Раскол украинского православия продолжает оставаться одной из важных и болезненных современных проблем нашего общества. Дело не только и не столько в самом расколе, а, главным образом, в том, что значительная часть украинских граждан подпала под влияние Московской церкви и что это влияние распространяется далеко-далеко за пределы церковной жизни. Что ярко засвидетельствовали последние выборы, во время которых некоторые храмы превратились в промосковские агитационные пункты. Это влияние не уменьшилось и сегодня; известно, например, что Православные братства УПЦ МП уже готовятся к следующей выборной кампании, к борьбе «за Русь Святую». Стоит упомянуть и о том, что некоторые политические партии Украины начали во всю эксплуатировать набожность украинских граждан, используя и рекламируя в качестве предвыборной приманки мощи(!) православных святых, что, без сомнения, можно отнести к новейшим технологиям предвыборной борьбы.
Сегодня мы познакомим читателя с недавними высказываниями одного из приверженцев УПЦ МП, которого назовем пока Автором.
Начнем с того, что, по мнению этого Автора, в Киеве не должно быть никаких других религий и конфессий, кроме Московской православной церкви. Автор считает, что их присутствие является «предательством памяти наших великих предков». (Позволим себе напомнить, что в истории нашей страны — на стыке Запада и Востока Европы — не было такой эпохи, когда бы в Киеве не жили «инославные» и «иноверцы».) Основную долю вины за это Автор возлагает на нынешнее руководство Украины, на Президента Виктора Ющенко, «который объявляет себя православным, но позволяет, чтобы в Киеве, сердце украинского и древнерусского православия, хозяйничали нетрадиционные для нашей страны конфессии». (Что нам делать с этими гражданами Украины? Высылать в «места не столь отдаленные» или насильно перекрещивать?) «Широта» взглядов, «веротерпимость» и «уважение» к вере других людей создают почти мистическое впечатление, что Автор живет не в ХХI в., а в средневековье. Небезынтересно и то, что Президента Украины, который находится в своем президентском кресле без году неделю, Автор категорически обвиняет в «предательстве наших предков».
Автор крайне недоволен также перенесением резиденции главы УГКЦ («униатов») в Киев, который «является родиной и частью восточно-славянской цивилизации, а нас сегодня втягивают в римскую, латинскую цивилизационную систему, чуждую Украине». ( Напомним Автору, что УГКЦ уже более 400 лет сохраняет Восточный церковный обряд и что среди униатов Украины — 100 процентов украинцев.) Особенно странно слышать подобные претензии во времена, когда в мире происходит великое переселение людей, — вместе со своими религиями и «цивилизационными системами». Автор же убежден в том, что Украина до конца времен должна быть отгорожена от мира, находиться вне контактов со всеми другими «цивилизационными системами», кроме, конечно, восточной, т.е. московской «цивилизации».
Большое возмущение Автора вызывает и намерение некоторых православных владык создать в Украине духовное представительство (так называемое подворье) Константинопольской церкви. Заметим, что такие представительства существуют в православном мире издавна и что в Москве, например, имеются подворья нескольких других православных церквей. По словам же уважаемого Автора, «учреждение подворий — это политическая акция, это новая диверсия(!) против канонического Украинского православия, чтобы противопоставить здесь Константинопольскую церковь, которая фрондирует (какой изысканный «богословский» лексикон»!) РПЦ, Украинской православной церкви» (Московского патриархата). Таким образом пытаются лукаво соединить современный православный Киев с Константинополем» (что бы это значило?). Но позволено спросить, почему это плохо — восстановление духовных связей Киевского православия с Константинопольской церковью, благодаря которой в Киев, в Древнюю Русь пришло христианство?
Далее еще «лучше». Автор хлестко, «красноречиво» и «корректно» утверждает: «Константинопольская патриархия сегодня — это «кадрированный полк«(?), у которой очень мало паствы… Наверное, они решили немного подкормиться за счет общин в Украине. Если у них тут будут две парафии, то собранные у украинцев деньги будут уплывать к Константинопольскому патриарху». (Ну разбогатеет Вселенский патриарх!) … Если они (очевидно, константинопольские подворья), здесь укрепятся, то будут откалывать(!) приходы от Украинского православия (Московского патриархата) и брать их под свой омофор». В этом предложении Автор недвусмысленно изложил опасения Московского патриархата, политический заказ которого он прилежно и красноречиво (у каждого свой стиль) выполняет. А какие изысканные и приличествующие теме слог и лексика — «полк», «подкормиться», «деньги будут уплывать», «откалывать»! Какой тонкий почерк интеллигентного человека, рассуждающего о высоких предметах — религии и Церкви!
Главный же тезис Автора заключен в пассаже: «…У нас в Украине некого объединять (это относительно возможного объединения трех православных церквей). Есть тысячелетняя каноническая Украинская православная церковь и есть раскольники, отколовшиеся от нее. Они должны покаяться и вернуться в лоно Матери-Церкви». Иными словами, — возвратиться в Московский патриархат, к Московскому православию, к той самой церкви, которая в середине ХV века откололась от своей Матери-Церкви — Киевской митрополии. И возвратиться не с пустыми руками, а — с Украиной.
Приведенный Автором список обвинений и бед включает полный «джентльменский набор» взглядов, свойственных сегодня тем гражданам Украины, которые воспитаны в «общеобразовательной» системе Православных братств УПЦ МП, — ударной колонны промосковской православной общины. И поэтому, когда мне в руки попал этот материал, я была совершенно уверена в том, что его автор — один из сирых прихожан УПЦ МП, подпавший под влияние «братской» пророссийской пропаганды и не выбирающий ни выражений, ни исторических аналогий, ни логических рассуждений, когда речь идет о «раскольниках» и «униатах».
Каково же было мое удивление и недоумение, когда обнаружилось, что автором этого варварского (как по стилю, так и по содержанию) опуса, выдержки из которого представлены выше, является украинский историк, народный депутат ВР Украины, академик, бывший вице-президент Академии наук Украины Петр Толочко! Что происходит в нашем обществе, господа?