С начала года вступил в силу Закон Украины «О защите персональных данных», принятый Верховной Радой 1 июня и подписанный Президентом 26 июня прошлого года. С момента своего принятия Закон был подвергнут острой критике некоторых правозащитных, медийных организаций и бизнеса, которые предостерегают, что он дает основания для последующего сужения демократических свобод в стране.
«Данный закон является опасным для свободы слова и свободы доступа к информации, а также не обеспечивает защиту персональных данных в соответствии с европейскими стандартами. Поэтому, по нашему убеждению, Закон оформляет системное наступление на эти ценности в украинском обществе и является значительным шагом для построения тоталитаризма», — говорится в заявлении Украинского Хельсинского союза по правам человека, опубликованном на его официальном сайте.
Несмотря на то, что с призывом к Президенту наложить вето или хотя бы разработать и принять изменения к документу обращались Украинский Хельсинский союз, Независимая ассоциация языковедов и Ассоциация украинских банков, закон без поправок вступил в силу. Власть аргументирует принятие закона тем, что он является одним из шагов навстречу Европейскому Союзу.
Однако наличие «темных» моментов признают и сами чиновники. В комментарии «РБК Україна» председатель парламентского комитета по вопросам свободы слова Андрей Шевченко отметил, что существует угроза использования закона чиновниками, которые стремятся скрыть информацию о коррупционных деяниях, но урегулировать все «серые зоны» надеются новым законом о доступе к публичной информации.
Зачем принимать закон, который является платформой для манипуляций, — вопрос риторический. По мнению некоторых экспертов, создание еще одной ширмы для коррупции — не первоочередная угроза, которую несет в себе закон. Зато опаснейшим в нем является то, что он создает возможности для дополнительного давления на бизнес, предполагает государственный контроль практически за всеми существующими в стране базами данных и фактически «связывает руки» журналистам.
Владимир Яворский, исполнительный директор Украинского Хельсинского союза в комментарии «Радио Свобода» выразил опасение, что теперь можно остановить распространение нежелательной информации и более легко наказать «неудобного» журналиста или редакцию. Фактически, после вступления закона в силу распространение персональных данных о лице возможно лишь при его согласии. Исключение составляют лишь госслужащие первой категории (к ним не принадлежат первые лица государства и высокопоставленные должностные лица). А за нарушение закона предусмотрена уголовная ответственность. Ввиду того, что персональными данными, по закону, является любая информация, которая позволяет идентифицировать лицо (даже имя и фамилия с номером телефона, адресом или национальностью), то поле для манипуляций открывается почти безграничное. Зато в Европе существует четкое разделение на данные общего характера (фамилия, имя, дата и место рождения, гражданство, местожительство) и чувствительные персональные данные.
Закон «О защите персональных данных» создает неудобства для бизнеса, поскольку фактически вынуждает предпринимателей открывать свои базы данных (в том числе информацию о клиентах) государству. Согласно со статьей девятой, базы персональных данных подлежат государственной регистрации (а по этому закону базой данных может быть любой список имен и фамилий вплоть до визитки на вашем столе), а также закон предусматривает создание соответствующего государственного органа для контроля за базами данных.
«Этот орган наделяется достаточно широкими полномочиями, вплоть до возможности входить в любое помещение, где обрабатываются базы... Термины в законодательстве определены достаточно нечетко. Поэтому трудно установить, какие именно базы данных будут подпадать под регуляцию, а какие нет, и каким образом будет применяться данный закон», — отмечает в интервью «Радио Свобода» директор Института медиа-права Тарас Шевченко.
Получив фактически полный контроль за персональными данными в стране, власть, зато, не предусмотрела ответственность за свои действия. Хотя в статье восьмой идет речь о том, что гражданин может выдвигать мотивированное требование против обработки своих персональных данных органами государственной власти, соблюдение этой нормы представляется нереальным.
Вступив в силу 1 января, в разгар праздников, закон, который вызывал достаточно противоречивую реакцию, остался предметом дискуссий узкого круга журналистов и экспертов. Зато прописанные там нормы касаются практически целой страны. То, что в законе, который фактически обеспечивает государственную монополию на информацию, достаточно противоречивых моментов и «серых зон», вызывает тревогу. А если принять во внимание существующий опыт общения власти и общества, то впечатление, что двигаемся мы не в ту сторону, только усиливается.
Свое мнение относительно Закона «О защите персональных данных» по просьбе «Дня» выразил журналист-международник Игорь СЛИСАРЕНКО:
— В первую очередь, что здесь нужно иметь в виду, — это то, что закон был принят за несколько месяцев до вступления в силу. А 30 сентября прошлого года Украина ратифицировала европейскую конвенцию № 108 от 1981 года «О защите лиц относительно автоматизированной обработки данных личного характера», которая имеет целью гарантировать права каждого человека и, прежде всего, право на уважение к личной жизни. С другой стороны, в Украине действует 32 статья Конституции, которая не допускает сбора, хранения, использования и распространения персональной информации о лице без его согласия. По европейским нормам, к персональным данным относится фактически все — от местожительства, телефонного номера до имущественного финансового состояния, наличия или отсутствия кредитной задолженности. В Украине же нормы о защите персональных данных нарушаются везде и всеми — можно легко купить за несколько десятков гривен базу персональных данных из налоговой или из компании, которая занимается трудоустройством. Там будет много данных о конкретных людях, включительно с телефонами, послужным списком, финансовым состоянием.
— После принятия закона некоторые украинские правозащитники предостерегали, что он может быть использован для наступления на свободу слова. Каково ваше мнение по этому поводу?
— Мне эти комментарии кажутся несколько преувеличенными. Есть ряд других законов, которые регулируют журналистскую деятельность, реализацию права на распространение информации. Ныне в процессе принятия закон «О доступе к публичной информации», новая редакция закона «Об информации». Там четко сказано о том, что права на частную жизнь лишаются выборные лица, служащие высших рангов. В случае окончательного принятия данных законов, да и при уже существующей законодательной базе нет оснований остерегаться, что закон «О защите персональных данных» ограничит журналистскую деятельность. Плюс помним о том, что Украина, как государство-член Совета Европы, должна придерживаться и руководствоваться в вынесении судебных решений соответствующими решениями Европейского Суда. А там множество решений, которые касаются именно прав публичности, защиты частной жизни. Поэтому я лично не вижу реальных угроз для журналистской деятельности из-за вступления в силу закона «О защите персональных данных». Единственное, что пока что мы не имеем механизма реализации данного закона.
— В законе прописано создание органа, который будет регистрировать все базы данных и будет иметь фактически монопольное право доступа к ним.
— Это все так. Но каким образом он будет реализовывать право каждого из нас доставать информацию о том, какие данные и кем собираются на лицо, с какой целью, как они сохраняются, передаются ли третьей стороне. Здесь идет речь не только о государственных органах, но и о маркетинговых компаниях или банках. Я думаю, что среди критиков закона есть и такие, которые во время акции в прошлом году писали запросы в СБУ наподобие: «Собирает ли СБУ обо мне информацию?». Я знаю, что из СБУ тогда всем ответили: «Нет». Хорошо, если это правда. А где механизм проверки? И именно закон «О защите персональных данных» должен действовать и в этом случае.
— В соседней Венгрии медийщики, а также ЕС тоже критикуют местный закон, согласно с которым предусматривается создание государственного органа, который будет состоять из 5 членов правящей партии, который будет контролировать соблюдение баланса журналистами в освещении политической жизни. Между тем, с 1 января Венгрия председательствует в ЕС. Ситуация вокруг данного закона — это внутренние процессы в Венгрии или проявление того кризиса ценностей в Европе, о котором ныне говорят?
— По моему мнению, это внутренняя проблема. Я не готов сейчас выступить экспертом по данному закону, потому что еще не имел возможности детально изучить его. Европейская Комиссия пока свой вывод еще не представила. А венгерское правительство уже заявило о том, что оно ничего карательного в закон не внесло, а применило те же положения, которые действуют в других странах-членах ЕС. В конце месяца я планирую побывать в Венгрии и встретиться с комиссаром Венгрии по вопросам свободы информации и Омбудсменом по правам человека, чтобы получить по этому поводу всестороннюю информацию.