Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Раритеты Шевченко: возвращение в ХХI веке

9 июня, 2011 - 21:09
РИСУНОК ОТЦА РАБОТЫ САМОГО ТАРАСА ШЕВЧЕНКО / ПРИМЕР СКУЛЬПТУРНОЙ ШЕВЧЕНКИАНЫ

Традиционно март в Украине называют шевченковским месяцем. Однако за один месяц постигнуть бесконечное наследие Тараса Шевченко невозможно. А все-таки само переосмысление Шевченко является одной из предпосылок существования украинской нации. Шевченковское слово стало источником рождения украинской национальной идентичности. Толчком к переосмыслению сегодня должно было бы стать новейшее прочтение творчества мастера в контексте развития методов и подходов, которые существуют в западном литературоведении и в западноевропейской гуманитарной мысли. К сожалению, этого не происходит. А существующие в Украине прочтения в большей степени являются шумным обыгрыванием того, что должно было бы быть осознанным.

Возвращение к Шевченко в ХХІ веке является попыткой созидания самой Украины ХХІ века. Интеллектуальное наполнение шевченковских произведений не устаревает: в этом источнике бурлит мысль, которая помогает не просто выстоять, найти себя в тяжелое время, но и увидеть будущее. Шевченко мог в условиях физической несвободы создать «Садок вишневий коло хати...». Это прекрасное стихотворение было написано не во время покоя, а в самый тяжелый момент. Однако Шевченко не обвинял мир, не жаловался на судьбу и не жаловался на врагов. Он писал, создавая своим трудом то прекрасное, что возвышает человека над обыденностью и не дает упасть под грузом проблем и экзистенциональной усталости. Причем, что важно, этот маленький «Садок вишневий...» стал символическим спасением Украины. Как бы тяжело ни было, все равно нужно делать свое дело, идти к цели и не падать духом.

К счастью, иногда появляются качественные издания, помогающие читателю приблизиться в своем внутреннем, индивидуально- психологическом времени к большому времени Шевченко. Таким является и новое издание «Повернені шевченківські раритети» (составление, научное описание коллекции и примечания — Сергея Гальченко (он — автор предисловия к изданию) и Наталки Лысенко). Примечательно, что книжка увидела свет при поддержке Американского посольского фонда по сохранению культурного наследия. По-видимому, представители этого фонда понимают, насколько грандиозным и нужным является такой проект. Шевченко — это человек уровня А. Линкольна или Дж. Вашингтона, творец национальной государственности, демократии, пространства исторической свободы и государственной культуры. Прекрасный фолиант был напечатан в Днепродзержинске в Издательском доме «Андрій».

«Раритетный» фолиант состоит из таких разделов: «Тарас» (портреты Шевченко), «Раритеты» (редкие офорты, фрагменты из авторских рукописей редких произведений Шевченко), «Родные. Друзья. Последователи. Исследователи», «Шевченковский Киев», «Пространство», «Мемории», «Казак Грицко Честахивский», «Каневская святыня», «Первый музей Шевченко», «Исследователь и спаситель шевченкианы», «Скульптурная шевченкиана», «Любовь и нелюбовь к поэту».

В книге «Повернені шевченківскі раритети» представлены репродукции оригинальных гравюр, рукописей, фотографий, писем, уникальных изданий (первого «Кобзаря» 1840 года и нескольких самодельных рукописных «Кобзарів», которые распространялись среди читателей во второй половине ХІХ в.), а также другие материалы, которые были вывезены из Украины в 1943 году. Издание имеет целью представить уникальные материалы, которые считались утраченными во время военного лихолетья, но все-таки были сохранены и возвращены в Украину, чтобы обогатить существующую шевченкиану.

Процесс возвращения этих материалов в Украину начался еще в 1990-е, а завершился только в 2006 году, когда Украинская свободная академия наук в США передала самые ценные материалы в Институт литературы им. Т. Шевченко НАН Украины. В предисловии отмечено: «Из Киева перед оккупацией в 1941 г. не все шевченковские архивы и музейные экспонаты были вывезены. Рукописный фонд Института литературы имени Т. Г. Шевченко AH УССР был эвакуирован в столицу Башкирии Уфу, а экспонаты Центрального музея Т. Шевченко — в далекую Сибирь, в Новосибирск. Кое-что (очень мало) было вывезено из фондов дома-музея, который действовал как первый в Украине музей Шевченко с ноября 1928 г. За тринадцать довоенных лет там было собрано большое количество экспонатов — рукописей, книг, фотографий, редких прижизненных изданий и мемориальных вещей.

Драгоценные сокровища были брошены на произвол судьбы в Киеве. Но около них остались хранители — директор музея Андрей Терещенко и его жена Любина, да еще несколько работников, преимущественно смотрителей. Все это сокровище едва не погибло во время взрывов и пожаров на Крещатике осенью 1941 г. Газета «Нове українське слово» 23 декабря 1941 г. представила информацию «Дом Т. Г. Шевченко» о сентябрьских событиях того года: «Взрывы и пожары, которые охватили весь центр Киева и докатились почти до самого дома, неизбежно угрожали гибелью этому музею». В Украину вернулись шевченковские раритеты, но это лишь небольшая часть того, что было собрано в довоенные годы, а остальное еще нужно искать в США, в Европе. Стоит продолжить поиски в Львове, а затем искать в Польше, в Познани...». Таким образом, история возвращения шевченковских раритетов в Украину кажется детективной и почти мистической. Обо всех этих исканиях и блужданиях, а также об очень важной роли Андрея Терещенко в сохранении этих национальных сокровищ читатель сможет узнать из предисловия С. Гальченко.

Появление иллюстрированного издания «Повернені шевченківські раритети» — это попытка донести атмосферу Т. Шевченко современному читателю. Восприятие Шевченко не исчерпывается лишь текстуальным измерением. Произведения — только часть. Тем более что осознание Шевченко, кажется, должно базироваться и на анализе его произведений изобразительного искусства. Шевченко был человеком ренессансного образца; это тот тип художника, который вырастает из фольклорной космогонии. Глаз такого человека видит мир во всей полноте и сложности, а поэтому ум способен погружаться в далекие перспективы будущего. В этом будущем была Украина Шевченко с «вишневим садком»...

Чтобы создать этот сад, нужно сформировать государственную волю, усыпленную, порабощенную. Шевченко пробуждал общество от летаргического сна, но вместе с тем он всегда умел давать альтернативу. Наряду с этической катастрофой у Шевченко есть надежда на спасение. Черпая материю творчества из Библии, Шевченко понимал, что все в мире имеет способность к перерождению. Все подчинено закону четности. А поэтому и воскрешение обязательно должно наступить. Главное — уметь увидеть прекрасное и осознать стадию болезни. Дорогу осилит идущий. Но также нужно видеть небо над головой и звезды на небе в ночное время.

Дмитрий ДРОЗДОВСКИЙ. Фоторепродукции из книги «Повернені шевченківські раритети»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ