Украина в очередной раз унижена фальсификациями и безответственностью власти. Зато у политиков все «в шоколаде». С одной стороны, по избирательным спискам победила оппозиция со счетом 121 мандат против 104, что не может ее не радовать, поскольку проекция этой победы на весь парламент дала бы ей твердое большинство в 242 мандата. С другой стороны, победила власть, которой не нужны никакие «проекции», а нужен результат. ПР, скорее всего, без особого труда наберет «хоть тушками, хоть чучелами» необходимых для большинства депутатов, по крайней мере в начале работы нового парламента. Победителями могут считать себя даже коммунисты, которые хоть и получили самую малочисленную фракцию в парламенте, на пять депутатов меньше, чем у «Свободы», однако все же выбили себе еще пять лет до политического небытия.
Ситуация с выборами выглядела бы значительно лучше, если бы на каждый из проблемных округов приехало по пять депутатов от оппозиции, которые бы там дневали и ночевали. А написать категорическое заявление, когда под это нет ни людей, ни идей, ни энергии, — это был бы холостой выстрел.
Две недели после выборов политический класс обсуждал довольно призрачную идею «обнуления» списков. Хоть эта идея — сугубо риторическая. Ее реализация была бы слишком сложной и рискованной. Ведь власть, скорее всего, изобрела бы какой-нибудь юридический выход из ситуации через решение Конституционного Суда или иначе, что позволило бы избранным от ПР и КПУ депутатам представлять всю Верховную Раду. Или Янукович и его администрация и правительство «временно» руководили бы страной без ВР. Ну, нарушалась уже тысячи раз Конституция, и еще раз нарушили бы.
Теперь ход политических событий в Украине будут определять несколько факторов. Во-первых, жажда политического самосохранения власти, которая может выбросить на эту цель миллиарды государственных и своих средств. Во-вторых, умножение политического опыта и опыта сопротивления украинского общества. В-третьих, глубокий экономический кризис.
Внешние рынки «усыхают». Еврокомиссия снизила прогноз роста ВВП еврозоны в 2013 году в 10 раз — с 1% до 0,1%. Администрация Обамы усиливает налоговое давление на богатых, пытаясь отойти от «фискальной пропасти», что может произойти из-за одновременного прекращения действия налоговых льгот и сокращения госрасходов в США. Экономика Китая в третьем квартале 2012 г. выросла на 7,4% в годовом исчислении, что является самым низким показателем со времени кризиса 2009 года. А между тем никакой диверсификации украинской экономики нет. Напротив, углубляются ее сырьевой характер, гибельный для нормального развития монополизм. Крайняя зависимость от экспорта сопряжена с потерей внутреннего рынка на невиданных 41%. И все это под трехлетние разговоры о «импортозамещении».
При этом власть демонстрирует, что категорически не способна ни на какие реформы. Страна нуждается в быстрых решениях, а не разговорах о них, а вместо этого получает лоббистские бесполезные решения об «экономических реформах», которые потом еженедельно переписывают. Нынешний глава правительства написал 17 из 21 государственного бюджета Украины, шесть лет возглавлял Государственную налоговую администрацию, три года был первым вице-премьером и министром финансов, еще три года — премьер-министром. В целом выходит на ведущих должностях 12 из 21 года независимости Украины. То же касается и Президента, который возглавлял правительства четыре года и еще почти три был президентом. А толку все нет. Руина, которая якобы была преодолена, восстала из «улучшения»: падение промышленного производства на 7,0% в сентябре 2012 года по сравнению с сентябрем 2011 года, падение ВВП на 1,3% в третьем квартале.
В-четвертых, все эти проблемы накладываются на традиционное желание руководства России подорвать государственность Украины так, чтобы от нее ничего не осталось. Украинская власть ей кое в чем подыгрывает. Так, посол Украины в России Владимир Ельченко отметил, что перспективы вхождения в Таможенный союз у Киева есть. Посол сказал, что «ответ будет скорее «да», чем «нет»», если сохранятся «кризисные явления в ЕС» и тенденция роста взаимной торговли Украины с участниками Таможенного союза. И это в тот же день, когда секретарь СНБО Клюев заявил о неизменности европейского курса.
Перед оппозиционными политическими силами стоит тяжелое испытание. Им необходимо достичь трех целей.
Во-первых, доказать свое отличие от оппозиции в предыдущем парламенте (даже если это одни и те же люди). Нужно начать очень жестко отвоевывать уважение к закону. Начать можно с того, что, если необходимо, нужно сражаться с властью за личное голосование в парламенте, может, сражаться даже буквально. Нужно продемонстрировать максимальную решительность в отстаивании Конституции, которая утверждает, что депутаты голосуют лично. Поскольку если уступить в мелочах, то завтра так же противозаконно на референдуме власть изменит Конституцию. Если оппозиция проглотит это, мы вернемся к ситуации, которую видели еще несколько месяцев назад, с перспективой полной аннигиляции Конституции через антиконституционный и неконтролируемый населением референдум. Вопрос о личном голосовании нужно ставить очень жестко. Тем более что такая постановка вопроса позволит ослабить парламентское большинство, которое пытается сформировать Партия регионов. Власть должна будет идти на широкие компромиссы — и с обществом, и с оппозицией.
Во-вторых, оппозиция должна при этом не дать сцементироваться ПР и КПУ, поскольку такой союз может быть только антигосударственным. Возможно, ради этого нужен будет не глухой бойкот всем инициативам власти, а более взвешенное голосование.
В-третьих, и это главное, оппозиции нужно выйти из сугубо политического дискурса и перейти в общественный, доказать, что они качественно другие. Эти политические силы должны быть готовы обеспечить действительно свободный бизнес-климат в стране, чтобы это почувствовал каждый «ларечник». Или до таких «мелочей», как всегда, руки не дойдут. Будут ли они готовы самоограничиться, если придут к власти? То есть лишить министерства и местные органы исполнительной власти и самоуправления функций, которые ничего стране не дают, а только высасывают соки из бизнеса и создают условия для непродуктивного паразитирования десятков тысяч чиновников. Или они просто поменяются креслами? Будет ли оппозиция готова пойти на сокращение армии чиновников, в подавляющем большинстве безнадежно неэффективной и вредной? Или все оставит как есть, чтобы было, на какие должности распихивать «своих»? Сможет ли оппозиция искоренить всеохватывающую коррупцию, в частности в медицине и образовании, приведшую к тому, что фактически 2/3 населения не имеют возможности получить высшее образование и еще больше нормальную медицинскую помощь? В результате имеющийся кадровый потенциал большой европейской страны сегодня эквивалентен кадровому потенциалу карликового государства. Осознала ли оппозиция потребность очистить правоохранительный аппарат? Всего один штрих — очистить в условиях, когда абсолютное большинство, если не все студенты юридических специальностей учатся либо за деньги, либо за взятки? Способна ли оппозиция справиться с той вакханалией взяточничества, которая насквозь пронизала органы местной власти снизу доверху, и понимает ли потребность этого? Опыт пребывания всех трех оппозиционных сил при власти на местах свидетельствует, что пока — нет. Поэтому есть угроза, что взятки просто потекут немножко в другие карманы. Сможет ли оппозиция хотя бы реформировать Уголовный кодекс, имеющий явные «коммунистические приоритеты», по которым кража хорошего велосипеда и убийство караются практически одинаково, а кража миллиардов практически не карается никак?
Оппозиции нужно быть крайне осторожной и ответственной. Поскольку сейчас страна находится под мощным экономическим, делегитимационным внутренним и внешним давлением. Что является сильным стрессом не только для политической системы, но и для государственности. Хотя кое-кто считает, что нынешняя власть сама по себе является для страны, ее государственности и экономики большим стрессом, чем даже революция. Мы должны помнить: вес правильной оценки очень велик.
КСТАТИ
Вопрос о вступлении в Таможенный союз сегодня не стоит на повестке дня украинской внешней политики. Об этом заявил директор департамента информационной политики МИД Олег Волошин, комментируя высказывание украинского дипломата по поводу возможного присоединения Украины к Таможенному союзу, сообщает Интерфакс-Украина. «Вопрос о вступлении в Таможенный союз сегодня не рассматривается в повестке дня украинской внешней политики. Говорить о том, что будет в долгосрочной перспективе, мы, теперь не считаем целесообразным. Одновременно, задачей номер один для МИД является подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, в частности создание зоны свободной торговли», — подчеркнул представитель МИД.