Женское движение FEMEN снова наделало шума в СМИ, проведя акцию «Давосский понос»: поводом стали некорректные высказывания Януковича относительно женщин на форуме в Давосе. Получилось довольно скандально. О группировке FEMEN молва идет уже давно. Стройные девушки, обнажающиеся выше пояса на публике независимо от погоды в знак протеста против определенных действий или бездеятельности властей (причем не только украинских), против бульварной прессы, «сексплуатации» в образовании (искусстве, модельном бизнесе), стали уже своего рода брендом Украины: не так давно ведущий американский телеканал CNN включил в цикл сюжетов і-List — Ukraine пространный рассказ о FEMEN.
Протест в нетрадиционных формах не нов. Можно вспомнить «Лучи чучхе» — шутовскую «партию» конца 1980-х; во времена позднего Кучмы политический хепенинг стал едва ли не самой распространенной формой сопротивления; несколько лет назад в Киеве прошли акции «Голый протест» против платы за соединение мобильным операторам: участники раздевались полностью. Однако только FEMEN удалось сделать себе, так сказать, международное имя.
Причины популярности этого движения — отдельная тема. Сейчас хочется поговорить о вещи менее заметной. Об идеологии.
Точнее, о ее отсутствии. Идеологии у FEMEN просто нет. Первое, что логично приходит в голову — феминизм. Однако феминистические организации придерживаются левых или леволиберальных воззрений, ведут безостановочную социальную работу, и акции прямого действия — лишь незначительная часть этой работы. Никакой активности FEMEN относительно неравного положения женщин, насилия над ними в семьях, обретения реального, а не декларативного гендерного равноправия незаметно и близко; пара полуголых выходок под Кабмином или возле вокзала не считается, что же касается левизны или либерализма, то в данном случае это было бы даже не смешно; более того, некоторые перформансы выглядят иногда как поддакивание (несознательное, надеюсь) крайним националистам.
FEMEN принимают участие и в демонстрациях за свободу слова и собраний, и против беспредела режима «регионалов» — но их участие длится ровно столько, сколько нужно, чтобы их заметили; потом, если их до того не задержала милиция, они просто покидают манифестацию, даже не интересуясь ее результатом. А вот иногда их акции похожи на провокации в интересах власти, как это было, когда девушки пришли на «Майдан предпринимателей»: поняв, что им не дадут микрофон, устроили скандал, обвинили митингующих в продажности, а себя в интернете представили зверски избитыми невинными жертами.
Отсутствие идеологии порождает неразборчивость и всеядность. Делать вульгарные фотографии и видео (вульгарные не из-за обнаженности, а из-за отсутствия чувства меры и вкуса) с российскими невеждами-дизайнерами или продажными рок-музыкантами только из-за сомнительной популярности этих деятелей для любой феминистической группы было бы полным самоунижением и политическим самоубийством. Вести мелкую коммерцию, продавая сувениры-«сиськографы» хорошо, когда за душой есть еще что-то, кроме разукрашенных чашечек и футболочек. А так — нет ни каких-то реальных достижений, ни убедительного общественного дискурса, ни сотрудничества с другими феминистическими или политическими движениями, о теоретических или образовательных усилиях я просто молчу. Потенциально необходимая деятельность превращается в тусовку, в повод для заголовков в той же бульварной прессе, против которой FEMEN якобы выступают.
Рискну предположить: единственная идеология FEMEN — самореклама любой ценой. Показная популярность и материальные дивиденды от нее, кажется, являются главным двигателем того, что делают Анна Гуцол, Александра Шевченко и их подружки. Очень хотел бы ошибаться, однако, похоже на то.
И все же, даже с учетом вышесказанного, я — за FEMEN. Почему?
Потому что существование таких, даже политически непутевых, раздражающих, неоднозначных групп и есть один из первых признаков демократии. По-настоящему свободное общество терпимо относится к чужому мнению независимо от эксцентричности образа, которым это мнение выражено.
Пусть сто раз конъюнктурные, неискренние, FEMEN и им подобные удерживают границы общественной свободы — а это и наша свобода тоже.