Наши военные на востоке страны готовы отдавать жизнь — и отдают ее — за Украину. Они верят, и вселяют нам такую веру, что эта бесчестная «гибридная война» — это лишь временные трудности нашей страны. Мы эти трудности преодолеем; нужно просто это пережить, и каждому честно выполнять свой долг, выполнять уверенно и спокойно. Тогда Украина, бесспорно, победит.
Но эта победа не просто станет в разы тяжелее, а (стоит это четко понимать) просто невозможной, если мы, украинцы, и в дальнейшем будем вести себя так, будто просто не замечаем «змею в траве» (есть такое высказывание у многих народов, как европейских, так и восточных; что, собственно, оно означает, думаю, растолковывать не нужно), которая притаилась сзади и ждет своего часа, вести себя так, будто предательское, ренегатство и служение врагу — это «неактуальная» в настоящее время проблема. Так ли это — показал сбитый 14 июня в аэропорту Луганска наш военно-транспортный самолет. Ряд экспертов аргументированно утверждают, что террористам способствовала здесь агентура в наших таки рядах, которая сыграла в этом решающую роль. Это только самый свежий пример — идет речь о десятках жизней патриотов.
И вот какой (далеко не лишний) вопрос возникает. Если мы противостоим агрессии России (а это не видят только люди с определенными дефектами «политического зрения»), если, кроме того, очевидным является подобность (и общая, типологическая, и очень часто — конкретная, о чем уже много писалось, в «Дне», в частности) путинского и гитлеровского тоталитарных режимов — то какой была судьба тех политиков (не стоит думать, что то были убогие, недалекие люди, другое дело — безудержное честолюбие толкнуло их в лагерь Зла), которые стали 75 лет тому назад, во время гитлеровской агрессии, на путь государственной измены, стали теми «змеями в траве» и получили, как увидит читатель, полностью заслуженное наказание за это. Идет речь об Анри-Филиппе Петене, Видкуне Квислинге и Освальде Мосли. Эти прихвостни Гитлера (вполне реальные!) предали народы Франции, Норвегии и Великобритании. Рассказ об их преступлениях и наказании перед вами.
1. Анри-Филипп Петен (1856—1951). Когда-то национальный герой Франции, маршал Франции, победитель немцев в битве под Верденом в Первой мировой войне (1916 г.), выходец из семьи, где восемь поколений подряд были военными. В период между двумя мировыми войнами его имя знал каждый француз. Член Французской академии («бессмертный»). Военный министр в 1934—1935 годах. На протяжении шести лет под его началом служил Шарль де Голль (тогда — полковник), в знак уважения к своему шефу он назвал своего сына Филиппом. В 1935 году правые партии Франции провели парламентскую кампанию под лозунгом «Нам нужен (такой, как) Петен!»
16 июня 1940 года, после оккупации Парижа нацистами, 84-летний маршал обратился по радио к соотечественникам и сказал такое: «Французы! В это ужасно тяжелое для Отчизны время, когда мы испытали поражение в войне, я обязан выполнить свою тяжелую обязанность и возглавить Французское государство, чтобы спасти его. В настоящее время главное — заключить почетный (?! И. С.) мир с правительством Германии, дать мир нашим людям и сотрудничать (фр. «collaborer» — отсюда термин «коллаборационист», изменник, капитулянт) с господином Гитлером ради общей цели — перестройки новой Европы. Довольно крови, пусть наступит мир!»
Был «главой французского государства» в 1940—1944 гг. Его полномочия (формально) поглощали все ветви власти. Интересно, что «правительство» Петена в 1940—1941 гг. было признано и в Москве (верительные грамоты от посла режима Виши, куда переехал это «правительство», принимал сам Молотов), и в Вашингтоне. Преданно служил Гитлеру четыре года. После ареста в апреле 1945 года в Германии был привлечен к суду по обвинению в государственной измене; на суде заявил, что «всегда был сторонником Движения Сопротивления, защищал Францию от оккупантов, а судить меня имеет право лишь весь французский народ, а не этот суд». Приговор — расстрел; однако, из уважения к прежним заслугам маршала и к его возрасту (89 лет), по настойчивой просьбе де Голля, этот приговор был заменен на пожизненное заключение. Умер в тюрьме на острове Йе (департамент Вандея). Предательство Петена примечательно тем, что сначала камуфлировалось «пацифистскими» фразами как «спасителя нации».
2. Видкун Квислинг (1887—1945). Изменник норвежского народа; его фамилия часто употребляется в значении «ренегат», «предатель», «слуга оккупантов». Выходец из зажиточной семьи священников и писателей. Избрал, однако, военную карьеру. В 1918 году был военным атташе в Петрограде, в 1921 году — посетил советскую Россию в составе миссии Ф. Нансена. Был дважды женат, оба раза — на русских (Александре Ворониной и Марии Пасечниковой), однако большевистское правительство ненавидел. В 30-е годы — влиятельный политик. Министр обороны Норвегии в 1931—1933 гг. В начале 30-х годов становится врагом либеральной парламентской демократии, увлекается идеями Муссолини, а вскоре — Гитлером. Поддерживал последнего как яркого выразителя «германского нордического мира, борца против западной плутократии и большевизма».
В 1933 году создал партию нацистского типа «Национальное единение», объявил себя ее «ферером». В 1939 году партия насчитывала около 50 тысяч членов (с трехмиллионного населения страны). После оккупации Норвегии Гитлером в апреле 1940 года нацистский вождь сделал его «премьером» марионеточного «национального правительства». Партия Квислинга стала единственной разрешенной в стране; были созданы концлагеря для политзаключенных-бойцов Движения Сопротивления и евреев (невиданная в стране вещь!). «Национальное единение» Квислинга вольнолюбивые норвежцы презирали; если членов партии узнавали в автобусе, то считалось, что каждый приличный гражданин должен выйти оттуда прочь. Употреблялось высказывание: «Норвегия— для норвежцев; а Квислинг пусть убирается к черту!»
Был арестован 9 мая 1945 года, после освобождения страны, вместе со всем своим «правительством». На суде заявил, что считает себя «мучеником за большую Норвегию». В ответ ему указали на 25 тысяч казненных его «правительством» патриотов и 60 тысяч граждан Норвегии — евреев, которые были вывезены им в Германию в концлагеря. Расстрелян по приговору суда 24 октября 1945 года.
3. Освальд Мосли (1896—1980). Аристократ, баронет, участник Первой мировой войны, был ранен. Депутат британского парламента (1920—1924 гг., 1928—1932 гг.). Был хорошо знаком с королем Георгом V. Активный деятель Консервативной, впоследствии Лейбористской партии, в 1932 году вышел из нее и создал собственную партию — Британский союз фашистов. Проповедовал «общие ценности» Британии и режима Гитлера: необходимость «сильной руки», диктатуры, крепкого государства, единства англичан и немцев как основы «нового уклада» в Европе. В 1936 году женился в Берлине на Диане Гиннесс (почитательнице Гитлера), на свадьбе присутствовал сам фюрер.
С началом Второй мировой войны настойчиво требовал немедленно прекратить ее и заключить «конструктивный мир» с Берлином. Правительство Черчилля, которое пришло к власти в мае 1940 года, признало, наконец, Мосли немецким агентом. В июне 1940 года он (вместе со всей верхушкой Британского союза фашистов) был арестован; провел 3,5 года в тюрьмах Брикстона и Холловэя. Освобожден в ноябре 1943 года «по состоянию здоровья». Обещал отойти от политики, однако в 1948 году создал еще одну, крайне правую, Юнионистскую партию, впоследствии — Национальную партию Европы. Автор обширных мемуаров. Умер в Лондоне.
***
Несколько кратких замечаний. Все эти деятели (как видим, с разной степенью суровости) были наказаны; кстати, и Мосли, и Квислинг, и Петен принадлежали к «правому» спектру политиков, однако национал-патриотические убеждения не помешали им служить Гитлеру. Если Путин «есть Гитлер сегодня» (не будем прятать голову в песок), то в настоящее время среди нашего истеблишмента (и левого, и правого, и вообще без взглядов) есть, несомненно, достойные «наследники» тех трех деятелей (никоим образом на время начала войны не маргинальных!), о которых мы коротко рассказали. Вывод? Формальная принадлежность к «элите» может замечательно совмещаться (особенно в момент агрессии) с поступками, которые являются государственной изменой. Чтобы победить путинского нападающего, следовательно, нужно оградить тылы от квислингов!