Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинская революция. История без прикрас

Режиссер Иван Канивец готовит документальный фильм на основе воспоминаний генерала и военного министра УНР Всеволода Петрива
10 марта, 2011 - 20:54
СЪЕМКИ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ФИЛЬМА ИВАНА КАНИВЦА ОБ УКРАИНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ПРОИСХОДИЛИ, В ЧАСТНОСТИ, В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И БЫТА В ПИРОГОВО / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ИВАНОМ КАНИВЦОМ

Украинский режиссер, выпускник Национального университета театра, кино и телевидения Иван Канивец готовит документальный фильм, посвященный событиям Украинской революции 1917—1918 гг. Вообще о тех революционных событиях в Украине было снято всего несколько лент, в частности, «Украинская революция — потерянное государство» Сергея Братишко и «Украинская революция 1917—1921».

О режиссере Иване Канивце «День» уже сообщал своим читателям после его дебюта с документальным фильмом «Трезубец Нептуна» — первым рассказывающим о революционном становлении Украинского Государственного Флота в 1917—1918 годах. Вторая лента, над которой сейчас работает режиссер, — это продолжение темы, только не на море, а на суше.

Как рассказал «Дню» Иван Канивец, в основе фильма — история полка имени Костя Гордиенко, базирующаяся на воспоминаниях генерала, а в 1919 году — военного министра УНР Всеволода Петрива. Его воспоминания ценны, прежде всего, тем, что написаны живым языком — Всеволод Петрив передает события такими, как он их увидел, без прикрас. Генерал встречался со многими лидерами Украинской революции, и воспоминания содержат интересные описания этих встреч и их участников.

— Например, есть интересное воспоминание о том, как Симон Петлюра заступился за взятых в плен большевиков, — рассказывает Иван Канивец. — Сюжет фильма следующий: в 1917 году Всеволод Петрив принимает активное участие в украинском движении на Западном фронте, где организует с украинских воинов 7-й Туркестанской дивизии полк им. Костя Гордиенко. После октябрьского переворота, полк приказано разоружить, проводников арестовать. Во главе полка Всеволод Петрив пробивается на территорию Украины. Им приходится прорываться из окружения через белорусские леса, но все же удается попасть в Киев именно в нужный момент. В Киеве — Арсенальское восстание. Именно поддержка хорошо обученных и опытных воинов Петрива, ставшего на сторону Центральной Рады, помогла спасти ситуацию. Впоследствии полк им. Костя Гордиенко становится одной из трех частей, на которую может рассчитывать Центральная Рада. Он станет защищать Киев во время наступления войск Муравьева, будет отступать вместе с УЦР в Житомир... А после подписания Брестского мирного договора 1918 года Петрив получит приказ освободить Киев от большевиков. Последнее действие в фильме — это парад украинских военных на Софийской площади. Но поскольку исторический вид площади уже разрушен, то придется монтировать его с помощью компьютерной графики. Вообще, в фильме будет много компьютерной графики и исторической реконструкции, поскольку фотографий с того периода сохранилось очень мало.

Лента будет состоять из двух частей по 25 минут каждая. Первую режиссер надеется завершить к середине лета, а вторую — до конца сентября этого года. Вполне возможно, что премьера первой части фильма состоится во время фестиваля «Кинолев», в котором Иван Канивец принимал участие в прошлом году с фильмом «Трезубец Нептуна» и получил специальную награду.

Примечательно, что этот фильм, как и предыдущий, Иван Канивец снимает на собственные средства. Помощь режиссеру оказывает музей УНР, активное участие в проекте принимает капитан второго ранга Тимур Баротов из Севастополя. В фильме также снимаются реконструкторы из военно-исторических клубов «Повстанец» и «Чота пешей разведки 3-й Железной дивизии ДА УНР». Закадровый текст будет читать народный артист Украины Богдан Бенюк, музыку пишет Андрей Пархоменко, а иллюстрации создает полярный исследователь, ученый и художник Василий Придатко.

Бизнесмены и политики сперва соглашаются, что такой фильм — вещь нужная и интересная, но спонсорами быть не хотят, ссылаясь на кризис.

— Создается впечатление, что украинские бизнесмены сначала не представляют, насколько это сложный процесс и каких средств он требует, поэтому соглашаются помочь, а когда видят реальную смету — отказываются. Вроде бы понимание потребности в собственных качественных исторических фильмах есть, но каждый думает — пусть это сделает кто-то другой. Однако через несколько лет никто не станет оправдывать государство тем, что не было средств или людей. Это просто нужно кому-то делать, — говорит Иван Канивец.

Виктория СКУБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ