Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Натовский» тест де-юре пройден

25 января, 2003 - 00:00


План действий Украина — НАТО, принятый на ноябрьском саммите Североатлантического Альянса в Праге, два месяца оставался тайной для украинского общества и большинства политиков. Журналистам приходилось ограничиваться заявлениями украинских официальных лиц и чиновников НАТО о том, что этот документ — очень перспективный и по своей структуре схож с Планом действий по получению членства, хотя его суть и отличается от MPA (Membership Action Plan). Сегодня, наконец, можно оценить и форму, и — что главное — содержание Плана действий Украина — НАТО. Для читателей «Дня» это делают украинские эксперты.

Григорий НЕМЫРЯ, директор Центра европейских и международных исследований:

— Со стороны Украины План действий является результатом попыток догнать мир безопасности после 11 сентября (новое стратегическое партнерство НАТО с Россией, вторая волна расширения НАТО, внутренняя трансформация НАТО, адаптация трансатлантических отношений) и, будем реалистами, — содействовать решению внутреннего вопроса стабильности политического режима через снижение угрозы международной маргинализации и даже изоляции.

Со стороны НАТО План действий является результатом принципиальной стратегии закрепления Украины в евроатлантическом пространстве, подтверждением политики «открытых дверей» и в то же время признанием ограничений, вызванных проблемами политического процесса в Украине и ситуацией кризиса доверия к руководству страны, вызванной «кольчужным» скандалом.

По сути, План действий Украина — НАТО, как структурно (политико-экономические вопросы; оборона, безопасность и военные вопросы; ресурсы; защита и безопасность информации; правовые вопросы), так и содержательно, мало чем отличается от Плана действий по получению членства — механизма, основанного Вашингтонским саммитом НАТО в апреле 1999 года. Он также построен на принципе самодифференциации, реализуемом в ежегодных национальных планах, которые представляют сами страны-кандидаты. Не стоит забывать, что после присоединения к НАТО семи новых членов, из 26 членов Альянса 10 стран (40%) будут представлять бывшие государства «социалистического лагеря».

Решение Совета национальной безопасности и обороны от 23 мая 2002 г. и План действий Украина — НАТО от 22 ноября 2002 г. де- юре свидетельствуют о готовности Украины признать совпадение ее ключевых национальных интересов и общего стратегического интереса безопасности и основных демократических ценностей, которые разделяют страны НАТО. Реализация Плана действий будет тестом на то, готова ли Украина подтвердить это де-факто.

Первоочередными условиями успеха будут прозрачность Целевого плана и его операционность, обеспеченность достаточными финансовыми ресурсами, общественный контроль за его выполнением, что предусматривает большую открытость органов государственной власти, которая начинается с небольшого, но важного элемента демократической политической культуры — своевременного обнародования документов.

Сергей ТОЛСТОВ, директор Института политического анализа и международных исследований:

— История возникновения и публикации Плана действий Украина — НАТО важна в большей степени теми деталями, которыми она сопровождалась. В самом тексте Плана сравнительно мало нового и очень мало неожиданного. В первую очередь обращает на себя внимание политическая тональность документа — он основан на декларировании хорошо известных общедемократических принципов.

Совершенно загадочной является непубликация этого документа в течение двух месяцев, а также непубликация всех решений, связанных с евроатлантическим направлением внешней политики Украины после 23 мая прошлого года. По сути, колебания украинских властей относительно публикации этого документа очень напоминают аналогичные колебания советских властей по поводу публикации Хельсинского акта 1975 года.

Что касается самого текста документа, то он выдержан в духе максимального содействия утверждению демократии, прав и свобод человека в Украине, под чем подписывается украинская сторона, беря на себя дополнительные обязательства. В Плане действий Украина — НАТО очень мало вопросов, связанных непосредственно с двусторонними отношениями. Эти аспекты, видимо, переносятся на конкретные годичные планы. В преамбуле Плана говорится о цели полной интеграции Украины в евроатлантические структуры безопасности. То есть несколько завуалировано формулируется цель вступления Украины в НАТО и другие евроатлантические структуры безопасности, включая многонациональные силы быстрого реагирования и так далее. Достаточно четко провозглашена ориентация внешней политики Украины на европейскую и евроатлантическую интеграцию. Однако весьма любопытно, что среди обозначенных документом целей содержится цель обновления украинской внешней политики и политики в сфере безопасности. Также примечательно упоминание стандартов Организации экономического сотрудничества и развития — первое во внешнеполитических документах Украины. Несколько сомнительным в этом отношении является также признание целесообразности учета рекомендаций не только Мирового банка, но и Международного валютного фонда — содержание этих рекомендаций в последнее время вызывало устойчивые аргументированные возражения украинских правительств.

Что касается более конкретных аспектов сотрудничества Украины с НАТО, то здесь наиболее важным моментом является продолжение разработки и применение соглашений о сотрудничестве — таких, как Меморандум о взаимопонимании относительно обеспечения поддержки операций НАТО со стороны Украины, Меморандум о взаимопонимании относительно стратегических авиаперевозок. Несколько туманно изложены параметры возможного сотрудничества Украины с силами быстрого реагирования, которые, как известно, формируются в НАТО и Европейском Союзе.

Учитывая колебания поддержки членства в НАТО в украинском обществе, государствам-членам Альянса следовало бы найти формы более четкого декларирования того, какова именно позиция НАТО и его членов по отношению к Украине. Ближе ли она к той позиции, которую НАТО демонстрировало в отношении Югославии в 1999 году, или же она действительно основывается на целях и принципах весьма обнадеживающего Плана действий, и главным направлениям политики НАТО в отношении Украины является поддержка демократии, рыночных реформ, свободы слова, политических прав, свобод, повышения экономических стандартов и так далее. Колебания общественного мнения граждан Украины в значительной мере обусловлены именно тем, что государства-члены НАТО и Альянс как международная структура не смогли донести до них достаточно четкого позиционирования своего отношения к Украине и ее европейским и евроатлантическим перспективами. Так что разъяснительные и другие меры со стороны Альянса после опубликования Плана действий Украина — НАТО необходимы.

Подготовил Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ