Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Воспитывать ребенка нужно с момента зачатия

8 февраля, 2002 - 00:00

О проблемах воспитания детей, о максимальном развитии наилучшего, что заложено в человеке природой, размышляет доктор медицинских наук, профессор, лауреат государственной премии Украины в области науки и техники, директор Харьковского межобластного центра клинической генетики и пренатальной диагностики, заведующая кафедрой медицинской генетики Харьковского медицинского университета Елена Гречанина.

— Каждый человек, когда он уже сформировался, вспоминает тех, кто оказал самое серьезное влияние на его развитие и кого он может считать самым близким для себя человеком. В моей жизни это была бабушка — Анастасия Савельевна Татаринова, — которая была умным, добрым, глубоко образованным, интеллигентным от природы человеком. В семье в большом почете было трудолюбие, гостеприимство, стремление к познанию. У бабушки было восемь детей, я же воспитывалась у нее потому, что у меня очень рано умер отец, и мама была вынуждена много работать.

Самоутвердилась я рано: дети всегда участвовали в обсуждении семейных проблем и поиске выхода из сложных ситуаций. Бабушка меня не уставала хвалить и никогда не порицала, так как считала, что ребенок никогда не хочет специально сделать плохо, он всегда стремится сделать хорошо, но у него это может не получиться. Теперь я на это смотрю с позиции генетика и удивляюсь, как это бабушка догадалась, что для реализации генома нужно создать определенные условия. Мне кажется, что главная задача родителей — это не порождать проблему отцов и детей, которой в естественном виде в природе не существует. В отношениях с бабушкой у меня проблем не возникало, а с мамой было сложнее, так как она хотела, чтобы я была только такой, какой она меня себе представляла. Для бабушки же было важно, чтобы я реализовалась со всеми своими лучшими качествами, она всегда меня понимала. Ребенку нужно предоставлять возможность себя проявить в раннем возрасте. Недаром японцы и датчане разрешают детям до 5-летнего возраста все. Это способствует развитию познавательной функции, интенсивной реализации талантов.

На своих детях я смогла проверить, насколько была права бабушка. Давая мне очень большие возможности развиваться, больше поддерживая меня, чем порицая, бабушка предъявляла ко мне очень большие требования, но на фоне ее доброжелательности мне было стыдно выполнить работу некачественно. Мою старшую дочь Викторию воспитывала в основном мама.. Виктория сегодня очень интересный, сильный человек, с богатым внутренним миром (она художник), но при внутренней силе она вместе с тем нерешительна. Это следствие жесткого воспитания. Моя мама — человек очень требовательный, который чаще порицал, чем хвалил, — держала ребенка «в ежовых рукавицах», под давлением высоких требований.

Вторая дочь — Юлия — врач, генетик. Она родилась, когда я была взрослым человеком; и у меня отношения к формированию ее было сознательным. Я ей разрешала все, но это не значит, что я не ограничивала какие-то негативные действия. Я пыталась ей показать, что делать нехорошо и почему это делать не нужно, но при этом никогда не наказывала. Думаю, что именно поэтому Юлия в жизни чувствует себя более уверенно, так как на нее не накладывались в детстве тяжелые ограничения, как это было с Витой. Девочки очень разные, но при всем при этом обе дочери — мои любимые друзья.

И вот теперь у меня три внука, которым 20, 12, 5 лет. С младшим я теперь прохожу очередной этап в жизни, когда пытаюсь сформировать человека с теми ценностями, которые были значимы в нашей семье — честность, трудолюбие… Теперь это еще более осознанный эксперимент, который доставляет мне огромное удовольствие. Как-то эта кроха по собственной инициативе взяла и перемыла всю посуду. И, несмотря на то, что я многое за внуком незаметно переделываю, я его очень хвалю за работу. Похвала дает возможность почувствовать ребенку свою самодостаточность, испытать чувство гордости.

Мой жизненный успех формировался исключительно за счет труда и понимания того, что я призвана через свой труд достичь какого-то определенного положения в обществе, основываясь на альтруистическом начале. Возможно, что эгоизм — верхняя степень альтруизма, где-то эти два альтернативных понятия пересекаются. Мой жизненный успех также был обусловлен и моим стремлением снизить до минимума противоречия с окружающим миром. Если ты уверен, что делаешь очень нужное и важное для людей дело, не нужно тратить энергию, чтобы со своими оппонентами вступать в какую-то борьбу. Необходимо проявить твердость, оставаться самим собой всегда.

Мне очень хотелось, чтобы мой ребенок обязательно был добрым и умел сострадать человеческому горю. Я специально не придумывала защиты для своих детей от использования кем-то их доброты, хотя и осознавала такую опасность. Всегда старалась детям внушить, что чувство собственного достоинства, чувство гордости — это данная Богом защита, которую надо в себе реализовать.

Когда мои дети жаловались, что их кто-то обидел, я практически всегда принимала сторону детей. Старшая дочь хорошо знала литературу, писала стихи, но на выпускном устном экзамене ей поставили низкую оценку. Я встретилась с учительницей не для того, чтобы изменили оценку, а чтобы сказать ей о том, что она не имеет права с таким неуважением относиться к ученику, который достаточно хорошо проявил себя по этому предмету на протяжении года не только в школе, но и на олимпиадах. Дочь почувствовала, что она не одна в сложившейся ситуации, что у нее есть поддержка. Такого типа поддержка и формирует дружеские отношения с детьми. Мы же традиционно, не думая, зачастую стараемся поддерживать старших.

Я придерживаюсь мнения, что личность начинается с того момента, когда встречаются две половые клетки и происходит зачатие нового организма. Прямо с этого момента этот организм уже нужно уважать. Я говорю беременным женщинам, которые не следят за своим здоровьем: «Почему вы не любите своего ребенка?» Два года назад мы открыли Центр дородового воспитания детей. Японские ученые доказали, что дети слышат и понимают нас еще в утробе матери. Центры дородового воспитания детей есть еще в Париже и в Англии, а в Китае дородовым воспитанием детей занимались еще тысячу лет назад. Дети, которых полюбили еще до рождения, вырастают более доброжелательными, спокойными, хорошо реагируют на те голоса, которые обращались к ним со словами любви.

Девиантные (противоправные) формы поведения человека иногда связаны с особыми формами нарушения обмена веществ. Сегодня наукой разработаны способы ослабления неправильной работы гена у человека. С каждым годом ученые находят новые способы решения генных проблем. Когда же мы говорим о воспитании детей, то родителям важно вовремя заметить эту патологическую направленность и попытаться своим внешним воздействием скорректировать это негативное качество. Например, если ребенок небрежен, родители часто пытаются бороться с этим окриком, оскорблениями, обидами, а ведь поведение человека заложено генетически. Если у родителей хватит терпения каждый день, играя с ребенком, привить ему необходимые навыки, то они обязательно добьются положительного результата. Положительная внешняя среда помогает ослабить заложенную природой проблему. Часто учителя борются с негативным поведением детей плохими отметками по поведению. А бороться нужно совсем другим образом — выяснить причину такого поведения, но не на уровне обычного врачебного осмотра, а на уровне анализа его биохимических данных — нет ли нарушения обмена аминокислот, которое приводит к накоплению в мозге определенных веществ, вызывающих двигательную расторможенность. Бывает, достаточно изменить питание ребенка, чтобы все стало на свои места. К сожалению, у нас в Украине генетические центры еще недостаточно востребованы. А ведь если родителя тревожит поведение ребенка, то ему нужно обращаться не только к психологу, но и к генетикам.

Воспитывать ребенка нужно с момента зачатия. Мама — первая вселенная для ребенка. С момента рождения на первом месте — вопрос питания. Именно в этой области мы допускаем наибольшее количество ошибок, потому что мы, как правило, не учитываем индивидуальность ребенка, а заставляем его есть то, что считаем для него нужным. А ведь может оказаться, что ребенок не зря от чего-то отказывается. Все дети разные — и в питании тоже нужен индивидуальный подход, и нельзя силой навязывать ребенку свою волю. Даже грудного ребенка взрослые должны учиться понимать, чтобы поступать относительно него адекватно и не создавать ни ему, ни себе проблем. Сегодня генетики всего мира стремятся делать побольше скринирующих (просеивающих) программ на те болезни, которые наиболее распространены в данном регионе и которые можно вылечить в младенческом возрасте.

Реализовать себя как мать и как ученого мне дала возможность семья — мой муж, моя мама и мои дети, которые целиком брали на себя весь быт и даже помогали в несложной черновой научной работе. Семья имела одну главную воспитательную линию, и это давало возможность для взаимозаменяемости в семье. Главным для нас было, чтобы ребенок вырос порядочным человеком. Самый большой для меня комплимент, когда мужчина говорит: «Вы ученый, но вы больше женщина». Человек должен жить в той сексуально-психологической ориентации, в которой он запрограммирован природой. Когда женщина достигает каких-то деловых уровней, но перестает быть женщиной — это тяжело для самой женщины и ее окружающих. Человек должен оставаться самим собой. Я всегда следила за тем, чтобы дочки были модно одеты, хорошо выглядели, чтобы чистота светилась кругом. При нормальной семье это несложно.

Подготовила Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ