Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Парад реализма

Fine Art Ukraine, который проходит в центре «Мистецький арсенал», представил довольно точный срез эволюции отечественного искусства на протяжении последних десятилетий. Однако современное состояние еще требует диагностики
16 мая, 2011 - 20:42
СКУЛЬПТУРЫ ВАЛЕРИЯ ПИРОГОВА ПРИВЛЕКАЛИ ВНИМАНИЕ МНОГИХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ВЫСТАВКИ / УКРАШЕНИЕМ ВЫСТАВКИ СТАЛИ РАБОТЫ ИЗ ЗАПАСНИКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРЫ

Fine Art Ukraine существует уже три года. За это время его задача не изменилась: форум является обзором отечественного визуального искусства во всех жанрах — живописи, графике, скульптуре, фотографии. Центральной в нынешнем форуме стала обширная экспозиция под названием «Школа», в которую вошли работы знаковых личностей украинского искусства — выпускников Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины.

По сути, выставка, составленная из запасников академии, является представительной подборкой отечественного реализма за последние сто лет: так, самые ранние работы, угольная графика Алексея Шовкуненко, датированы 1910—1911 годами. Вообще, в стенах здания на улице Смирнова-Ласточкина учились все более-менее известные украинские художники, ныне признанные классиками: Татьяна Голембиевская, Сергей Григорьев, Александр Данченко, Василий Забашта, Виктор Зарецкий, Владимир Костецкий, Александр Лопухов, Анатолий Пламеницкий, Николай Стороженко, Михаил Хмелько, Татьяна Яблонская, Георгий Якутович. О многих из этих художников можно писать тома исследований.

Также уже традиционно основную выставку дополняет парад галерей: «15/5», «O’ART», «Pit-Art», «АРТ.ЕРІЯ», «Арт-Бульвар», «Сады Победы», «Зелена канапа», «Мистецька збірка», «Персона», в которых выставлены современники: Юрий Вакуленко, Ирина Вештак-Остроменская, Ольга Гребенюк, Василий Гурин, Владимир Гурин, Виктор Дейсун, Елена Дудниченко, Николай Есипенко, Ярослав Задворный, Андрей Задорин, Владимир Заиченко, Оксана Игнащенко, Иван Илько, Андрей Коваленко, Ольга Ковтун, Андрей Левицкий, Андрей Липовка, Жанна Олийнык-Макий, Валерий Пирогов, Владимир Подлевский, Елена Придувалова, Игорь Романовский, Владимир Тарасенко, Сергей Тумасов, Андрей Цой, Владислав Шерешевский. Здесь дала о себе знать некоторая размытость принципов отбора, которую можно ощутить почти на всех больших арт-ярмарках в «Арсенале»: многие галереи экспонируют откровенный китч, место которому, скорее, на Андреевском, чем на выставке уровня Fine Art Ukraine.

Впрочем, это больше проблема современного искусства; по сути, «Школа» — развернутый мастер-класс на фоне того, что показывают многие актуальные живописцы. На полотнах патриархов нет пресловутых доярок, металлургов или вождей пролетариата — только технически безукоризненные, характеристически яркие портреты, поэтичные, завораживающие пейзажи, виртуозная графика на исторические и фольклорные темы. То, что рисовали Татьяна Яблонская, Анатолий Пламеницкий, Зоя Лерман, Иван Тихий, Татьяна Голембиевская, Николай Глущенко еще в 1930—1960-е годы, до сих пор выглядит свежо, отличается особой внутренней жизнью, присущей по-настоящему талантливым произведениям.

Среди младших поколений в галерейной секции, в свою очередь, хочется выделить Владислава Шерешевского и Елену Придувалову: первого — за отличное чувство юмора и умение создать на полотне атмосферу некоего не слишком злого сюрреализма; Придувалова впечатляет последней серией своих урбанистических полотен, в которых она полностью изменила колорит и тематику: такая резкая трансформация свойственна поистине одаренным художникам.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, фото Константина ГРИШИНА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ