Тихая улица — ни машин, ни людей. Из традиционного сельмага, к которому прилагается то ли бар, то ли столовая, выходит компания. У каждого в руках по литровому пиву, «Хлебный дар» — один на всех. «С праздником!» — поспешили мы познакомиться. «С каким? — недоуменно поинтересовалась компания. — А, с независимостью что ли? Тогда и вас». И не успев договорить, скрылась на ближайшей улице.
Именно так нас встретила Белогородка праздничная. За 11 километров от Киева, где на тот момент возлагали венки, молились за Украину и любовались страной из цветов, что раскинулась в Печерском ландшафтном парке, все как будто замерло. «Наверное, вечером в центре будет концерт», — с неуверенностью сказала девушка на разливе. «А сейчас празднуем, как можем. Вот хотели флажки желто- голубые повесить или те, революционные, но за ними аж в столицу ехать пришлось бы», — вздыхает она.
Двигаемся дальше. Пейзаж все тот же. Меняются только таблички у дороги — Белогородка, Бобры, Петривцы... На скамейке у дома с задумчивым видом сидит пожилая пара — Петр Антонович и Александра Ивановна. «24 августа — это особенный праздник, день всех патриотов, — начинает беседу глава семейства. — Что бы с нами со всеми было, если б 14 лет назад не стали «самостийными». Я вот слежу за новостями и вот что думаю: Господь Украину не оставит, все у нас будет хорошо». «Главное — дожить до этого», — уточняет Александра Ивановна. По ее словам, недавно им с мужем пересчитали пенсию — надеялись, что, наконец, смогут себе позволить и к детям в Киев ездить, и покупать себе что-то новенькое. Но пришли на почту и изумились. Петру Антоновичу отныне полагается 300 гривен вместо 350-ти, а Александре Ивановне — 320 вместо 400. «Может, что-то перепутали и ошибку исправят, — говорит Александра Ивановна. — Хотя вряд ли». Нынче семья живет только благодаря своему огороду. На хлебе стараются экономить — здесь буханка стоит около двух гривен. Не говоря уже о сахаре, килограмм которого в селе нынче оценивается в 5 гривен 50 копеек. «Но все равно я патриот и оптимист, — говорит Петр Антонович. — Изменилась власть, и у нас все пойдет к лучшему. Вот соберемся вечером с соседями и выпьем по сто грамм за будущее Украины».
Как оказалось, отмечать День Независимости в селах именно так и принято — своим очень узким кругом. Во всяком случае, в Киево-Святошинском районе Киевской области все жаждущие активности перемещаются либо в столицу, либо в Боярку. Здесь, по традиции, оргкомитет начинает свою работу за несколько месяцев до события. Идет тщательный отбор художественных коллективов, отработка сценариев и торжественных речей. В этом году все было почти как в прошлом. Разве что, сетовали гости, открытый стадион, жара и толпы народа — вещи несколько несовместимы. В остальном же празднующие остались более чем довольны. Нет, дело не в костюмах детского ансамбля «Азгар», не в мелодичности песен в исполнении ветеранского хора и даже не в выставке изделий мастеров народного творчества. «Гвоздем» программы оказался... сахар, из Госрезерва, по 3 гривни 30 копеек. А еще — распродажа шампиньонов и фруктов. Словом, речи о плодородных черноземах, «соловьиной мове», патриотизме и национальной гордости остались не услышанными. Экипировавшись сумками и даже мешками, боярчане и жители окрестных сел целенаправленно двигались к грузовым машинам, где располагался вожделенный товар. В какой-то момент возник даже эффект дежа вю — так часто и громко звучало пресловутое «Я стояла».
К сожалению, покупочные хлопоты многим не позволили рассмотреть то, что действительно могло бы повлиять на национальную гордость и патриотизм. К примеру, выставку изделий народных умельцев. Практически каждое окрестное село было представлено на празднике Независимости своей работой. Чуть керамики, чуть ткачества, а остальное — вышивка. Как рассказывали организаторы, большинство авторов изделий постигали науку либо самостоятельно, либо при помощи опытных в этом деле родителей. Результат: помимо традиционных сорочек, на выставке можно было увидеть целые композиции «крестиком» и даже лик Пресвятой Богородицы.
Праздник Независимости в Боярке посетил также художник Юрий Пацан. Нынче его картины можно встретить в частных коллекциях России, Германии, Китая. Но при этом Юрий Иванович никогда и не думал посвящать себя кисти и холсту. Автокатастрофа. Сильный перелом позвоночника. Когда Юрий уже смог сидеть, то почувствовал острую потребность в творчестве. Все началось с сувениров — он плавил пластиковые бутылки и создавал небольшие композиции из цветов, листьев и веток винограда. Затем художник увлекся иконами — стал перерисовывать лики святых. А вскоре перешел и к масляной живописи...
На празднично украшенном стадионе Боярки картины Юрия Пацана пользовались, пожалуй, самым большим спросом. Как признался художник, не приехать сюда он просто не мог. «Эта местность — моя малая родина. А как же отмечать праздник страны вдалеке от места, где родился?» — недоумевает Юрий.
Впрочем, есть мнение, что 24 августа — вовсе не праздник. Во всяком случае, наряженный в вышиванку и соломенную шляпу Виктор Гурдзинский именно так и полагает. «То, что навязывается, никогда не станет искренним. Поэтому, наверное, должны смениться поколения, дабы День Независимости воспринимался как настоящий праздник». По мнению Виктора, сегодня отнюдь не обязательно устраивать пышные гуляния и раз в год дружно восхвалять Украину. Нужно только одно: чтобы каждый ее житель хотел и стремился сделать что-то полезное для своей страны.