В Киеве в четвертый раз прошел кинофестиваль «Открытая ночь». Альтернатива как житейская ситуация, строго говоря, украинским кинематографистам мало знакома. В художественном смысле альтернатива, то есть направление экспериментов в искусстве — роскошь богатых обществ, у нас же — выбор между возможностью не снимать кино и возможностью не снимать вообще ничего — не слишком отраден.
«Открытая ночь — дубль четвертый» дала основание говорить о подвижках по крайней мере в одном моменте — фестивальном. Пока что украинским киношникам оставалось на разные лады твердить, как мантру, слово «Молодость». Похоже, «Открытая ночь» создает новый полюс притяжения для визуальных жанров, неизбежно камерный, но вполне самостоятельный. Во времени этот фестиваль ограничен одной летней ночью, репертуарно — работами украинских (читай — киевских) режиссеров, географически — живописными местами Андреевского спуска. Формат же здесь наиболее демократичный — видео и телеработы. Бюджет, естественно, мал, огласка, скорее, в «своих» кругах, но по нынешним обстоятельствам даже простое внимание дорого стоит.
Подтверждением тому то, что в полудесятке конкурсных программ, а также вне конкурса были заявлены картины почти всех мало-мальски заметных отечественных кинематографистов, в основном нынешних или недавних студентов. Основная интрига сосредоточилась в номинации неигрового кино, где шли фильмы двух «тяжеловесов» фестиваля — «...от Булгакова» Сергея Маслобойщикова и «Грех» Олеся Санина. Не было сомнений и в профессиональности и остроте конкурса среди традиционно сильных аниматоров. Что же до студенческого кино, то оно, словно хорошо размятый пластилин, несло на себе тяжелую печать нынешних кинематографических неурядиц. Большинство фильмов в этой категории казались фрагментами одного большого невеселого кино. Та же черно- белая пленка, та же вынужденная полудокументальная, полуигровая манера, тот же старательно начитанный за кадром текст, то же участие в качестве главных действующих лиц, героев и исполнителей своих родственников и друзей. Отдушина для начинающих, судя по всему, разве что в сочинении сценариев, в более-менее остроумных репликах или эффектных кадрах. Кстати, устроители фестиваля, явно с намерением приободрить молодняк, ввели именно такой конкурс — «Премьера одного кадра».
Сама «Ночь» по сценарию напоминала некий довольно ироничный экскурс по истории украинских кинозлосчастий. Весьма удачными оказались внеконкурсные вкрапления, смонтированные из нескольких экранизаций романа «Как закалялась сталь» — сопоставление версий разных лет плюс эпизоды из недавно снятого китайского сериала провоцировали гомерический хохот аудитории. Согласно расхожему определению, фестиваль — это в первую очередь тусовка, общение. Общение удалось — да и как могло быть по-другому под покровом звездной летней ночи, по соседству с Замком Ричарда. Однако более значительным кажется то, что даже в «раздаче слонов» фестиваль остался максимально демократичным — работали два жюри, национальное и международное. Именно такой подход, по словам арт-директора фестиваля, кинорежиссера Михаила Ильенко, придает «Открытой ночи» необходимую «стереоскопичность» взгляда, соединяя «наши внутренние подходы с открытым пространством мирового кинематографа». Оба жюри оказались практически единодушны в определении победителей. Лучшим оператором среди студентов была признана Карина Вержбицкая (фильм «Все будет хорошо»), лучшим режиссером — Наталья Савчук («Курсовая работа»). В «Премьере одного кадра» победила пародийная короткометражка Сергея Наталушко «Трепанация». Среди аниматоров, скорее, проблемой было определить худших. Здесь были награждены две талантливейшие сестры — Евгения и Александра Ильменские («Уик-энд» и «Саfeйная гуща» соответственно), Степан Коваль («З-з-з»), Анатолий Лавренишин («Ночь»). Сергею Маслобойщикову отдали режиссерское первенство как в неигровой, так и в игровой номинациях, а оператора единственного полнометражного фильма «Аве, Мария» Юрия Ильенко признали непревзойденным все в той же категории игровых фильмов. И, наконец, главный приз фестиваля — пленка от фирмы «Кодак» в количестве, достаточном для съемок нового фильма, — достался, как и ожидалось, фильму «Грех» Олеся Санина.
«Открытая ночь» стала представительнее, богаче, авторитетнее в киносреде — этот итог несомненен. Но главное — она стала давать реальный моральный доход, ибо в этом году все же смотрели фильмы, а не шумели, как обычно, кто во что горазд, потому что было интересно, потому что пришел профессиональный, многочисленный зритель, у которого появилась еще одна надежда — на открытие самих себя.