П роблемное и сложное экономическое положение украинской телевизионной индустрии в течение последних лет является чрезвычайно актуальной и популярной темой не только в среде парламентариев, журналистов и телекритиков, но и среди требовательной зрительской аудитории. Это и не удивительно, поскольку именно от обычного зрителя зависит рейтинговая позиция основных телеканалов. Самое важное для зрителя — чтобы определенная программа, ток-шоу или художественный фильм могли удовлетворить его интересы и увлечения и сообщить новую, объективную, интересную, волнующую информацию. То есть от телевидения требуется добросовестное выполнение трех функций: информативной, просветительской (в научной и культурно-духовной сферах) и развлекательной. Эти функции наилучшим образом выполняет общественное телевидение — единый демократический тип вещания, позволяющий только зрителям диктовать собственные «правила игры».
Истоки общественного телевидения берут начало во второй половине ХХ века, когда телевизионные технологии перестали быть громоздкими и стало понятно, что не за горами приход новой, цифровой эпохи. Цензура, засилье кич-культуры, рекламная перенасыщенность исчезают. Государство абсолютно не вмешивается в программную политику, создаются соответствующие советы, комитеты или комиссии, состоящие из представителей широкого круга общественности и избираются народом на определенный срок. В полномочия таких органов входит проведение мониторингов, опросов и социологических исследований, при помощи которых происходит тесный контакт между телевизионщиками и аудиторией: последний предоставляет неограниченное право решать судьбу конкретных программ и лично формировать структуру вещания и влиять на нее. Наиболее распространенная в мире модель финансирования общественного телевидения — абонентская плата пользователей (кроме того — государственные дотации и прибыли от продажи аудиовизуальных материалов), благодаря которой такое явление, как надоедливая реклама, перестает существовать. И что самое важное — на европейском уровне все это регулируется резолюцией «Будущее общественного телерадиовещания», утвержденной в Праге в 1994 году. Все государства — участники резолюции обязаны гарантировать независимость общественных вещателей от всякого политического и экономического вмешательства.
Ярким примером успешного функционирования общественного телевидения в Европе является три страны-лидеры: Дания, Швейцария и Великобритания. Маленькая Дания с пятимиллионным населением владеет двумя компаниями общественного вещания, которые на телевизионном рынке занимают 74%, а согласно альтернативным подсчетам — 70%. На радио эта доля составляет еще больше — 80%. Система финансирования — классическая. Одна компания финансируется из абонентской платы, размер которой определяется правительством на четырехлетний период. Другая получает двадцать процентов за счет абонентской платы, а восемьдесят процентов — за счет рекламы (акцентирую внимание на том, что это качественная реклама). В Дании не существует коммерческих общенациональных каналов, сигнал передается спутником, по кабелю или через местные ретрансляторы. Даже в тех регионах, где имеется в наличии прямая конкуренция между спутниковыми, кабельными и общественными вещателями, последним удается удерживать рейтинг на устоявшейся отметке — 60%. Уникальная черта Дании заключается в том, что объем финансирования общественного телевидения все время растет, он превышает все расходы на культурологическую сферу.
Швейцарская корпорация общественного телевидения SBC, основанная в 1931 году, ведет вещание на немецком — это 70% населения, на французском — 22% населения, и на ретороманском — 1% населения. В Швейцарии проживает семь миллионов людей, и 2 млн. 700 тыс. семей платят абонентскую плату, равняющуюся стоимости газеты или пол-чашки кофе. 90% семей имеют возможность смотреть 200 — 250 каналов кабельного телевидения в цифровом формате. В общей прибыли SBC 70% — это абонентская плата и 30% — размещение рекламы. Опросы показывают, что приблизительно 70% население Швейцарии положительно относятся к общественной системе вещания.
Всемирно известная британская корпорация телерадиовещания BBC стала лидером среди производителей программ в целом мире, информируя, занимаясь просветительством и развлекая. В 20 — 30 гг. ХХ века компания отражала взгляды высших слоев общества и верхнего слоя среднего класса. В наше время BBC регулируется рядом методов — собственными редакционными стандартами, достоверностью и оперативностью в освещении информации, соблюдением демократических отношений внутри коллектива. Отличительной чертой британского общественного телевидения является то, что его в эфире представляют разные люди — мужчины и женщины, пожилые и молодежь, толстые и худощавые, независимо от сексуальной, религиозной и политической принадлежности.
Эти три европейских эталона общественного телевидения должны стать объектом детального изучения украинскими медиа-профессионалами с целью найти самые лучшие достижения, проанализировать потери и просчеты и все таки начать подготовку к созданию настоящего и содержательного общественного телевизионного вещания в Украине. Стоит также позаимствовать иностранный опыт профильности и узкой специализации телеканалов. Жанровое распределение телевизионного вещания по формуле: информация, аналитика, культура, музыка, кинематограф, политика, экономика, молодежная жизнь, спорт добавляет ожидаемого позитива не только на Западе (CNN, Euronews, Eurosport, MTV, Fashion-TV, National Geographik, Discovery), но и в соседней России (Культура, Наше кино, Мир кино, НТВ-футбол, НТВ — детский мир, НТВ — планета животных и много других). С наступлением третьего тысячелетия украинское телевидение просто обязано сделать весомый взнос в становление нового независимого демократического европейского государства.