По приблизительным подсчетам, на мероприятиях Французской весны в Киеве побывает тысяч пять человек! Но каждый житель нашего города знает об акциях (их масштаб увеличивается в разы всевозможными точками соприкосновения с чем бы то ни было французским). В эти дни парфюмерия и кухня, мода и литература, кино и театр, манеры или просто походка либо «шармят», либо недостаточны для сравнений.
«Вот необычайное стечение обстоятельств! Как все это произошло?...
Кто обрушил все эти события на мою голову?... Я говорю: мол, веселость, а между тем в точности мне неизвестно, больше ли она моя, чем все остальное, и что такое, наконец, «я», которому уделяется мною так много внимания», — резюмирует свою жизнь Пьер-Огюстен Бомарше монологом Фигаро. Я же вспомнил эти слова, решившись написать о двух франко-весенних сценических представлениях, отложив книгу «Наполеон» академика Тарле:
«Бронзовый император в лавровом венце, со скипетром в одной руке и державою в другой, стоящий в центре Парижа на вершине своей колоссальной Вандомской колонны, отлитой из взятых им пушек, как бы напоминает, до какой степени он упорно при жизни держался за безумную мысль держать в своей руке Европу, а если можно, то и Азию, и держать так же крепко, как на памятнике он сжимает символический шар державы, эту геральдическую эмблему всемирной монархии».
Представляете, какая система ожиданий возникает из вот такого весеннего замеса бытия!
В спектакле «Театра жеста» «На грани безумства» (Компанія Dos а deux) речь идет о безумстве, сумасшествии, отрешенности и уединении в мире поэтики и фантазий... Бесконечные упражнения тел становятся рабами воображения их хозяев. Один, в запале свого мистического видения, активно старается написать своим телом письмо всему миру. Другой — жертва навязчивых идей — борется с воображаемой пылью, которая пачкает его ноги, и считает, что может командовать закатом и восходом солнца.
Два пластичных парня очень мило обыгрывают декорации и реквизит. Медицинский стол на колесах становится аквариумом, гильотиной, танком.
Веревочная лестница уходит в небеса. На ней, как на маятнике, грузом времени раскачивается то ли грустный клоун, то ли радостный Эйнштейн. Мотивы поведения, смысл поступков, смена образов и, наконец, сюжетная линия не обретают логики существования, даже после упрямого перечитывания программки. Кусок ткани превращается в капсулу воздушного шара, и герои парят в мире своих фантазий. А когда они приводняются, служивший до этого пропеллером веник становится веслом. Настороженность финального поклона исполнителей зритель сжег по-украински горячими овациями.
Почти сто лет назад один из самых выдающихся режиссеров ХХ века, постановщик массовых праздников и пропагандист театрализации жизни Николай Евреинов произнес: «Словом «театр», — вы называете и место международных столкновений (театр военных действий), и место, где происходит рассечение трупов (анатомический театр), и эстраду престидижитатора (например, театр фокусов Роберта Гудена, первого из увиденных в детстве Сарой Бернар театров), и то, что служит для обозрения разного рода наказаний».
В широком смысле «Театр жеста» можно также называть театром, а не пантомимой.
Боюсь признаться, что порою мое присутствие в зрительном зале девальвировало ожидания, взлелеянные рекламной компанией нынешнй Французской весны, тем более, что в памяти еще ярки впечатления от великолепного театра «Solo show» Марселя Марсо и спектакля Ани Жирардо «Мадам Маргарит» которые были представлены в програмах фестиваля «Киев Травневый» в 2001 и 2002 годах.
На спектакле «Корни» компании «Les Krilati» самыми благодарными зрителям были студенты Киевской академии циркового искусства. Каждый номер они принимали восторженно, выражая свои эмоции шквалами свиста, аплодисментов, топота и криков. Им лучше других известно, как нужна поддержка старающемуся удержать в воздухе 5 булав. Это именно из их среды вышел рекордсмен мира Александр Кобликов, удерживающий в воздухе 14 предметов одновременно. Действительно, привезти в Украину, тем более в Киев, цирковое представление — дело рискованное, хотя и не вполне безнадежное.
Поведение героев спектакля порой напоминало поведение артистов театра глухонемых. Работали они эмоционально, глубоко, содержательно, вызывая глубокую симпатию к себе. В центре сцены — ствол мощного дерева с крепкими ветвями и выступающими «из земли корнями». В дерево спрятано множество приспособлений для различных акробатических этюдов. Наверное, и смыслы философские крылись в этом предмете-символе. Однако ни взаимодействие с ним артистов, ни сюжеты новелл не раскрыли его вразумительно, что, впрочем, не мешало фантазировать каждому в зависимости от способности видеть скорее свои ожидания, чем реальные сценические образы.
Пресс-релиз, видео-материалы финального «Концерта огня» в исполнении компании «Ударные десантники» на Певческом поле 28 апреля в 21.00 тоже порождают большие ожидания. И не только потому, что в Украине уличных театров практически нет. А, скорее, из-за высокого профессионального уровня исполнителей. Надеюсь, что финальный аккорд Французской весны будет зычным и запоминающимся.
И пусть восторг его звучания откроет устроителям последующих весен слух к тому, что могло бы по настоящему удивлять и радовать поклонников французский культуры.