«День» нашел Вадима Бирюковича в социальной сети Facebook. Парень написал, что собирается воплотить в жизнь свою мечту — кругосветное путешествие на яхте — и сейчас собственноручно достраивает судно, собирает команду и ищет средства на путешествие. Формально идея 27-летнего киевлянина выражена во всеукраинской общественной организации «On Board Ukraine», которую он с двумя товарищами создал в декабре 2012 года. Ее цель звучит амбициозно — утверждение позитивного имиджа Украины в мире. Более конкретно — «On Board Ukraine» активно готовится к кругосветному плаванию на паруснике. Его целью, прежде всего, и будет ведение «народной» дипломатии, направленной на глобальное развитие репутации нашей страны. «Мы хотим показать, что мы, обычные украинцы, действительно можем и построить яхту своими руками, а не просто купить ее, и пройти с ней вокруг света. Мы хотим показать другим, что все можем», — рассказывает о миссии проекта Вадим.
В успешности задуманного парень не сомневается, ведь серьезным доказательством того, что все возможно, стала история его деда Дмитрия Бирюковича, который в 2000 году осуществил путешествие под девизом «Пусть мир узнает Украину». Вадим, тогда еще 14-летний подросток, тоже был в составе экипажа и провел два года в путешествиях. Экспедиция на киевской шхуне «Батьківщина» под руководством капитана Дмитрия Бирюковича стартовала летом 1999 года из стран Западной Европы, в июне 2000-го достигла берегов США и завершилась в апреле 2004 года в австралийском Сиднее.
Это было символическое путешествие: яхта «Батьківщина» — ровесница украинской независимости. «Путешествуя по миру, команда все время сталкивалась с тем, что об Украине никто ничего не знает. Спрашивают: это Россия? Так возникла идея рассказывать об Украине — как это было в древние времена, когда благодаря кораблям народы узнавали друг о друге. Решили делать презентационные материалы об Украине. Был создан БФ «Пусть мир узнает Украину». Его цель — продвигать знания об Украине путем народной дипломатии. Своим путешествием я хочу продолжить эту традицию», — улыбается Вадим.
ОТ БОЛЬШОЙ МЕЧТЫ — К КОНКРЕТНОМУ ПЛАНУ ДЕЙСТВИЙ
Свой первый выход в море на яхте Вадим осуществил в возрасте... одного года. Тогда он с родителями прошел на яхте «Цементал», собственноручно построенной дедом, из Киева в Одессу. «Потом мы ходили по Днепру в Черное море — мне было тогда 9 лет. В 12—13 лет я ходил с дедушкой в Израиль. Тогда это было просто путешествие для меня, но уже в 2000 году я был полноценным членом команды, правда, самым молодым, — и на вахты выходил, и посуду мыл, и палубу, и паруса поднимал. Только один раз, когда был серьезный шторм в Атлантике, дедушка позволил мне не выходить на вахту, — рассказывает Вадим. — Набрался достаточно опыта. Я знаю что к чему — и я хочу и буду плавать!» — говорит Вадим.
Перед Новым годом парень оставил работу, чтобы полностью посвятить себя воплощению мечты. Вадим запустил свой проект на Crowdfunding, где каждый желающий может инвестировать деньги в это путешествие. Но первоочередная задача — достроить крейсерскую яхту «Батьківщина-2». Строит ее Вадим, как и его дед, из армоцемента.
«Дедушка, кандидат строительных наук, всю жизнь посвятил своему хобби — яхтам и строительствам. Именно он построил первую армоцементную яхту в Украине, а, может, и в пределах Советского Союза. Эта яхта до сих пор в норме — на ней ходит мой папа», — рассказывает Вадим. По его словам, армоцемент — относительно недорогой и надежный материал. «Яхты из армоцемента сложно внедрить в массовое производство, но для самостроя — это очень удобный и выносливый материал. В отличие от деревянных или пластиковых, такие лодки можно строить под открытым небом. Эти недостроенные лодки могут зимовать на открытом воздухе, в снегу несколько лет подряд. Есть минусы, конечно, но в целом удобный и доступный материал. Он популярен в Великобритании, Новой Зеландии. Мне сейчас дед передает науку, и мне кажется, успешно. Имею знания и желание достроить яхту», — рассказывает Вадим.
По подсчетам Вадима, сейчас на завершение строительства яхты и ее подготовку к экспедиции нужно ориентировочно 60 тысяч долларов. Дополнительно нужны средства на само путешествие. «Нам нынче нужно ориентировочно 100—120 тысяч долларов, чтобы закончить строительство яхты и пройти экспедицию», — рассказывает Вадим. То, что он соберет такую сумму, — парень не сомневается, ведь убеждается с каждым днем: если ты чего-то хочешь, то весь мир тебе в этом помогает. «Я верю, что если ты к чему-то стремишься, это обязательно получится. Главное — делать, и люди тебе помогут. То, что «День» меня нашел, — только еще одно доказательство этого».
Яхта рассчитана на команду из 10—12 человек. Разумеется, первое место в команде зарезервировано для дедушки Вадима — Дмитрия Бирюковича. «Во время экспедиции обязательно будем вести дневник, бортовой журнал, на сайте будет отдельная новостийная лента, будем снимать видео. Думаю, людям будет интересно. Планируем взять фотографа и оператора, чтобы это все зафиксировать. Потом обязательно будет познавательный проект и фотовыставка», — делится планами Вадим.
О НАРОДНОМ ЯХТ-КЛУБЕ
Стоит также вспомнить единственный в Киеве «народный» яхт-клуб, основанный Константином Бирюковичем, двоюродным дедом Вадима, который существует уже более 45 лет. «У нас нет фешенебельной яхты, которая стоит миллион, хотя рядом клуб с такими яхтами. Идея нашего клуба в другом. Киевский крейсерский яхт-клуб находится на Осокорках — и это, наверное, единственный выход в Днепр для киевлян, который остался здесь», — рассказывает Вадим.
Клуб выжил в самые жестокие 1990-е и сейчас живет и развивается. Как отмечает Дмитрий Бирюкович, по сравнению с коммунистическим прошлым, «жизнь не стала менее жестокой, но она сейчас более логична. У каждого сейчас есть шанс — нужно только им воспользоваться. Ранее никаких шансов не было». Не прозевать свой шанс решил и Вадим.
Фото Виталия ЮРАСОВА и из семейного архива семьи Бирюковичей
СПРАВКА «Дня»
Киевский крейсерский яхт-клуб (ККрЯ)
(По информации издания «Киевский крейсерский яхт-клуб. Путь в пятое десятилетие»)
Основан в октябре 1967 года Константином Бирюковичем
Имеет 250 членов и кандидатов и более 180 яхт
СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
♦ участие парусника «Гетьман Сагайдачний» в гонках Whitbread Round the World Race;
♦ переход на яхте «Гонта» от берегов западной Австралии в Украину;
♦ путешествие супругов Валерия и Наталии Петущак на яхте «Лелітка» вокруг света с 1994 по 1998 год;
♦ экспедиция шхуны «Батьківщина» под руководством капитана Дмитрия Бирюковича: стартовала летом 1999 года со стран Западной Европы, в июне 2000 года достигла берегов США и финишировала в апреле 2004 года в австралийском Сиднее;
♦ кругосветная экспедиция украинской яхты «Купава», которая обогнула земной шар за 888 дней, впервые за всю историю Украины в зимних условиях прошла проливом Дрейка против течения самую крайнюю точку южноамериканского континента Мыс Горн, острова Горн и принесла первый кадр фильму Михаила Ильенко «ТойХтоПройшовКрізьВогонь»;
♦ участие воспитанника клуба Михаила Морозав составе экспедиции на судне «Скорпиус».