Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Об оппозиции во времена дооппозиционные

14 июля, 1999 - 00:00

«Свято надій» — так называется книга избранных статей и эссе Евгения Сверстюка, известного эссеиста, литературоведа и поэта, вышедшая в свет в издательстве «Наша вера». Почему именно такое название? Потому что, как объясняет сам автор, во времена, когда мы «переживаем кризис Веры, кризис Любви, кризис Человека» только Надежда до конца не сдается...

И кому, как не ему, участнику национального сопротивления 60-х, одному из учредителей самиздата, человеку, который провел 12 лет в советских тюрьмах и ссылке, знать об этом?

Читателя, знакомого с творчеством и трагедией шестидесятничества в Украине, прежде всего заинтригуют четыре произведения Сверстюка, за которые его и лишили свободы. Заинтригуют — и несколько разочаруют. Потому что читатель не найдет в них открытых призывов к низвержению советской власти, как было отмечено в приговоре суда. Как и в «Соборі у риштованні», написанном как вызов Ивану Свитличному, который уверял, что произведение Гончара «Собор» является обычным произведением соцреализма, а Сверстюк взялся доказать, что, несмотря на это, тема романа может стать поводом для серьезного разговора о состоянии общества. Как и в «Останній сльозі», где автор отходит от классово-социальных оценок творчества Кобзаря. Как и в очерке «На свято жінки», который сначала писался для стенной газеты Института ботаники и в котором, согласно рецензии для суда, «автор опорочил достоинство советских женщин и мужчин». Как и в статье «Котляревський сміється», где рассматриваются особенности появления этой феноменальной фигуры в украинской культуре. Но знакомство с этими работами дает понимание того, что единственный криминал автора — это свобода слова и мнения, за что пришлось платить годами лагерей и ссылки.

Идя от произведения к произведению этого сборника, читатель углубляет свое знание философии шестидесятников, открывает для себя новые фигуры, узнает новое об уже известных личностях. Статьи о Василе Симоненко, Борисе Мозолевском, Василе Стусе, Зиновие Красивском, Ярославе Лесиве, Иване Свитличном, Михайлине Коцюбинской, Иване Дзюбе, Миколе Руденко словно дорисовывают его портрет. Даже те произведения автора, которые появились еще в 60-е, легко воспринимаются сегодня.

Книга Евгения Сверстюка — еще одни кирпичик к нашему знанию о когорте людей, имевших смелость быть в оппозиции к власти во времена, когда понятие оппозиции, казалось, не существовало в природе.

Александра ЛАВРИНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ