Во время отхода от Киева российские войска через Чернобыль вывели примерно 10 тысяч единиц тяжелой техники, она, как и военные, могла быть радиационно заражена при движении по опасной территории, сообщил глава Государственного агентства по управлению зоной отчуждения Евгений Крамаренко.
"По подсчетам работников ЧАЭС, за 5 дней, предшествовавших окончательному уходу российских войск из зоны отчуждения (31 марта – ЭР), через Чернобыль прошло ориентировочно 10 тысяч единиц техники, это танки, колесная техника, заправщики, инженерная техника, в том числе из-под Киева. Конечно, они могли заразиться еще тогда, когда двигались в сторону Украины, так и теперь, когда направлялись в Беларусь. И вынесли радионуклиды", – объяснил Крамаренко во время брифинга в медиа-центре во Львове в воскресенье.
Он подчеркнул, что никакой радиационный контроль техники и персонала не осуществлялся, оккупанты не пользовались дозиметрическими пунктами, установленными в зоне отчуждения, а сами двигались не только по дорогам, но и по грунту, поднимая радиоактивную пыль.
Крамаренко также рассказал, что в первые дни войны через Чернобыль ежедневно заходило 500-600 единиц тяжелой техники оккупантов.
По его словам, на самой станции, где захватчики обустроили главный штаб, во время оккупации находились около 50 единиц техники и 1000 солдат, в Чернобыле, где была комендатура, насчитывалось до 500 человек.
"Сколько их было по лесам в этих окопах, мы не знаем. Но они окапывались не только в Рыжем лесу, но и по всему периметру зоны, также у рек. Окопы рыли под танки, под пушки, для снайперов. Такое впечатление, что надолго собирались там оставаться", – описал ситуацию глава ГАЗО, добавив, что точная площадь окопов пока неизвестна.
В то же время он отметил, что с 1986 года основной слой радионуклидов, тогда легший на почву, уже на 30-40 см спустился под землю, а любые земляные работы нарушают естественный барьер, которым почва и является.
"Солдаты сами дополнительно облучились и унесли с собой частицы этой почвы, поэтому могут облучать окружающих", – предупредил Крамаренко.
"Окопов много, в разных местах. Пока мы понимаем, что самое опасное место – это Рыжий лес. За 24 часа пребывания там, если не двигаться, человек получит годовую дозу облучения. Если увеличивает свою активность и нарушает верхний слой почвы, то это в разы увеличивается. О состоянии тех солдат сейчас, не знаю, они уехали в Беларусь. Это вопрос к тем врачам", – отметил Крамаренко.
При этом он указал, что удивили оказавшиеся у украинских специалистов образцы дозиметров, с которыми были российские солдаты.
"Это какие-то квадратики непонятные. Эксперты говорят, это модели 50-60 годов, они даже не работают по сроку давности. Чисто психологическое успокоение, пожалуй, было для них. Это глупо сто процентов, их никто не готовил к пребыванию в зоне", – резюмировал глава ГАЗО.
Читайте "День" в Facebook, Тwitter, дивіться на Youtube та підписуйтесь на канал сайту в Telegram!