Соглашение об ассоциации с ЕС, подписанное в 2014 году, - то, что определяет украинское политическое будущее. Однако что это означает на практике, в экономической плоскости - знает далеко не каждый. Впрочем, именно от успешного выполнения этой части зависит, насколько Украина продвигается в данном направлении. Об одном из важнейших секторов этого процесса - цифровизации - говорилось при обсуждении исследования «Преимущества для бизнеса от интеграции Украины в Единый цифровой рынок ЕС». Организатор события - ОО «Украинский центр европейской политики» (УЦЕП).
Пассионарии и впечатляющие темпы э-коммерции
Изменения в Украине двигают пассионарии, которым не безразлично наше евроинтеграционное будущее. Его важной частью является присоединение к Единому цифровому рынку (ЕЦР) ЕС, убеждена исполнительный директор ОО «Украинский центр европейской политики» Любовь Акуленко.
Драйвером цифровизации (диджитализации) является электронная коммерция, которая в последнее время демонстрирует впечатляющую динамику как в Евросоюзе, так и в Украине. В частности, в ЕС за прошлый год этот рынок вырос на 10% - до 717 млрд евро. Он в 400 раз больше, чем украинский, поэтому является привлекательным для нас. Вместе с тем, и украинский рынок является важным для ЕС: за тот же период рост на 40%, ожидается, что в течение пяти следующих лет его объем удвоится.
И это лишь один из секторов «цифровой евроинтеграции», движение Украины сдерживает то, что мы не приняли в полной мере европейское законодательство.
Председатель экспертной группы УЦЕП по цифровому рынку Андрей Дресвянников, который, собственно, представил исследование, конкретизировал, что на практическом уровне такое присоединение требует принятия европейских технических стандартов и регламентов, а затем - следования им.
И оно того стоит, ведь Единственный цифровой рынок ЕС – это многомиллиардные возможности для украинского бизнеса, доступ к новейшим технологиям, развитие производств с повышенной добавленной стоимостью.
По словам Андрея Дресвянникова, э-коммерция в себе содержит потенциально больше денег. «Чтобы понять этот рынок, представьте себе 293 млн человек, что-то покупающих онлайн, из них 220 млн - за рубежом. Средний чек, потраченный европейцем за год, составляет примерно 1000 евро. Фактически этот рынок в мире переживает бум, особенно с пандемией. И, по прогнозам, он перевалит за триллион евро в 2023 году», - пояснил он.
По оценкам, Украина наторговала через э-коммерцию с зарубежьем 450 млн долларов - и это пока небольшие объемы. Особенностью является то, что поскольку операции осуществляются не на украинских платформах, а с зарубежных, то деньги остаются там, поэтому, по словам эксперта, отечественные платформы должны активно выходить на рынок ЕС.
С другой стороны, украинский бизнес ограничивает то, что с июля этого года Европа ввела у себя НДС и дополнительную пошлину на покупки онлайн с иностранных платформ.
«ПРОГРЕСС ЕСТЬ, НО ОН НЕДОСТАТОЧНЫЙ»
Председатель экспертной группы УЦЕП по цифровому рынку выделил 7 основных направлений, из которых состоит ЕЦР ЕС:
- защита данных;
- защита потребителя;
- электронные транзакции (сейчас у нас есть инициативы, направленные на ограничение банковской комиссии, то есть сделки должны быть дешевле и быстрые);
- устойчивое развитие;
- налоги (как говорилось выше, э-коммерция начала облагаться НДС и пошлиной);
- конкуренция;
- э-логистика.
Андрей Дресвянников подробно остановился на секторах доверительных услуг телекоммуникаций. В частности, Украина имеет прогресс в первом из них, однако этого слишком мало. «Если сравнивать с 2018 годом, то у нас есть улучшение. Но если смотреть на более долгосрочные тренды в контексте мирового развития, то этого недостаточно», - отмечает он.
Иллюстрацией является ситуация на рынке электронных подписей в Украине. По состоянию на 2020 год их зафиксировано 7,2 млн, однако лишь 4,5 млн из них уникальных и, что главное, – только 12% соответствует требованиям регуляции европейского сообщества.
К тому же, по его словам, имеем значительную концентрацию выдачи этих подписей у государства. «ПриватБанк» вместе с Налоговой службой фактически держат рынок. Доля же частных компаний за последние годы уменьшилась в два раза – с 18 до 9%.
Еще один пример, на который указал эксперт, - сервисы «Дія» и SmartID «ПриватБанка». Работают они по определенным стандартам криптошифрования и защиты, при этом европейские - применяются лишь частично. «Потому и документооборот, и электронная идентификация непонятны в Европе», - отмечает Андрей Дресвянников.
Другой важный сектор – телекоммуникации. Здесь, отмечает эксперт, одним из основных вопросов является согласование частотных спектров, выделение их для будущего 5G, а также обеспечение доступа широкополосного интернета в сельской местности и как можно более широкое
покрытие им страны в целом. Ведь ни электронные сервисы, ни коммерция невозможны, если нет покрытия.
«У нас принят новый кодекс относительно телекоммуникаций, есть новый проект закона о регуляторе коммуникаций, однако процесс тоже требует ускорения. Доступ к ЕЦР ЕС возможен при условии выполнения всех требований в э-коммерции, доверительных услугах и телекоммуникациях», - заключает эксперт.
КЛЮЧЕВУЮ РОЛЬ БИЗНЕСА
Во время дебатов относительно того, работает ли сейчас украинский бизнес с европейскими компаниями в электронной форме и какие проблемы имеет с этим, сопредседатель комитета по информационно-коммуникационным технологиям Союза украинских предпринимателей (СПУ) Александр Вернигора заявил, что отечественные предприятия все больше используют электронный документооборот и доверительные услуги. В частности, об этом свидетельствуют статистические данные: в 2020 году осуществлено 7,2 млн подписей и 4 млрд транзакций с использованием электронной подписи.
Вместе с тем он обратил внимание на то, что Украина до сих пор не подписала ни с одной страной соглашение о взаимном признании электронных доверительных услуг, есть только протокол о намерениях с Эстонией. А это то, что ускорит и товарооборот с ЕС, и непосредственно будет влиять на отечественную экономику.
«Чтобы гармонизировать / синхоронизировать процессы в ЕС, нужно сначала запустить процессы в Украине. В частности, такие направления: бизнес-государство, бизнес-бизнес, а потом уже украинский бизнес и зарубежный. Еще необходимо уделить внимание киберзащите», – добавил он.
В свою очередь, директор ОО «Украинский центр европейской политики» Любовь Акуленко обратила внимание на проблему электронного документооборота в Украине, ведь сейчас этот вопрос официально не решен на законодательном уровне. Как следствие, все, кто его использует, рискуют подпасть под санкции налоговой.
Не последнюю роль в том, что Украина встала на путь диджитализации и активно движется, играет бизнес, убеждена руководитель направления Регуляторное, бытовая техника Европейской Бизнес Ассоциации Виктория Куликова. По ее словам, Минцифры, профильные парламентские комитеты прислушиваются к мнению предпринимателей.
Она согласна с тем, что сектор э-коммерции в ЕС и во всем мире динамично растет. Однако в Украине, по ее словам, это происходит несколько стихийно. «У нас есть закон о э-коммерции, но он имеет больше декларативный характер: нет штрафов, санкций, привлечения к ответственности за его неисполнение. Поэтому он часто не выполняется, потребители в Украине не защищены», - отметила она.
Также в Украине законодательно не урегулирован вопрос площадок для размещения товаров, в частности: MarketPlace и Price aggregator. Сейчас, по словам Виктории Куликовой, Минэкономики выработало новый проект закона о защите прав потребителей, построенный на основе европейских директив, и там предлагается их определение с тем, чтобы потребители онлайн были не менее защищены, чем оффлайн.
В ЕС также продолжается процесс доработки этого направления и даже уже сделаны законодательные шаги, поэтому важно в этом вопросе (и вообще) двигаться сообща.
«Украине многое предстоит сделать на пути к ЕЦР ЕС. В конце концов, это нужно не только для евроинтеграции, но и для того, чтобы гражданам Украины было удобно и цивилизованно жить», - подытожила эксперт.
КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Первый заместитель председателя комитета по электронным коммуникациям при Торгово-промышленной палате Украины (ТППУ) Олег Гайдук, сделал особое ударение на кибербезопасности. Это то, чего в Европе не хватает, однако ее важность возрастает с каждым днем.
Речь идет о хакерских атаках, в частности, массовом применение программ вымогателей, особенно Россией. Из последних примеров, самая крупная шведская сеть супермаркетов Coop Sweden вынуждена была закрыть 800 магазинов. «Цели - удар по обществу, дестабилизация ситуации в странах ЕС», – говорит он.
И на данном этапе, отмечает Олег Гайдук, меры, которые принимаются властями ЕС, не устраивают европейский бизнес.
«Это важно, потому что, на мой взгляд, будет менять законодательно-нормативное поле Европы. Украине очень важно делать это вместе с ЕС», – отметил эксперт.
С другой стороны, по словам первого заместителя председателя комитета по электронным коммуникациям при ТПП, Украина тоже может помочь ЕС справиться с этой проблемой, ведь государство-агрессор с 2014 года отрабатывает в Украине хакерские атаки и у нас есть огромный опыт.