Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Область без главы

Что зависит от губернатора?
23 октября, 2007 - 19:31
ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА

Указ Президента Украины Виктора Ющенко об увольнении Юрия Павленко с должности председателя Житомирской облгосадминистрации согласно его заявления не стал неожиданностью ни для жителей области, ни для столичных аналитиков. Вопросы журналистов и не только журналистов, долго ли он собирается работать, посыпались на него с первых дней пребывания на этой должности, то есть с конца прошлого года. Причем это был четвертый губернатор «оранжевого» призыва. Впрочем, тогда новый губернатор уверял, что собирается добиться своеобразного «житомирского прорыва» с тем, чтобы область поднялась выше с последних мест в различного рода рейтингах. Возможно, если бы не было досрочных парламентских выборов, он работал бы в области и дальше. Но пройдя в Верховную Раду в главной десятке блока «Наша Украина — Народная самооборона», очевидно, оказался перед искушением вернуться в качестве политика в столицу в престижном статусе. Тем более, что Ю. Павленко некоторые обозреватели и политологи уже «сватают» на должность вице-премьера по гуманитарным вопросам в новом правительстве или, по меньшей мере, в кресло министра по делам семьи, молодежи и спорта, в котором ему, по его же словам, очень нравилось.

Успел ли он за время управления приблизиться на Житомирщине к тому, что было бы похоже на прорыв? Если взять укорененные с советских времен показатели, то в определенных отраслях наблюдался их рост. В частности, в промышленности существенно увеличился объем выпущенной продукции, в добывающей отрасли поползли вверх платежи в бюджет. В модных нынче рейтингах социального развития область поднялась на несколько позиций. Относительно последнего, то молодой губернатор особенно много внимания уделял вопросом семьи, охраны материнства и детства. Поездки по области с участием в различного рода публичных мероприятиях стали обыденным явлением — причем пиаровская сторона дела отрабатывалась очень тщательно. Возникал вопрос, когда же губернатор успевает заниматься организационными вопросами, глубоко анализировать состояние дел в той или иной отрасли, контролировать выполнение своих распоряжений и поручений? Решения, которые принимались коллегией облгосадминистрации, ничем не отличались от того, что было раньше, и звучали совсем «по- советски» — масса неконкретных формулировок в стиле пожеланий и рекомендаций. Впрочем это отображает реальную ситуацию — имея, в соответствии с законом, большой объем ответственности и полномочий, местные государственные администрации, опять же на законодательном уровне, по большей части не имеют реальных рычагов для их обеспечения. Ю. Павленко, как и другие губернаторы, имел очень ограниченные возможности для прямого влияния на субъекты хозяйственной деятельности, и это хорошо. Но по той же причине он не мог делать кардинальных шагов в экономической сфере, разве что создавать благоприятные условия для инвесторов. То есть как не стоит вменять в заслугу губернатора экономические успехи региона, так и нельзя возлагать на него ответственность за снижение тех или иных производственных показателей (на Житомирщине, например, в нынешнем году снизились объемы валовой продукции сельского хозяйства). Следовательно, эти показатели не могут быть мерилом успешности его деятельности. Как не могут быть таким критерием результаты парламентских гонок — на последних выборах блок «Наша Украина — Народная самооборона», по сравнению с предыдущими выборами, опустился на ступеньку ниже, пропустив вперед, кроме БЮТ, еще и Партию регионов. Но, очевидно, дело не в том, что пиар Ю. Павленко своей губернаторской деятельности в качестве представителя «НУ-НС» был недостаточным (скорее, как говорится, более чем мощным). Нынешняя кампания показала, что большинство избирателей продолжают реагировать на харизму лидера всей политической силы, а не на качества руководителя региона, который ее представляет. Плюс БЮТ явно превзошел все другие партии и блоки в организации агитационной работы. Поэтому тезис, который выдвигал Ю. Павленко до выборов, а именно, что он останется на должности, если «НУ-НС» в области опередит всех конкурентов, выглядит неубедительно. Как и некорректной по вышеуказанным причинам является критика губернатора за показанный этим блоком результат.

Что было заранее ошибочным, но настойчиво пропагандировалось им в первые месяцы пребывания на должности, так это желание объединить местные элиты. Это смахивало на розовый идеализм, поскольку местные политики и предприниматели по большей части ориентируются на конкурирующие партии. Кроме того, зачастую каждый из них имеет собственный материальный интерес, который пытается обеспечить с использованием своего политического влияния. Объединить их можно, только договорившись о распределении доступа к тем или иным ресурсам, например — недра, земли, леса. «Объединение элит» по-житомирски привело в областном совете в результате измены части депутатов от БЮТ и «Нашей Украины» своим политическим силам (в том числе бывшей «нашеукраинки», председателя облсовета Ирины Синявской) к фактическому параличу этого органа местной власти.

Сейчас в области, и не только в области, активно обсуждается вопрос, кто может занять место, освобожденное Ю. Павленко на Житомирщине? Очевидно, он уже стал предметом политического торга в связи с результатами парламентских выборов. Безусловно, на него будет претендовать БЮТ, у которого в регионе наилучший результат. Из кандидатур, которые этот блок может выдвинуть, в первую очередь, фигурируют глава областной организации ПО «Батьківщина», депутат Верховной Рады V созыва Сергей Пашинский и заместитель председателя облгосадминистрации Игорь Орлов, который пришел в «Батьківщину» только перед выборами 2006 года. Однако возможны другие варианты. Вероятно, что в качестве компенсации этой должности будут добиваться «регионалы». Однако безоговорочной, в первую очередь, с точки зрения моральных качеств и незамкнутости на собственных материальных интересах кандидатуры у них не просматривается. Разве что они поддерживают относительно нейтральную фигуру. Такую, например, как нынешний городской председатель Бердичева Василий Мазур, о возможности появления которого в губернаторском кресле говорили еще во время предыдущей смены главы области. Это руководитель с явной харизмой, опытный организатор, умеет работать с людьми и привлекать к себе их симпатии, позиционирует себя как патриот своего города и края. Не исключается, что на ступеньку выше поднимется нынешний первый заместитель председателя облгосадминистрации, член литвиновской Народной партии Владимир Загрывый, который также в свое время фигурировал в числе претендентов. Особенно в случае, если «оранжевая коалиция» пожелает расширить свои ряды. А вот в рядах местных «нашеукраинцев» не видно сильной фигуры. Как бы там ни было, но от жителей области часто можно услышать, что им на этой должности надоели «десантники» из столицы, пусть в большинстве, и происхождением с Житомирщины — из пятерых, которые ее занимали за последние четыре года, таких было четверо. И сразу возникали сомнения, задержатся ли они здесь хотя бы на несколько лет.

КСТАТИ

Глава Тернопольской областной государственной администрации Иван Стойко подал заявление на имя Президента Виктора Ющенко об отставке с занимаемой должности. Об этом сообщают Украинские новости, ссылаясь на пресс-службу облгосадминистрации. «Заявление Стойко написал в понедельник, 22 октября. Такое решение Иван Михайлович принял в связи с избранием его народным депутатом Украины», — говорится в сообщении. «При этом губернатор заявляет, что, независимо от места работы, он и в дальнейшем будет отстаивать позиции Тернопольской области и ее жителей», — добавляет пресс-служба.

Иван Стойко избран депутатом Верховной Рады VI созыва по списку блока «Наша Украина — Народная Самооборона» (№46). 4 февраля 2005 года Ющенко назначил Стойко тернопольским губернатором. www.ПРАВДА.com.ua.

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ