В конце апреля в Киеве назвали победителя Открытого международного архитектурного конкурса «Благоустройство центральной части Киева к Евро-2012 и на перспективу». Победу одержала группа архитекторов из Колумбии, которые предлагают реконструкцию набережной Днепра. К футбольному чемпионату над Набережным шоссе от моста Патона до моста Метро должны появиться платформы-накрытия примерно по 50 метров в ширину, которые соединят подножия склонов через дорогу и будут выводить непосредственно к воде, чтобы можно было спуститься с верхушки склонов к Днепру. На зиму архитекторы предлагают создать здесь санные или лыжные трассы, а на лето — озеленить платформы деревьями. А еще среди идей колумбийцев — перебросить несколько пешеходных мостов над Парковой дорогой, например, около Аскольдовой могилы, чтобы сделать пешеходный переход через дорогу более безопасным. Ознакомиться с проектом-победителем и идеями еще восьми участников, вошедших в полуфинал, можно в Доме архитекторов, где сейчас проходит итоговая выставка конкурса.
Напомним, что организовывали конкурс Киевская городская госадминистрация, Главное управление градостроения, архитектуры и дизайна городской среды при поддержке Международного архитектурного фестиваля Canations и Национального союза архитекторов. «День» писал ранее о начале этого творческого состязания, в частности о его плюсах и минусах для благоустройства города. Тогда эксперты подчеркивали, что конкурс между зодчими из 16 стран мира может стать лишь очередным поводом для застройки центра столицы, которая всегда была лакомым кусочком для инвесторов. Но его организаторы уверяли, что, кроме благоустройства, в центре столицы ничего не планируется.
После подведения итогов определенные предостережения все же остались. Некоторые технические эксперты не были привлечены к определению победителей, их роль в конкурсе ограничилась лишь чтением лекций для участников. Еще одно: среди девяти полуфиналистов конкурса не было ни одного украинского участника. Почему?
Как объяснял «Дню» архитектор Олег ГРЕЧУХ, выступавший техническим экспертом конкурса, у нас очень мало профессионалов, которые могли бы предложить проект благоустройства центра Киева по европейским нормам. «Участники из Украины были, но от нас не участвовали те фирмы и конкурсанты, которые у всех на слуху. Например, проектировщики Национального олимпийского стадиона к Евро-2012, архитектор Бабушкин, построивший в столице немало домов, другие архитекторы, имеющие пять или больше построенных сооружений, не участвовали в конкурсе. Были в основном зодчие-начинающие, — продолжил Олег Гречух. — Во-первых, премия не соответствовала затратам конкурса, ведь премиальные должны быть больше, чтобы привлекать известных и опытных архитекторов (победитель получил 10 тысяч евро. — Ред.). А действующие участники представляли стереотипные вещи, уже неоднократно отработанные в Киеве: например, когда подается застройка в псевдоисторической архитектуре, то есть делаются архитектурные подделки, например, из современных материалов сооружается нечто, что могло быть в ХІХ веке. В Киеве подобные случаи бывали часто, но в мире это не приветствуется, критикуется и не считается нормальным подходом в архитектуре. Предложения по застройке склонов или вырубке деревьев, заявленные некоторыми нашими участниками, также не вписывались в концепцию конкурса. Потому в число полуфиналистов и вошли иностранцы».
По мнению архитектора, большинство идей от иностранных зодчих интересны для нас именно тем, что показывают альтернативу, как Киев может выглядеть в будущем. Например, по замыслу архитекторов из США и Австралии на Почтовой могли появиться два «этажа»: первый для авто, а второй — для пешеходов, где разместится ресторан. Европейскую площадь норвежские и японские архитекторы сделали бы пешеходной с местом для велодорожек и велопарковок, с фонтаном и круглым экраном для просмотров матчей. «Это же не был конкурс благоустройства на дизайн скамеек, которые можно сделать и без конкурса. Просто должно быть новое виденье этих процессов. Потому что застройку набережной придумали не сегодня. У некоторых киевских архитекторов уже много лет есть проекты в псевдоисторической застройке вдоль набережной, — добавляет Олег Гречух. — А вот у колумбийских архитекторов довольно интересные идеи в плане альтернативы. Они несколькими местами выводят склоны Днепра непосредственно к воде, поскольку сейчас есть набережная просто как транспортная артерия, отделяющая склоны от воды. Перейти через эту шестиполосную дорогу невозможно. Есть несколько подземных переходов, но они больше похожи на трущобы».
Современные и безопасные переходы — это, конечно, хорошо, но экологов настораживает, что их появление влечет за собой нарушение природно-заповедного законодательства. Как объясняет заместитель главы Национального экологического центра Украины, технический эксперт конкурса Алексей ВАСИЛЮК, проект-победитель предполагает строительство, затрагивающее днепровские склоны. Согласно решению Киевсовета они являются объектом природно-заповедного фонда, поэтому рубить деревья, что-то надстраивать здесь нельзя, поскольку это нарушает законодательство.
«Если мы внимательно почитаем законодательство Украины о благоустройстве, то поймем, что все проекты, попавшие в число финалистов, не являются проектами благоустройства. Это проекты строительства, — добавляет эколог. — А благоустройство — это аккуратные дорожки, газоны, скамейки и фонари. Хотя проект-победитель действительно один из лучших. Среди других полуфиналистов были проекты, предлагавшие строительство на склонах Днепра, на которых вообще ничего нельзя нарушать. Однако удивляет, что результаты конкурса должны сразу попасть в Генеральный план Киева. Но тот план, который сейчас разрабатывается, узаконивает предыдущие нарушения, связанные с застройкой Киева. Поэтому мы делаем все, чтобы его не утвердили. И как можно вносить в генплан новые идеи без обсуждений, расчетов нагрузок на коммуникации, тщательного проектирования. Скоро в Киеве планируется инвестиционный форум, и городские власти собираются выставить там этот проект, чтобы найти инвестора. Создается впечатление, что конкурс проводился для того, чтобы получить дополнительные инвестиции для города».
В любом случае, реализация проекта-победителя потребует значительных расходов. И как прибавил Олег Гречух, от него следует ожидать больше затрат, чем прибылей. «Построить жилой дом и продать квартиры выгоднее, чем заниматься этим проектом. Набережная сейчас неживая для туристического посещения. Таким образом, выгода от реализации этих проектов — разве что в том, что Киев будет выглядеть более современно на мировой карте, станет привлекательнее для туристов, но дополнительных поступлений это не принесет».
Даже если средства найдутся, вопрос — успеют ли архитекторы претворить свой замысел в жизнь. Ведь до чемпионата остается меньше года, тогда как, по подсчетам экспертов, на воплощение задуманного необходимо года три-четыре.