Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Приоритеты и инструменты

Путь к центру демократии на просторах СНГ: комментарий к Посланию Президента
20 апреля, 2004 - 00:00

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА

Неотложное осуществление политических преобразований стало насущной потребностью общественного прогресса Украины. Именно поэтому в этом году в Послании Президента Верховной Раде Украины уделено большое внимание проблемам общественно-политического развития страны. Отдельный раздел, посвященный этой проблематике, впервые был включен в Послание Президента, обнародованном в 2001 году. Этот документ определил основные задачи по осуществлению политической реформы. При этом указывалось, что политическая система Украины нуждается в дальнейших системных изменениях, которые бы обеспечили надежные институционно-правовые гарантии общественной стабильности, способствовали ускорению социально-экономического развития, создали механизмы углубления демократии, цивилизованного диалога между властью и оппозицией, минимизировали негативное влияние на ситуацию в государстве и обществе корпоративных интересов и амбиций политических сил и групп политической элиты. Кроме того, отмечалась необходимость создания должных условий для углубления взаимодействия государства и общества.

Итак, понятно, что утверждения некоторых политиков о якобы конъюнктурном характере интереса главы государства к проблемам политического реформирования не выдерживают никакой критики. Следует также добавить, что стратегические приоритеты политических преобразований впервые были принципиально определены еще в избирательной платформе действующего Президента Украины Л. Кучмы в 1999 г. Среди них, в первую очередь, следует отметить формирование политически ответственного большинства в парламенте на базе широкой общественной коалиции, создание правительства парламентского большинства, народного доверия и ответственности и тому подобное.

В Послании 2003 года была изложена конкретная программа политических преобразований. В частности, было определено, что стратегическая цель реформирования властных институций в Украине заключается в усилении дееспособности государства, обеспечении согласованной и ответственной деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти, всесторонней демократизации всех сфер общественной жизни и утверждении гражданского общества, создании необходимых условий для поступательной интеграции Украины в европейское сообщество.

Раздел I «Общественно-политическое развитие страны. Формирование основ гражданского общества» в нынешнем Послании существенно отличается от аналогичных разделов Посланий 2001 и 2003 годов не только по объему, но и по направленности изложенных в нем материалов. Это обусловлено в первую очередь тем, что в 2003 году практическое воплощение политической реформы стало доминантой политической жизни.

Прошлый год стал первым в истории независимой Украины годом работы коалиционного правительства, были предприняты другие конкретные шаги по практическому усовершенствованию системы власти и тому подобное. Не идеализируя нынешнюю модель взаимодействия парламента и правительства, вряд ли, все- таки, можно отрицать, что в течение почти полутора лет обеспечивается достаточно активное сотрудничество правительства с парламентским большинством, благодаря чему были приняты важные государственные решения. Можно напомнить о своевременном принятии Государственного бюджета 2004 г., принятии нового законодательства в сфере пенсионного обеспечения и налогообложения доходов предприятий и граждан и тому подобное. Не имеет прецедентов в новейшей украинской истории то, что нынешнему правительству удалось уверенно провести через парламент две подряд программы своей деятельности. Все это свидетельствует о стабильности политической базы коалиционного правительства.

В то же время практическое осуществление политических преобразований столкнулось с рядом значительных трудностей и препятствий. Реформа стала серьезным экзаменом на демократичность для политической элиты. До критической черты дошли попытки использования политической реформы как инструмента избирательной политической борьбы и реализации интересов определенных политических сил и отдельных политиков.

Несмотря на исключительную важность конституционного реформирования, неотложные преобразования нельзя сводить только к решению проблем взаимодействия высших органов государственной власти. Создание политической системы, которая бы соответствовала современным европейским стандартам, требует комплексного решения таких масштабных общественных задач:

— усовершенствования механизмов обеспечения прав и свобод граждан, создания необходимых условий для свободного выражения ими своих взглядов и убеждений, в частности через независимые средства массовой информации;

— укрепления партийной системы и укоренения в Украине нескольких мощных парламентских политических партий, способных брать на себя ответственность за эффективное функционирование государственной власти;

— проведения всесторонней и системной административной реформы, которая будет предусматривать эффективное перераспределение функций и полномочий центральных и местных органов исполнительной власти;

— реформирования системы органов местного самоуправления и предоставления им необходимых возможностей для эффективного решения неотложных вопросов жизнедеятельности населения;

— усиления роли и места общественных институций в общественной жизни и утверждения в Украине гражданского общества, присущего устойчивым европейским демократиям.

КЛЮЧЕВОЙ СУБЪЕКТ

Практические шаги по внедрению новой политической модели определяют насущную необходимость существенного усовершенствования партийного строительства, образования мощных парламентских политических партий. Политические партии должны стать основными субъектами политической системы Украины, играть ведущую роль в функционировании законодательной и исполнительной ветвей государственной власти. Именно поэтому в Послании Президента Украины укрепление партийной системы в Украине определено ключевым направлением реализации политических преобразований, направленных на дальнейшую демократизацию Украинского государства и общества, последовательное осуществление стратегического курса Украины на всестороннюю интеграцию в европейские и евроатлантические структуры.

Впервые в Послании Президента Украины вопросы развития партийной системы были рассмотрены в 2001 году. При этом отмечалось, что политическим партиям принадлежит роль важного соединительного звена между гражданским обществом и государством. Однако, имея внешние формальные атрибуты, современные украинские партии характеризуются незначительной (по европейским стандартам) численностью, отсутствием устойчивого электората и стабильных связей с ним, выразительного идеологического лица и организационной сплоченности.

Проблемы усовершенствования партийной системы в Украине поднимались и в Послании Президента в 2002 году. При этом среди приоритетов в сфере углубления демократических преобразований, формирования институтов развитого гражданского общества было определено кардинальное совершенствование политической организации общества, направленное на его всестороннюю демократизацию; создание такой партийной системы, которая максимально бы содействовала структуризации общества, формированию и выражению политической воли граждан, эффективной защите их интересов; обеспечению более активного участия граждан в управлении государством через политические партии и общественные объединения, выборы и другие механизмы прямой демократии, а также благодаря соответствующей организации деятельности органов власти.

Послание 2003 года определяет, что только становление парламентских политических партий, которые бы имели широкую социальную базу и выражали общественные стремления всех основных социальных слоев и регионов Украины, обладали бы развитой региональной и организационной инфраструктурой, позволит решить ключевую задачу совершенствования политической системы — утверждение в Украине эффективной, политически ответственной и демократической власти. Именно поэтому в нынешнем Послании впервые рассмотрен широкий круг проблем партийного строительства. Среди них качественные и количественные характеристики партийной системы, оценки региональной инфраструктуры политических партий и их медийных ресурсов, а также вопросы международной деятельности украинских партий.

В Послании значительное внимание уделено проблемам участия политических партий в президентских, парламентских и местных выборах. В частности, показано, что влияние партий на выборы главы государства постепенно усиливается, но оно еще недостаточно, а электоральная база кандидата на должность президента от любой партии объективно ограничена. Путем преодоления этого противоречия определено создание больших межпартийных коалиций в поддержку отдельных кандидатов на должность президента. Таким образом не только усиливается влияние партий на президентские выборы, но и преодолевается фрагментация партийной системы, стимулируется процесс укрупнения и укрепления политических партий в Украине.

Введение пропорционального избирательного законодательства, что определяется объективными потребностями превращения политических партий в ключевого субъекта политической системы, требует одновременного применения комплекса эффективных рычагов предотвращения определенных негативных последствий. Необходимо обеспечить возможности избирателей голосовать не только за закрытый партийный список, но и за конкретные политические личности, а также содействовать укоренению в украинских политических партиях традиций и норм внутрипартийной демократии. Целесообразно искать более гибкий вариант пропорциональной системы, который содействовал бы органичному сочетанию интересов партийно-идеологического и регионального представительства, принципов выбора как между партиями, так и между личностями.

Важное место в общественно-политическом разделе Послания уделяется вопросам усовершенствования правовых и организационных основ деятельности парламентской оппозиции. При этом отмечается, что среди прав оппозиционного парламентского меньшинства представляется целесообразным предусмотреть следующее:

— представительство фракций и групп оппозиции в руководстве парламента, в частности, ее комитетах и комиссиях, органах, назначаемых Верховной Радой Украины, в составе парламентских делегаций пропорционально численности народных депутатов Украины, входящих в состав этих фракций (групп);

— право на инициирование проведения внеочередного пленарного заседания Верховной Рады Украины;

— формирование периодически (в установленный Регламентом день) повестки дня работы Верховной Рады Украины;

— закрепление за оппозицией должностей глав ряда комитетов Верховной Рады Украины, в частности по вопросам бюджета, свободе слова и информации, законодательному обеспечению правоохранительной деятельности, борьбе с организованной преступностью и коррупцией;

— гарантирование права на доклад (содоклад) при рассмотрении Верховной Радой Украины наиболее общественно значимых вопросов.

ПОВЕСТКА ДНЯ ДЛЯ ВЛАСТИ

Демократичность любой страны существенным образом определяется уровнем развития гражданского общества. Конституция Украины устанавливает право граждан объединяться не только в политические партии, но и в общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных и других интересов. В Послании подчеркивается, что Верховная Рада и Кабинет Министров Украины должны существенно усилить внимание и к этой проблеме.

Ключевым вопросом нынешнего этапа развития гражданского общества в Украине следует признать налаживание эффективных механизмов продуктивного взаимодействия между самоуправляющимися объединениями граждан и органами государственной власти. Государство не должно подменять инициативу граждан в создании и деятельности институций гражданского общества во всем их разнообразии. Без общего повышения уровня общественной активности укоренение в Украине гражданского общества, которое в своих основных чертах соответствовало бы европейским демократическим стандартам, существенно затормозится. В то же время нельзя недооценивать роль государства в стимулировании как развития сети общественных организаций, так и их все более весомого участия в общественной жизни.

В Послании определяются конкретные задачи органов государственной власти по содействию развития неправительственных организаций — ведущего рычага влияния общества на государство. Поднят вопрос эффективного взаимодействия профсоюзов и государства, более широкого привлечения молодежи к общественной жизни, в частности путем поддержки молодежных организаций. Президент также определил, что государство должно всячески содействовать развитию женского движения, а именно, с помощью законодательного закрепления прав женских объединений, привлечения их к разработке и реализации государственных решений в различных сферах государственной жизни.

Послание не обходит стороной и такую сложную проблему, как становление украинской политической нации. При этом дается довольно критическая оценка: хотя в этих вопросах сделано много, но реализованное ни в коей мере не сопоставимо с требованиями времени. При этом необходимо исходить из приоритета обеспечения общественной консолидации в процессе построения демократического правового Украинского государства. Государственная власть должна создавать благоприятные условия жизни и сотрудничества для разных социальных, культурных, этнических, религиозно-конфессиональных и других групп населения Украины.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КУРСА

Важнейшим политическим событием 2004 года несомненно станут президентские выборы, которые в целом определят прогресс Украины в последующие десятилетия. Необходимо подчеркнуть исключительную важность проведения избирательной кампании в полном соответствии с Конституцией и действующим законодательством Украины, с учетом лучшего европейского и мирового опыта в обеспечении политических прав граждан, утверждения важнейших ценностей демократического общества. В Послании отмечается, что проведение честных, прозрачных и демократических выборов президента Украины следует рассматривать как один из ключевых факторов ускорения евроинтеграционных процессов, налаживания продуктивных отношений с ведущими демократиями мира.

Ключевым моментом президентских выборов 2004 г. должно стать обеспечение преемственности государственной политики в социальной, экономической и политической сферах. В Послании подчеркивается, что, полностью признавая неизбежность определенного корректирования государственной политики в соответствии с программно-идеологическими установками будущего главы государства, следует сделать все, чтобы обеспечить преемственность курса государства как необходимое условие сохранения позитивных достижений и укрепления благоприятных тенденций общественного развития.

В заключение следует отметить, что раздел «Общественно-политическое развитие страны...» был подготовлен рабочей группой, к которой были привлечены специалисты Национального института стратегических исследований, определенного базовым научно-аналитическим учреждением в подготовке Послания, а также органов государственной власти, научных учреждений НАН Украины и ведущих негосударственных экспертных центров.

Александр ЛИТВИНЕНКО, и. о. первого заместителя директора Национального института стратегических исследований Виталий ПАЛАМАРЧУК, заведующий отделом политической стратегии НИСИ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ