владельцы все время выводят на защиту рынка своих охранников и боевиков. Было принято несколько судебных решений об освобождении территории памятника истории. Однако владельцы рынка, добившись отмены решений предыдущих судов, на днях начали самовольные строительные работы — рытье шурфов прямо возле мусульманского мавзолея. Такого святотатства, конечно, люди уже вынести просто не могли. Они решили перекрыть рынок и не допустить туда строителей, заварили железные ворота и устроили пикет, чтобы снова привлечь внимание властей к проблеме. Но на крымских татар опять натравили боевиков, они пытались устранить пикет силой, но стороны были разделены кордоном милиции. Со всех концов Крыма, в основном из Севастополя и из Симферополя, были привезены на автобусах вооруженные кастетами и арматурами молодчики, которые считаются членами шовинистических организаций «Прорыв» и «Спас», членами «Русского блока», приехали так называемые «казаки» пророссийской ориентации. В святом для нас месте звучала ругань, злобные антитатарские и антимусульманские выкрики, угрозы «устроить Чечню». Соответственно, собралось большое число и крымских татар. Противостояние продолжается уже несколько дней. Власти эффективных мер против этого хулиганья не предпринимают. Можно представить, какова была бы реакция крымских правоохранительных органов, если бы нападающей стороной были крымские татары. А этим все сходит с рук…

— Но обратимся к делам общегосударственным. Как вы смотрите на то, что новая Верховная Рада Украины так долго не может начать работу?

— Ситуация не вызывает оптимизма. То, что распалась коалиция демократических сил, — это тяжелая душевная травма для тех, кто принял активное участие в оранжевой революции и был уверен в том, что с ее победой в Украине наконец-то возобладают принципы демократии и начнется реальный процесс становления гражданского общества. Для нас, крымских татар, в демократизации Украины и ее интеграции в европейские и евроатлантическую структуры видится также и ключ решения собственно крымскотатарской проблемы. К сожалению, как наши надежды, так и надежды миллионов других граждан Украины, пока еще далеки от воплощения.

Конечно, можно много говорить о том, почему именно так произошло. Во-первых, за короткий промежуток времени невозможно было добиться радикальных изменений, но в значительной мере правы и те, кто утверждает, что очень многие чиновники всех уровней новой исполнительной власти так и не смогли проникнуться ответственностью за возложенные на них обязанности. А значит, следует говорить о бессистемности в назначении кадров. Так, многие назначения по Крыму явились результатом не столько публичного обсуждения профессиональных качеств кандидатов на те или иные должности в органах исполнительной власти, сколько лоббистских усилий влиятельных киевских политиков. При таком подходе во власти сохранилось немало людей с явно подмоченной репутацией. Не секрет, что общество в скором времени начало разочаровываться в своих надеждах на очищение власти…

— Какие ожидания от новой власти являются характерными для крымских татар? В какой мере, на ваш взгляд, они оправдались.

— Конечно, во многом ожидания крымских татар сродни тем, что желанны для всех граждан Украины — справедливое общественное устройство, позволяющее им быть уверенными в завтрашнем дне. Однако, и это ведь не является для власти неожиданностью, крымские татары возлагали особые надежды на скорое политико-правовое урегулирование наиболее актуальных для них проблем, накопившихся с первых дней возвращения. Сегодня должно быть очевидным для всех, в том числе и для Президента Украины, депутатов Верховной Рады, что без принятия базовых законов, направленных на восстановление прав крымскотатарского народа, просто нереально надеяться на справедливое разрешение крымскотатарской проблемы. Главной причиной многих конфликтных ситуаций в Крыму является отсутствие комплексного подхода высших органов власти к решению вопросов, имеющих для людей жизненное значение. Даже в тех случаях, когда важность таких вопросов признается государством, их решение пускается на самотек. Так случилось, например, с Указом Президента Украины от 28 февраля 2006 года об общественной ситуации в Крыму, который принят после рассмотрения вопроса на СНБОУ и в котором имеется ряд поручений, направленных на позитивное решение ряда актуальных для крымских татар проблем: земельной, образовательной, восстановления исторической топонимики, развития СМИ на родном языке. Скажу честно, мы не видим никаких конкретных действий по реализации упомянутого Указа, фактически его саботируют…

Разумеется, такое отношение не может не разочаровывать крымских татар, массово поддержавших Виктора Ющенко в ходе президентских выборов 2004 года и избирательный блок «Наша Украина» — на парламентских выборах 2006 года. Наши соотечественники справедливо указывают нам и на то обстоятельство, что в последнее время центральная власть никак не реагирует на участившиеся провокации против крымских татар со стороны органов местной власти и отдельных политических сил. Я уж не говорю о том, что до настоящего времени так и не возобновлены заседания Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины, что свидетельствует о непонимании Секретариатом Президента важности постоянного диалога крымских татар с Президентом Украины.

— В чем же причина столь резкого поворота ситуации в парламенте, приведшего к распаду коалиции демократических сил?

Сейчас у многих на устах имя человека, которого в зависимости от темперамента называют, то «лидером наиболее слабого звена оранжевой коалиции», то просто «предателем», но определенная вина ложится на все партии, входившие в коалицию. Неоправданно затянулся этап согласования кандидатур на должности премьера и председателя Верховной Рады Украины. Я не хотел бы все списывать на человеческие амбиции, хотя, чего уж скрывать, они были продемонстрированы во всей своей «красоте». Были серьезные просчеты и в поведении БЮТ при формировании коалиции, в частности стимулирование амбиций Мороза на должность председателя Верховной Рады Украины. Комментировать поведение социалистов считаю вообще излишним. У меня всегда вызывал недоумение тот факт, что они вдруг оказались в оранжевом лагере. Ведь по сути социалисты в Украине — это красные, почти коммунисты, поэтому-то сейчас и стало все на свои места…

— Как вы расцениваете тот факт, что «Наша Украина» приняла решение не входить в так называемую «антикризисную» коалицию?

— Я думаю, что это логично. Заметьте, мы говорим об «антикризисной» коалиции, одним из членов которой является фракция коммунистов, преследующая совершенно противоположные цели во внутренней и внешней политике, нежели «Наша Украина». Ну нельзя же серьезно думать, что можно одновременно стремиться в ЕС и ЕЭП, НАТО и Ташкентский договор…

Что касается последних событий в парламенте, то логично, что если до этого одна сторона считала возможным блокировать трибуну и не давать возможности проводить сессионные заседания, то почему теперь другая сторона не может поступить точно так же? И сейчас возможны разные варианты, в том числе и роспуск Верховной Рады, но если случится так, что на новые выборы представители «Нашей Украины» и БЮТ пойдут одним списком, то я думаю, что оранжевые от этого только выиграют.

— И все-таки, возможна ли «широкая коалиция»? Если «да», то при каких условиях?

— Политика — это сумма договоренностей, поэтому и сейчас еще все возможно. Однако, если представлять себе «широкую коалицию» как конгломерат всех без исключения политических сил, представленных в парламенте, то тогда возникает вопрос о мере ответственности за результаты ее деятельности, прежде всего, за сформированное правительство. То есть возникает вопрос: а зачем тогда вносились изменения в Конституцию Украины и проводились выборы на пропорциональной основе? Ведь и раньше все отвечали за все. Ну и не забывайте то, о чем мы говорили чуть выше — о несовместимости политических и экономических целей, разделяемых отдельными партиями, скажем, КПУ.

— Рассмотрим коалицию на основе «Партии регионов»…

— У меня к «Партии регионов» нормальное отношение, я вижу там много как прагматичных и трезвомыслящих, так и ограниченных людей, с которыми вообще невозможно логично о чем-то говорить. Примерно так же к ней относятся и другие политики, депутаты из других фракций. Поэтому отношение к формированию коалиции, правительства будет зависеть не вообще от каких-то теоретических постулатов, но от уровня и способностей конкретных кандидатур, к какой бы партии они не относились. Должны быть компетентные согласованные кандидатуры от всех политических партий. Конечно, при этом должна быть решена главная задача — объединение страны, раскол Украины не способствует прогрессу ни экономики, ни политики, ни даже укреплению нравственности. Эту задачу надо признать краеугольным камнем всех процессов.

— С кем из политиков «Партии регионов» вы контактируете и взаимодействуете, как развиваются ваши отношения?

— В силу тех вопросов, которые мне приходилось и приходиться решать как председателю Меджлиса крымскотатарского народа и народному депутату Украины, знаком со многими из этой фракции: Ринатом Ахметовым, Борисом Дейчем, Юхимом Звягильским, Ниной Карпачевой, Евгением Кушнаревым, Иваном Попеску, Владимиром Рыбаком, Ярославом Сухим…Давайте на этом остановимся, там такая большая фракция, что всех сразу и не вспомнишь. Понятно, что со многими из них мои взаимоотношения обусловлены необходимостью для меня, как депутата, вести диалог для решения общественно значимых проблем.

— Многие ваши соратники, да и оппоненты отмечают, что вы очень категоричны в своих политических симпатиях и антипатиях. А тут такие разные личности…

— Ну, это общеизвестно: я стараюсь не иметь каких-либо дел с коммунистами. Думаю, что любой здравомыслящий человек, если бы отсидел в лагерях столько, сколько мне довелось при коммунистах, также старался бы не полагаться на них как на нормальных людей.

С Ринатом Ахметовым у меня конструктивные отношения. Как мне представляется, эта личность достаточно мифологизирована. Я лично выделяю его отзывчивость в поддержке разных гуманитарных проектов, и не только в Донецке. Крымские татары признательны ему за помощь в строительстве монумента памяти жертвам депортации в Симферополе и поддержку других проектов. Мы нередко обсуждаем и политические проблемы, а также положение крымских татар. Замечу, что он интересный собеседник, умеющий уважать мнение другого.

С Ниной Карпачевой мы планируем инициировать принятие постановления об увековечивании памяти Петра Григоренко, готовятся и другие проекты. Вообще, если хочешь, чтобы твои инициативы проходили, надо искать единомышленников в других фракциях, я за такой конструктивный подход, за сотрудничество…

— Насколько вас беспокоит тот факт, что в стране нет еще полной законодательной базы для решения крымскотатарской проблемы? Каковы перспективы ее создания в случае как той, так и другой коалиции?

— Разумеется, беспокоит, ведь все должны понимать, что решение крымскотатарской проблемы — это вопрос стабильности в Крыму. Поэтому любая власть, которая будет в Украине, любая коалиция, я думаю, заинтересованы в этом, и будут принимать меры к тому, чтобы решить эту проблему, любая сила должна будет внимательно подойти к этому вопросу…

— Стержнем этой проблемы является справедливое распределение земли в Крыму. Что, по- вашему, этому будет способствовать в наибольшей степени?

— К сожалению, рассмотрение вопроса по Крыму и крымским татарам на Совете национальной безопасности и обороны не принесло реальных изменений к лучшему. Объявление временного моратория на выделение земли почему-то коснулось только крымских татар, а «дерибан» земли в Крыму продолжается. Новая власть, к сожалению, также не смогла принять эффективных и справедливых решений в вопросах наделения крымских татар землей.

— Каковы, с вашей точки зрения, перспективы взаимоотношений Верховной Рады Крыма с представителем Президента в Крыму Геннадием Москалем? Конфликт между ними все усиливается…

— Конечно, многие шаги Геннадия Москаля восприняты нами оптимистично и с одобрением, например, мы благодарны ему за понимание необходимости интеграции профессиональных кадров из числа крымских татар в органы управления, взвешенное и уважительное отношение к проблемам верующих разных конфессий. Однако, некоторые его инициативы могут носить и непродуманный характер. Так, предложенная им во время его работы руководителем Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции концепция национальной политики Украины носит противоречивый характер. Здесь важно то, что в новом своем качестве — Постоянного представителя Президента Украины в Крыму — Москаль настроен на диалог со всеми общественно-политическими силами. А там, где диалог, возможен и позитивный результат.

— Каковы перспективы Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины в нынешних условиях?

— Хотелось бы думать, что нормальные. По крайней мере, Президент Украины неоднократно высказывал свою заинтересованность в его системной работе. Конечно, как скоро это будет, в немалой степени зависит и от предстоящих политических событий в стране, от того, как скоро нормализуется политическая ситуация…

— Как скоро, вы полагаете, уже по-настоящему заработает новая Верховная Рада?

— Хочется, чтобы скорее. Но тут дело в том, что успех работы Верховной Рады во многом зависит от того, как будут соблюдаться достигнутые договоренности. Надо уйти от того, что было раньше, когда политики договаривались, а потом не соблюдали договоренностей. Я не представляю себе, как это политик может дать слово, подписать какой-то документ, а потом отказаться. Но у нас это сплошь и рядом. И самый большой ущерб в том, что это происходит на глазах всего народа, и люди уже теряют веру в своих политиков.

— Народ уже устал от сплошной голой политики и бездеятельности парламента и правительства, ведь это уже продолжается более полугода…

— Да, уважение у народа к своим политикам из-за этого, наверное, на несколько градусов упало…

— Говорят, в Киеве начинается новый Майдан?

— Возможно, но он уже не будет таким мощным…

— А как вы расцениваете перспективы политических сил в случае роспуска и досрочных выборов парламента?

— В случае, если социалисты пойдут на досрочных выборах отдельно, то я думаю, что они вообще не пройдут трехпроцентный барьер. Сохранит свои предыдущие позиции «Партия регионов». Но и демократические силы, если они пойдут единым списком, всеми партиями с БЮТ включительно, могут набрать значительно больше, чем раньше. Но дело в том, что многие избиратели уже махнули рукой на эту политику и активность на досрочных выборах будет очень слабой. Возможно, в случае досрочных выборов в парламенте будут представлены лишь 2—3 политические силы. Однако смею утверждать, что активность избирателей — крымских татар останется высокой: уж очень много у нас проблем, решение которых зависит от наших политических партнеров.

Никита КАСЬЯНЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ