Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Концерт для электрона с оркестром

22 мая, 2003 - 00:00

Восьмой международный форум музыки молодых (руководитель — Сергей Пилютиков), начавшийся в Киеве, проходит ныне по несколько нетрадиционному сценарию. Конечно, главная задача — показать произведения молодых украинских и зарубежных композиторов, редко становящиеся частью филармонических программ — неизменна. Однако в саму структуру фестиваля внесены неординарные изменения.

Имею в виду художественный проект «Электроакустика» (куратор — Алла Загайкевич), прошедший в Большой концертной студии Национальной радиокомпании Украины. Пожалуй, впервые в рамках украинского музыкального конкурса были столь широко показаны опыты современных композиторов на стыке электронного и традиционного (акустического) звукоизвлечения. Формат концерта также необычен — настоящий музыкальный марафон в пяти отделениях, начинающийся ранним вечером и завершающийся незадолго до полуночи.

Открылась «Электроакустика» каскадом изысканных пьес для блокфлейт и электронных записей. Сложнейшие партии на альтовых, теноровых, басовых блокфлейтах исполнял молодой нидерландский музыкант- исследователь Йорг Исаак. Его программа была составлена очень разнообразно: от затейливой пьесы знаменитого возмутителя спокойствия Маурицио Кагеля до медитативной «Пагоды» Аллы Загайкевич. Сочетание флейт и электронного звука, действительно, завораживало.

Следующий исполнитель начисто разрушил атмосферу этого звукового сада. Данила Перцов, молодой киевский композитор, представил обновленный вариант своего давнего опуса «Virginalia», жанр которого автор обозначил как «оперу в семи приближениях». В полном соответствии с фамилией, композитор подверг чувства публики острым испытаниям. «Virginalia» оказалась инструментальной пьесой, в которой электронные семплы и шумы компоновались с игрой самого композитора на клавесине и его партнера, Михаила Стрельникова, — на гитаре. В результате разворачивалось довольно любопытное звуковое пространство, подчас — предельно агрессивное по отношению к залу. Визуальный ряд произведения пытались создавать два самодеятельных танцора. Однако их хаотичные, зачастую невнятные движения скорее мешали восприятию «оперы»; по крайней мере, сам композитор, в стиле Курехина пару раз пробежавшийся на четвереньках по сцене, выглядел намного выразительнее.

Полной противоположностью упражнениям молодых экспериментаторов прозвучал следующий блок концерта — сочинения группы композиторов музыкальных исследований «INA-GRM» (Франция). И сочинители, и исполнители здесь физически отсутствовали — звучали только записи. Казалось, что, несмотря на разные названия и авторство, слушаешь одну большую трехчастную пьесу, стиль которой можно обозначить как эмбиент — специальная «атмосферная» музыка, предназначенная исключительно для создания особого психологического состояния. Звуки дождя, гомон человеческих голосов, звон цикад, плеск воды, гул пламени, скрип дерева, неожиданные фрагменты «настоящей» музыки сплетались в удивительные по красоте полотна, где каждая деталь, несмотря на вроде бы тривиальное происхождение, казалась гармоничной.

Более жестко и даже несколько дидактично прозвучал «Motus-Cantos» Аллы Загайкевич для электронной записи, аутентичного пения, скрипки, фортепиано и обработки в реальном времени. Фактически это был полноправный электроакустический перформенс, в котором акустика, электроника, живое пение (в бесподобном исполнении Наталки Половинки) выступали как своего рода действующие лица, герои музыкального спектакля.

Завершился концерт «Хорошо препарированным клавиром» киевского мультиинструменталиста и композитора Александра Нестерова. «Клавир» — это, со всей очевидностью, новый этап в творчестве Нестерова, ранее известного как талантливый и многосторонний «электронщик». Похоже, в царстве синтезированного звука музыкант испробовал все мыслимые и немыслимые пути. Теперь же он осваивает новую территорию, на которой, наверняка, добьется прекрасных результатов.

В целом тема электроакустической музыки требует более развернутого разговора. Но уже сейчас начинание Сергея Пилютикова и Аллы Загайкевич можно признать исключительно удачным. Ведь электроакустика — одно из наиболее динамично развивающихся направлений мирового искусства. Она позволяет обращаться на равных к современному, неакадемическому слушателю, не опускаясь при этом — важно — до потакания массовым невзыскательным вкусам. Шум городских улиц, гул разноязыких медиа, ежечасные столкновения темпераментов, идей, настроений в реальном и виртуальном пространствах — данность, в которой живут и те, кто слушает музыку, и те, кто ее сочиняет. Стоит лишь угадать ритм и прелесть этой многоголосицы — и внести в нее единственно возможный смысл искусства.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ