Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Президентский дебют

22 февраля, 2000 - 00:00

Сегодня Президент Кучма впервые выступит с ежегодным посланием к парламенту, в котором есть пропрезидентское большинство. Послание «Україна: поступ у XXI ст.» должно определить основные направления развития страны на ближайшие годы. В нынешнем году традиционное послание Президента имеет особое значение, учитывая новый характер отношений, сложившихся между Президентом, правительством и парламентом. Еще до появления проекта послания представители большинства заявляли, что оно может стать основой для выработки программы действий парламентского большинства. С другой стороны, можно утверждать, что общество ждет от Президента решительных действий, направленных на выход страны из кризиса, и надеется найти подтверждение своим ожиданиям в заявлениях Президента. Возможно, ситуацию, в которой появилось это послание в чем-то можно сравнить с ситуацией 1994 года, когда общество ожидало изменений к лучшему от новоизбранного Президента. Проект послания Президента парламенту появился в печати 21 января и «День» уже публиковал отзывы наших экспертов по проекту послания. Сегодня мы продолжаем обсуждать основные положения проекта послания.

«Оценивая послание Президента парламенту, нужно обязательно учитывать, что мы имели возможность пока познакомиться только с проектом этого документа, — подчеркнул в разговоре с корреспондентом «Дня» народный депутат Александр ЛАВРИНОВИЧ. — Сегодня мы увидим, как будет выглядеть этот документ с учетом пожеланий и предложений, полученных Администрацией Президента после 21 января. Если же говорить в целом о проекте послания, то в нем, на мой взгляд, нет ничего такого, что показывало бы изменение подходов Президента к основным проблемам, стоящим перед Украиной. Даже если сравнить это послание с аналогичным документом 1994 года, то можно сделать вывод, что основные направления, задекларированные еще 5 лет назад, сохранены. Вместе с тем появились некоторые новые нюансы в проведении административной реформы, реформирования ТЭК — основные направления действий в этих сферах в послании- 2000 очерчены более четко.

Я рассматриваю это послание как план, для реализации которого требуются конкретные мероприятия. На мой взгляд, этот документ и должен, собственно говоря, определять только основные направления дальнейших действий — то есть глава государства озвучивает направления, по которым в дальнейшем должны работать соответствующие органы власти, в частности Кабинет Министров. Очевидно, что вопросы того, кто и как будет реализовывать намеченное в послании, не являются предметом этого документа. Поэтому я бы не брал на себя смелость давать оценку посланию в целом на основе того проекта, который был опубликован в печати. Однако, к сожалению, заметно, что в документе есть несогласованности и даже противоречия в стилистическом и смысловом стиле. Тем не менее, если в предыдущие годы действия органов власти и, в том числе, самого Президента не совпадали с задекларированными намерениями, то в этом году есть надежда, что подобная ситуация не повторится».

«Послание Президента, на мой взгляд, отвечает своему назначению и отражает видение Президентом ситуации в стране, — убежден Борис БЕСПАЛЫЙ, фракция «Реформы- Конгресс». — Основные положения этого документа совпадают с инаугурационной речью Леонида Кучмы и не содержат в себе никаких новаций. Я бы сказал, что ежегодное послание Президента к парламенту образца 2000 года представляет собой набор общих положений и, в принципе, не рассчитано на непосредственное исполнение. Насколько сам Президент собирается следовать ему — большой вопрос; о реальных же действиях нужно судить по тем шагам, которые предпринимаются Президентом Кучмой.

Можно ли считать, что эта программа задает какой-то общий вектор развитию общества на ближайшее время? На мой взгляд, нельзя, так как в ней содержится целый ряд противоречивых положений. Так, ряд направлений послания, касающихся административной и аграрной реформы, развития предпринимательства, и некоторые другие в целом можно оценить как положительные шаги в сторону дальнейшей демократизации и развития нормально функционирующей рыночной экономики. Однако самый главный вектор — вектор развития политической системы направлен в прямо противоположную сторону. «Сумма демократии», если можно так выразиться, в Украине постоянно уменьшается, зато роль и влияние Президента неуклонно возрастают. А это несовместимые процессы — нельзя проводить демократические реформы в экономике и одновременно «закручивать гайки» в политике. Вообще, я считаю, что за время своего второго президентства Леонид Кучма в целом не показал, что он действительно стал «новым Президентом» — основные направления его политической деятельности остались без изменений. Поэтому я думаю, что эту программу ожидает судьба всех предыдущих программ, если не будет изменен вектор политического развития. Тем не менее нужно отметить, что значительная часть населения Украины поддерживает курс Президента и надеется на наведение порядка «твердой рукой». При этом они не стремятся к дальнейшему развитию демократии и не считают, что этот процесс будет способствовать повышению уровня жизни. Скорее, они думают прямо противоположное».

Продолжение темы на стр. "Подробности"

Андрей МИСЕЛЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ