Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Новогодняя быль

28 декабря, 2005 - 21:07

В сознании человечества давно сложилась картина потустороннего мира, которая не совсем, мягко говоря, соответствует действительности. Что, однако, не удивительно, ведь те, что «оттуда» таки «вернулись», не успели «увидеть» ничего, кроме пресловутых тоннелей со светом «на том конце». (Что является, безусловно, последним физиологическим проявлением работы человеческого мозга, одинаковым у всех умирающих.) Но тот факт, что мы до сих пор так и не имеем надлежащей информации о другом мире, вовсе не означает, что там все идет абсолютно иначе, чем здесь у нас, — ведь он заселен теми же людьми.

После этого немного путанного, но необходимого предисловия можно перейти к изложению событий, случившихся под новый 2006 год от Рождества Христова. Место действия — небольшой небесный офис, в котором уже несколько веков подряд хозяйничает ангел-ученый. Попал он сюда сразу после смерти, потому что был тогда в большом отчаянии из-за того, что не успел закончить свои земные исследования. И над ним смилостивились — предоставили лучшие, даже, без преувеличения, уникальные условия для продолжения работы. Ангел — ученый, как ученый. Только теперь он никогда ничего не забывает, не путает и не подтасовывает в наиболее сложных случаях, не нуждается в отдыхе, не чувствует давления «сверху» и не заботится о заработной плате. Он работает. (Как видим, вовсе не все небожители проводят свою вечность в перманентном отдыхе, прогулках, ангельском пении или в выяснении идейных отношений со своими предшественниками или последователями. Чего стоит только дискуссия между философскими школами раннего и позднего средневековья, которая уже несколько веков продолжается в эмпиреях!)

Как каждый настоящий ученый, Ангел, в первую очередь, ценит факты, а уже потом — выводы, концепции и успех в среде коллег. Факты, однако, фактами, но ведь нужно, в конце концов докопаться и до причин и следствий. Между тем фактами у Ангела под небо завалены все полки и вся бесконечная (в прямом смысле) компьютерная память, а файл под названием «Окончательный вывод» до сих пор пуст. Эта пустота там, где должен быть Результат (Ангел уверен, что он обязательно должен быть), является причиной того, что светлая жизнь ученого небожителя часто омрачается грустью.

Дело в том, что Ангел, пребывая в совсем ином пространстве, отслеживал, анализировал и прогнозировал исторический путь своей земной родины. В частности, его интересовали те часто скрытые и даже неосознанные цели, которые его земляки ставили перед собой в различные эпохи, а также полученные в результате последствия. Которые отнюдь не хотелось называть истинными «результатами», потому что они почти всегда оказывались полными антитезами того, чего люди хотели достичь. Поколение за поколением люди словно передавали друг другу историческую эстафету роковых ошибок — в общем-то, одних и тех же во все эпохи ошибок, которые отличались только внешней формой и действующими лицами.

В этом Ангел убедился, применяя предельно простую и надежную методику исследований — он имел разрешение не только свободно путешествовать в прошлом, но и надолго останавливаться в тех часовых отрезках, которые как раз исследовал. С будущим, правда, было сложнее — на него нужно было иметь специальное разрешение Высших Сфер; ученый Ангел, однако, так хорошо изучил прошлое, постоянно там путешествуя вперед- назад, что мог почти безошибочно предсказывать будущее. Более того, он был убежден, что это же мог бы сделать каждый земной ученый, если бы только добросовестно собрал и изучил все судьбоносные (по отношению к будущему) события прошлого.

В эту ясную, как Божий день, Новогоднюю ночь Ангел снова и снова перебирал в своей памяти все те легкомысленно повторяемые в течение тысячелетий ошибки, которые можно объединить одним горьким и не очень научным термином — предательство народом себя самого. Это было настолько доминирующей чертой истории этих людей, что, в конечном счете, возникал вопрос: «Каким образом, какими сверхъестественными силами и способностями этот народ, словно против собственной воли, таки сберег себя?». Почему не был уже давно и полностью поглощен своими соседями, почему все еще помнит остатки собственной, изуродованной чужими руками, истории?».

Для Новогодней ночи на небе это были горькие размышления. Перед глазами Ангела, как на исполинской сцене, разворачивались во всех, иногда весьма постыдных, подробностях события более чем тысячелетней истории его народа. Он порывался вмешаться, остановить, разъяснить, помочь, повернуть в другую сторону, устранить одного, назначить другого. Но это было не в его силах. И талантливо начатые битвы заканчивались поражениями; мудрые люди превращались в слепцов или предателей, «бескорыстные» торговали своей землей и своим народом, а народ этот жил в основном «хлебом единым». Добрые же соседи так привыкли хозяйничать на его землях, что обычно искренне обижались и взывали к Богу, когда ощущали хоть малейшее сопротивление.

В конечном счете, истощенный и охваченный глубокой грустью, Ангел заснул, положив под голову маленькое облачко и даже не выключив прошлое, которое продолжало бурлить на своих путях.

В это время мимо тихо шел Он. Увидел заснувшего на облачке печального ученого Ангела и бросил взгляд на события, разворачивающиеся вокруг него во вневременном небесном измерении. Постоял, присмотрелся повнимательнее, окинул одним взором цветущую землю, распятую между Востоком и Западом, и ее жителей, которые все ищут, ищут и ищут ответ на такой простой вопрос: «Кто мы?». Горько вздохнул, припомнив другую землю — ту, где родился Сам, и подумал, что в судьбе этих двух стран есть что- то неуловимо общее. В подобных случаях, однако, даже Бог не должен вмешиваться — люди обязаны все решать и делать сами. Или исчезнуть с лица земли, как исчезли несметные народы, от которых и названия не осталось. Разве что в Святом Писании.

Но что-то держало Его; Он еще раз бросил быстрый всеохватывающий взгляд на то, что во все времена творилось на родине этого симпатичного трудолюбивого Ангела. Задумался, тихо покачал головой и, не выдержав, протянул руку и нажал на небесной панели одну маленькую, почти незаметную кнопку, мигавшую небесным и солнечным цветами. Потом осторожно укрыл грустного спящего историка еще одним пушистым облачком и пошел дальше, слегка улыбаясь. Приближалось время, когда люди вспоминают Его приход на Землю. Как давно это было! Как недавно! И как мало с тех пор изменилось, а особенно, если присмотреться, — люди!

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ