Юрий Фоменко не нуждается в особом представлении для наших читателей. Бывший боец АТО является постоянным читателем и другом «Дня». По специальности он аграрий, который теперь работает в команде мэра Днипра руководителем коммунального предприятия «Зеленстрой». Пан Юрий — человек, искренне влюбленный в природу родного края. А еще он очень любит путешествия на велосипеде, что до сих пор воспринимается, как нечто необычное для чиновника. Его поэтические очерки и фоторепортажи о своих велопутешествиях по окрестностям Днипра читают в «Фейсбуке» тысячи людей. Откровенно говоря, немногие могут увидеть столько интересного и так много в самом обычном степном пейзаже Приднепровья. В этих заметках древняя история и современность Украины, ее живописная природа органично сливаются и выглядят, как единое целое.
— Пан Юрий, в «Фейсбуке» вы регулярно размещаете поэтические фоторепортажи о своих велопутешествиях по окраинам Днипра. Эти путешествия — это спорт или краеведение?
— Путешествия — частица моей жизни. Своеобразный способ познания нового. Способ психологически разгрузиться. Перемена среды, в которой находишься повседневно. И, конечно, это спорт, поддержание физической формы. Но также это время для размышлений. Отключение от определенного информационного потока города, который все время держит людей в напряжении и не обогащает ни умственно, ни духовно.
— Обычно на вашем пути попадаются живописные природные объекты, исторические достопримечательности или даже усадьбы интересных людей. Вы предварительно составляете маршруты своих велопутешествий?
— При планировании велопутешествия обязательно ставлю тематическое задание и предварительно изучаю объекты на маршруте. Тематика таких путешествий может быть или краеведческая, или экологическая, или даже технологическая. Неотъемлемой частью является общение с людьми. Валерьян Подмогильный когда-то писал: «Чем ярче наши впечатления, тем наша жизнь интереснее». Приведу пример нескольких путешествий на южных окраинах Днипра. В литературном смысле это места, где жили и работали известный писатель Валерьян Подмогильный и поэт-диссидент Иван Сокульский. Перед путешествием и после него перечитываю написанное ими о нашем городе или в нашем городе. Нахожу какие-то параллели, описания знакомых местностей. Если смотреть с краеведческой точки зрения, это исторические места Огринского полуострова. Их история охватывает период от существования столицы уличей, города Пересичень, до боевых подвигов казаков под предводительством Ивана Сирко.
Мне интересны велопутешествия и по экологическим причинам — наблюдаю техногенные вызовы, которые устраивает Приднепровская ТЭЦ. Интересует меня и ботаника родного края — присамарские и приднепровские балки со своей степной растительностью. Во время одного из путешествий я даже нашел степную вишню, которую описывал Генрик Сенкевич в романе «Огнем и мечом». Вспомнил такие строки из романа: «Посмотрите, пан! — вдруг воскликнул Жендзян, — будто солнце печет, а в полях лежит снег. Скшетуский глянул. И в самом деле, сколько хватало глаз, какой-то белый покров блестел в лучах солнца с обеих сторон реки. — Эй, старший! А что это там белеет? — спросил наместник. — Вишни, пан! — ответил старший». И вот мне самому пришлось такое увидеть.
Сейчас открываю для себя новую тематическую серию велопутешествий — малые реки на окраинах нашего города. На днях, например, странствовал по берегам Маячки. Верховье исследовал еще в прошлых путешествиях, поэтому отправился в среднюю и нижнюю часть реки. Происхождение ее названия местные жители объясняют так: она все время маячит, то есть в ней вода, то нет. Существует и еще одна достоверная версия: в верховье реки на холме во времена казачества была земляная насыпь с установленным на ней деревянным сооружением, которое служило маяком для путников. Поэтому и реку назвали Маячка. Река начинается возле поселка Иларионово Синельниковского района с маленького источника. Протекает через жилой массив Игрень в нашем городе. Русло ее — неглубокий ров, который наполняется преимущественно атмосферными осадками. Длина — 14 км. Летом она почти пересыхает. Но источники, которые подпитывают грунт по течению, обеспечивают влагой выпасы и сенокосы.
— Какие именно маршруты вы считаете наиболее интересными?
— Вероятно, это все же Днепровские пороги и путешествия по берегам Днепра. Это — путешествия будто по страницам книг нашего историка Дмитрия Ивановича Яворницкого. Еще Евгений Чикаленко когда-то писал: «Пройтись с Яворницким по Днепровским порогам — сие же пережить все прошлое, представить во всех мелочах запорожскую жизнь!» А вообще-то я люблю путешествовать за городом, по его окраинам, по степям. Там, где удается узнать то, что раньше не знал. Или найти ответы на вопросы, которые долгое время беспокоили. Там, где встречаются незаурядные люди. Где происходят неожиданные события. Хочется больше познавать. Встреченных людей больше слушать, чем говорить. И, поверьте, во многих случаях встречный человек в степи намного более интересный собеседник, чем оторванный от природы житель города. Социальная сеть загородного жителя или живущего на окраине города включает степь, животных, небо, труд, растительность, реку. Город же, по моим наблюдениям, мало говорит — он двигается. Социальная сеть города имеет совсем другие составляющие.
— Сколько лет вы путешествуете на велосипеде по Днепропетровщине? Есть ли у вас друзья, которые присоединяются к вам?
— На велосипеде путешествую не так долго, как на машине. Это совсем разные путешествия. У каждого есть свои преимущества. Во время велопутешествий узнаются подробнее некоторые вещи. Передвигаясь на велосипеде, вы становитесь неотъемлемой частью природы. Да, у меня есть друзья, которые путешествуют давно, и они стали для меня образцом. Например, это Валерий Гарагуц — человек многосторонних интересов. Есть друзья, для которых он, как и для меня, стал примером — Евгений Жирко, Денис Косенко. А есть те, кто увлекся велопутешествиями, глядя на нас. В поездках можно встретить самых разнообразных велопутешественников — священников и ученых, бизнесменов и учителей. Это — уже субкультура.
— Распространен ли велоспорт в Днипре и как он развивается, с вашей точки зрения?
— Я буду говорить больше не о спорте, а о любителях передвигаться на велосипеде. Людей, которых встречаешь на дорогах, становится все больше. Ездят в одиночку, коллективами, семьями. И уже не редкость, когда встречные путешественники расспрашивают, что на пути есть интересного и на что им обратить внимание. Или же спрашивают непосредственно о дороге к объектам, о которых они прочитали перед путешествиями. Вообще, дорога — это жизнь. Где по ровному, где с горы, где под гору, где и через препятствия. Главное, чтобы на пути встречались хорошие люди. И чем больше их, тем лучше.