Украина, определив атомную энергетику в качестве локомотива укрепления энергетической безопасности, по-видимому, всерьез взялась за решение проблемы снабжения своих атомных электростанций собственным ядерным топливом. Вчера премьер-министр Украины Юрий Ехануров, находясь в Днепропетровской области, углублялся в вопросы ядерных технологий и создания в Украине так называемого ядерного цикла. Похоже, в Желтых Водах, где расположено госпредприятие «Восточный горно-обогатительный комбинат», а также в Днепродзержинске, на госпредприятии «Цирконий», он не пришел в особый восторг от возможностей этих ключевых предприятий украинской ядерной индустрии нарастить производство (в 2,2 раза до 2010 года и в 5—6,2 раза до 2020 года) и в то же время не смог что-то конкретное пообещать. А потому поручил рассмотреть возможность смягчения режима секретности в отношении урановых месторождений и уранового производства, чтобы создать условия для привлечения иностранных инвесторов.
Напомним, что правительство Украины заявило о намерении создать в Украине элементы ядерно-топливного цикла (за исключением обогащения урана) и переработки отработанного ядерного топлива. Кабинет Министров 15 марта утвердил стратегию энергетического развития страны до 2030 года, предусматривающую удвоение мощностей АЭС (сегодня около 14 ГВт) и диверсификацию источников поставки свежего ядерного топлива. При этом перед ВостГОКом поставлена задача к 2014— 2015 гг. полностью обеспечивать потребности украинских АЭС в уране, тогда как сегодня он обеспечивает их на 32%.
Идею государственно-частного партнерства в инфраструктурных проектах поддерживают и международные финансовые организации, тесное сотрудничество с которыми является для инвесторов верным признаком перспективности страны и ее проектов. Директор бизнес-группы Европейского банка реконструкции и развития «Юго-восточная Европа» Оливер Декамп считает, что государственно-частное партнерство позволит обеспечить взаимные гарантии как государству, так и частным инвесторам. ЕБРР готов помочь Украине в налаживании такого сотрудничества.
По-видимому, такое партнерство избрано правительством в качестве инструмента финансирования сложнейших и весьма затратных задач, связанных с намерениями уйти от почти полной зависимости от иностранного ядерного топлива в условиях, когда Украина имеет более чем достаточно собственных природных и интеллектуальных ресурсов, но ограничена в финансовых возможностях. Ехануров считает, что создаваемый в стране ядерно-топливный цикл (ЯТЦ) может включать в себя не только государственные предприятия, но и предприятия смешанной формы собственности. «Главное, чтобы конечный результат был выгоден», — сказал он во время посещения в Желтых Водах шахты «Новая», принадлежащей ООО «Восток- Руда», и подчеркнул: «Вы видите, люди вложили средства. Есть результат».
Впрочем, основную нагрузку по созданию ядерного цикла, по- видимому, все же придется нести налогоплательщику, а также всем тем, кто использует электроэнергию то ли в домашнем хозяйстве, то ли в бизнесе. Скорее всего, дополнительное свежее ядерное топливо Украина будет добывать за счет добавки к тарифу на электроэнергию. По-видимому, была также мысль использовать для этой цели прибыль «Энергоатома», но его руководство пока наотрез отказывается войти в ядерно-топливный цикл, для характеристики организационной структуры которого у Еханурова пока что не вызрело подходящее слово. «Я почему не называю это объединением, корпорацией или еще чем-то таким по ядерному топливу? Я называю это кластером, где все объединяются для работы на конечный результат», — подчеркнул премьер.
Собственное ядерное топливо для атомных электростанций, безусловно, позволит стране не только сэкономить немалые деньги, но и упрочить как энергетическую, так и политическую независимость. Вопрос лишь в том, все ли и до конца ли просчитало наше правительство, принимая такое решение. Отказавшись приобретать у России топливо для украинских АЭС, мы в то же время будем, по-видимому, вынуждены отправлять урановую руду на обогащение не куда-нибудь, а в ту же Россию. Сумеем ли мы в этом случае договориться о сходной цене и не повторим ли ситуацию с газом?
И, наконец, другое немаловажное обстоятельство. Одобрит ли и другая великая ядерная держава путь создания замкнутого ядерного цикла, на который становится Украина? Посол Соединенных Штатов Америки в Украине Джон Хербст, например, считает (и не говорит, что это его личное мнение), что создание замкнутого ядерного цикла в Украине является «не тем путем, по которому страна должна двигаться в своем обеспечении ядерным топливом».