Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Поскользнулись...

31 января, 2004 - 00:00


В медиапространстве страны случился поучительный и многомерный прецедент. Как известно, Шевченковский районный суд Киева принял решение о прекращении выпуска газеты «Сiльськi вiстi» на основании нарушения газетой ч. 1 ст. 3 Закона Украины «О средствах массовой информации» (печатные издания) за распространение информации, разжигающей межнациональную вражду. Поводом для такого решения стал иск Международного антифашистского комитета. Как сказано в решении суда, в газете «Сiльськi вiстi», в номерах от 15.11.2002 г. и 30.09.2003 г., были опубликованы статьи профессора Межрегиональной академии управления персоналом Василия Яременко «Миф про украинский антисемитизм» и «Евреи в Украине сегодня: реальность без мифов». Судом признано, что эти статьи содержат в себе информацию, разжигающую межнациональную рознь.

Вслед за решением суда пресс-служба фракции Соцпартии заявила, что считает данное судебное решение «тенденциозным выполнением прямого заказа Администрации Президента Украины».

Позавчера член фракции СПУ Иван Бокий (работал заместителем главного редактора газеты «Сiльськi вiстi» в 1987—1998 гг.) в интервью агентству Интерфакс-Украина заявил, что вопрос о данном судебном решении будет поставлен на заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Кроме того, представители оппозиционных сил в ПАСЕ «уже провели некоторые консультации» с западными делегациями. Проблему закрытия газеты планируется также обсудить с международными журналистскими организациями.

Редакция газеты «Сiльськi вiстi» намерена обжаловать решение Шевченковского районного суда о закрытии газеты. В соответствии с законодательством в течение месяца после решения суда редакция может подать апелляцию. И.Бокий сказал, что публикации, послужившие поводом судебного разбирательства, были фрагментами из книги Василия Яременко «Євреї в Україні сьогодні: реальність без міфів». «Это была реклама книжки, оплаченная реклама», — подчеркнул он. Можно сказать, «реклама» получилась еще та...

То, что резонанс от судебного решения о закрытии газеты «Сільські вісті» будет большим и долгим, сомнений не вызывает. Закрытие газеты, если такое произойдет, может стать прецедентом и на долгие годы задать тональность отношениям между «третьей» и «четвертой» властями. Есть шанс, что этот прецедент будет иметь положительные последствия. Он будет реальным, если рассмотреть конфликт, который привел к сенсационному судебному решению, не с конца, как уже делают и будут делать многочисленные политические комментаторы, а с самого начала.

РАМОК ПОКА НЕ СУЩЕСТВУЕТ

Главная проблема судебной защиты прессы и от прессы состоит сегодня в отсутствии нормальных рамок судебной практики в делах по искам к печатным и другим СМИ. Традиция подавать на газеты в суд была утрачена во времена, которые мало кто не помнит. Если существование имущественных исков друг к другу среди «строителей коммунизма» избежать было невозможно, а поэтому сложилась кое-какая судебная и следственная практика, то адекватно оценивать вред, нанесенный чести, достоинству и деловой репутации наш суд так до сих пор и не научился. Не говоря уже о применении «смертельных» для прессы статей закона в отношении призывов к насилию, к свержению конституционного строя или разжиганию межнациональной вражды, практика применения которых практически отсутствует.

Еще не сформированное во что-то иное постсоветское общество должно было какое-то время потратить на самоопределение. В законе, даже написанном лучшими законодателями, всегда будут недействующие статьи. То есть будет предусмотрено наказание за поступки, которых или никто не допускал, или на которые никто не обращает внимания. Так, например, статья Уголовного кодекса приравнивает публичную нецензурную брань к хулиганству и предусматривает за это конкретное наказание вплоть до лишения свободы. Если бы эту статью начали применять буквально, угроза заключения нависла бы над значительным количеством граждан.

Приблизительно такую же немерянную широту приобрела в перестроечные времена отечественная свобода слова. Вершина этой свободы — ненормативная лексика зазвучала с киноэкранов, сцен театров и концертных залов, разнообразных аудионосителей.

Появилась и соответствующая литература. Рано или поздно, кто- то должен переступить невидимую черту и заставить обиженных защищаться через суд. И именно судебная практика должна установить то, чего таки нельзя обнародововать через СМИ.

НЕ ЦВЕТОЧКИ

Автор умышленно оставляет без внимания многочисленные судебные дела с претензиями к СМИ, участником ряда которых ему пришлось и до сих пор приходится быть. Здесь в стране все более-менее стабилизировалось. Влиятельные политики успокоились и практически уже не давят на суды с требованиями удовлетворить свои многомиллионные иски к газетам и телеканалам. Суды научились затягивать эти дела до бесконечности, а ответчики в свою очередь действовать «на опережение», грамотно защищая свои интересы. Схемы избежания материальной ответственности по судебным искам преподают сегодня молодым журналистам на семинарах, как малышам в школе таблицу умножения, и даже открыто публикуют в прессе и справочной литературе. Но это все не касалось упомянутых «смертельных статей», которые предусматривают не возмещение истцу неимущественных убытков, а закрытие издания.

Упомянутые статьи до сих пор были практически «мертвыми» по той причине, что закрытие издания не представляется для подавляющего большинства отечественных СМИ реальной опасностью. Никому не запрещено назавтра издавать вместо закрытой газеты новую, только что зарегистрированную согласно действующему законодательству. Именно поэтому успешно издавались и издаются малотиражные издания правых и левых экстремистов с самыми страшными антиконституционными призывами. Закрытия этим изданиям нечего бояться, а славу в случае чего можно заполучить на полжизни. Издателей газеты, закрытой за то, что призывала к свержению существующего строя, сразу же ожидает огласка всеми возможными радиоголосами и информагентствами, они сразу же подпадут под защиту многочисленных международных фондов. Не обращать внимания на издания с несколькими десятками или сотнями читателей — именно такая практика укоренилась среди тех, кого могут оскорбить призывы наподобие «бей хохлов» или «геть москалів».

Именно по вышеприведенным причинам судебные дела по исками к СМИ не могли до определенного времени вырасти от цветочков «возмещения морального ущерба» до ягодок «закрытия издания». И сами цветочки оказались пустоцветами: желающих поживиться за счет исков к СМИ становится каждый раз меньше, а суммы таки возмещенного «морального ущерба» часто обижают истцов еще больше, чем слова, за которые они присуждены. Так было до сих пор, но не могло продолжаться всегда.

ОПЯТЬ ЕВРЕИ

Сразу же предупреждаю, что подзаголовок несет только позитивную оценку действий украинцев еврейского происхождения, которые таки довели до суда дело с откровенно антисемитскими публикациями в ряде отечественных СМИ. Когда автору в прошлом году показали зоологически антисемитскую статью в «Сільських вістях», я сначала было заподозрил, что это какие-то ненастоящие «Сільські вісті», что-то вроде тех, которые как будто выпускались несколько лет назад так до сих пор и не найденными недоброжелателями. До сих пор убежден, что ни издатели, ни спонсоры, ни редакция этого массового издания не способны мыслить в стиле показанной мне статьи. Это было похоже или на то, что газету «подставили», или на то, что газета «подставилась» случайно или умышленно. Водителям автомобилей хорошо известна практика, когда владелец нуждающегося в ремонте транспортного средства умышленно подставляет свою машину под удар другого участника движения, чтобы потом списать на него все, что было сломано за десять лет до столкновения.

Думаю, что авторы иска к «Сільським вістям» понимали, как ответчики могли использовать их иск, давали себе отчет в риске, которому подвергались. Девяносто процентов «трезвых политиков» в подобном случае решили бы «не связываться». Тем более, что за высокотиражными «Сільськими вістями» незримо маячит фигура лидера социалистов Александра Мороза в виртуальных белых одеяниях «честного политика». (Правда, интернет-издания социалистов много «сообщают» о «морали» лидера СПУ.) Но истцы оказались евреями, т.е. представителями народа, который уже много лет ничего не боится.

Как говорят в старых одесских анекдотах, вы будете смеяться, но иск к «Сільським вістям» был с самого начала таки абсолютно выигрышным для истцов и безнадежно проигрышным для ответчиков.

Первый туман, напущенный вокруг «закрытия рупора независимой мысли», развеется, и многочисленные зарубежные партнеры украинских социалистов не смогут не увидеть в действиях «рупора» откровенного антисемитизма. Авторам или вдохновителям такого в цивилизованной Европе руки не подают и вместе за стол переговоров не садятся. Если направленные против отдельных политиков и насыщенные грязной похабщиной интернет- творения еще могут подать зарубежным партнерам как проявление «особенностей славянского менталитета», то антисемитизм, он и в Африке антисемитизм.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Вполне возможно, что такой громоздкий печатный орган, как «Сільські вісті», стал обременять его финансовых доноров, и судебное решение о закрытии издания является наилучшим выходом из сложившейся ситуации. Если это не так, то какие-нибудь «Сільські вісті плюс» мгновенно заполнят место, которое освободилось и удовлетворят потребность сотен тысяч сельских тружеников в статьях, вдохновленных украинским социализмом. Часть политической оппозиции получит свою долю «паблик релейшенз», еще раз став «жертвой режима». Суды, выдержав апелляции и кассации, четко установят практику рассмотрения такого рода исков. Евреев определенное время никто не будет обижать...

МНЕНИЕ

Прокомментировать заявление Соцпартии о «политическом заказе» корреспондент «Дня» Владимир ДЕНИСЕНКО предложил председателю Международного антифашистского комитета Александру ШЛАЕНУ:

— Администрация Президента является органом власти Украины. Международный антифашистский комитет в своем названии уже предполагает не чисто украинский, а международный характер общественной организации, объединяющей антифашистов всех стран. Поэтому никакого влияния на нас со стороны Администрации Президента не было, нет и, надеюсь, не будет.

Пора наконец понять, что Украина — правовое государство и что законы принимаются для того, чтобы они исполнялись, а не декларировались. Международный антифашистский комитет подал в суд на редакцию газеты «Сiльськi вiстi» за разжигание межнациональной розни, пропаганду антисемитизма, исходя именно из этих предпосылок. И суд поступил в соответствии с украинскими законами, которые очень просто трактуют санкции по такого рода преступлениям. Они не говорят о предупреждениях, штрафах, а говорят о закрытии печатного органа или СМИ, которые занимаются разжиганием межнациональной розни в стране.

В Парламентской Ассамблее Совета Европы оппозиционные силы могут подавать вопрос под темой «Антисемиты всех стран, соединяйтесь!». Потому что когда мы представим ПАСЕ тексты опубликованных статей, реакция будет очень отрицательной уже не для редакции, а для Украины в целом. Потому что если бы в любой другой цивилизованной европейской стране в каком-либо издании появилась хотя бы половина того, что они опубликовали, это было бы поводом для громкого судебного процесса.

Что касается рекламы. В Украине существует закон, который гласит, что рекламные тексты, которые публикуются в печатных органах, сопровождаются соответствующим значком. В «Сiльських вiстях» этого не было. Более того, первая публикация в июле 2002 года называлась «Думка вченого». И в последующих публикациях газета «Сiльськi вiстi» отстаивала свою позицию публикаций этих материалов как собственных, но не рекламы.

Николай НЕСЕНЮК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ