Во вторник главы российского «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» Алексей Миллер и Евгений Бакулин подписали в Москве меморандум о создании (на протяжении 2011 года) совместного предприятия для добычи метана из угольных пластов. Оно создается на паритетной основе для работы на территории Украины. Далее сторонам предстоит позаботиться о разработке финансово-экономического обоснования этого СП и его учредительных документов. В них будет указан размер уставного капитала предприятия, порядок формирования его органов управления и принятия решений. Предстоит также определиться с финансированием СП и его первоочередными проектами.
Словом, меморандум как меморандум — содержит намерения и еще не согласованные планы на будущее. В них, в частности, указывается, что совместное предприятие займется геологоразведкой, оценкой ресурсов метана угольных пластов и их переводом в запасы промышленных категорий, а также бурением и освоением скважин, обустройством метаноугольных месторождений, транспортировкой и использованием угольного газа. «Консолидация наших усилий лежит в логике инициатив по интеграции деятельности двух компаний, — заявляет Миллер. — Работа СП позволит применить и на Украине передовые технологии «Газпрома» по добыче угольного газа, откроет новые перспективы для нашего сотрудничества — теперь в освоении нетрадиционных источников. Речь идет не только о добыче на Украине дополнительных объемов газа, которые ранее были недоступны, но и, что даже более важно, — о повышении безопасности при добыче угля шахтным способом за счет извлечения метана из пласта».
Можно ли утверждать, что у «Газпрома» имеются соответствующие передовые технологии? Разве что с некоторой натяжкой и учитывая, что у Украины их, к сожалению, пока еще нет вообще. «Газпром» в прошлом году начал добычу угольного метана на Талдинском месторождении в Кузбассе. Но, думается, было бы несколько поспешным считать, что россияне за столь короткий срок сумели, образно говоря, взять за бороду бога тайн подземного мира. Но они уже, похоже, считают именно так. «У нас есть свои технологии, у нас есть свой опыт, поэтому я думаю, что мы сейчас, наверное, можем выдвинуть лозунг: если у вас есть сланцевый газ, то мы к вам идем!» — говорил ранее глава «Газпрома».
Вместе с тем, в России, как представляется, создание СП для угольного газа рассматривают то ли как ступеньку, то ли даже как троянского коня для создания с Украиной газотранспортного СП, нескрываемой целью чего является получение в управление украинской ГТС. Не случайно, выступая перед журналистами после подписания меморандума, Миллер напомнил, что со стороны Украины будут внесены газотранспортные мощности, а со стороны России — добычные. Глава «Газпрома» уточнил, что уже сделал предложения украинской стороне по конкретным месторождениям. По его словам, сейчас обсуждаются компании, которые могут выступить оценщиком для активов каждой из сторон.
Миллер выразил уверенность, что создание такого СП пойдет на благо двух стран. «Это абсолютно взаимовыгодный проект, это проект, который нужен не только России и Украине, не только «Газпрому» и НАК «Нафтогаз Украины», но и нашим европейским партнерам», — сагитировал он украинскую сторону, словно забыв, что речь шла совсем о другом проекте.
В какой-то мере ситуация напоминала разговор глухого с немым. Министр топлива, энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко не только рассказывал, что стороны находятся в постоянном диалоге и ищут модель, которая бы максимально соответствовала интересам двух стран, но говорил также о своем сокровенном — подчеркивал, что Украина заинтересована в сохранении транзита российского газа через свою территорию в долгосрочной перспективе. «Мы хотим, что следующие поколения также имели наше достояние и полностью использовали на благо страны транзитный статус державы», — объяснял министр свою позицию.
Между тем в тот же день в Киеве рабочая группа по национальным проектам при Комитете по экономическим реформам презентовала свои подходы к созданию в Украине LNG-терминала — морского терминала по приему сжиженного природного газа. И главным месседжем этой презентации, проводившейся руководителем группы Владиславом Каськивым и директором новосозданного государственного предприятия «Национальный проект «LNG-терминал» Петром Мирошниковым, было сообщение о том, что 19 января 2011 года будет объявлен конкурс на разработку технико-экономического обоснования этого проекта. Каськив проинформировал, что ряд структур, в том числе две российские негосударственные компании, проявили заинтересованность в создании ТЭО.
Еще одним немаловажным месседжем Каськива стало сообщение о том, что 15 декабря Кабмин решил передать проект строительства LNG-терминала от Министерства топлива, энергетики и угольной промышленности этому госпредприятию.
В связи с чем это было сделано и о чем это говорит? Можно предположить, что специалисты штаба отрасли, многие из которых в той или иной мере участвовали в строительстве единственного из осуществленных национальных проектов — нефтепровода Одесса-Броды, — несколько скептически относятся к заморскому сжиженному газу и опасаются, как бы его не постигла участь нефтепровода, обслуживающего сегодня в основном интересы России... Но скорее всего, руководителя Минтопэнерго и угля просто постарались избавить от необходимости отвечать на некоторые гипотетические вопросы российской стороны. Например, на такой: если Украина постоянно говорит о сохранении транзита российского газа через свою территорию в долгосрочной перспективе, то почему она сама планирует после ввода в действие LNG-терминала (2016 год) получить существенную выгоду, уменьшив на 10 миллиардов кубометров импорт трубного газа из России?
Впрочем, за Россию мы можем не переживать. Думается, что там внимательно следят за происходящим в Украине и уже имеют планы в отношении того, как оседлать, по примеру Одесса-Броды, и этот украинский проект. Как сообщили на презентации, по предварительным оценкам, строительство терминала обойдется в 0 миллионов, на создание инфраструктуры уйдет, в зависимости от места расположения, 0—360 миллионов, на врезку в газотранспортную систему — 0—460 миллионов. Предполагаемую цену покупки Украиной сжиженного газа авторы презентации по понятным причинам не называли, но в розданных журналистам материалах она указана — 0 долларов за тысячу кубометров. Можно предположить, что именно такая цена, по предварительным наметкам, делает проект рентабельным. Однако на презентации не поднимался вопрос о танкерах для доставки газа в украинский порт. И, отвечая на соответствующий вопрос «Дня», Каськив и Мирошников ответили, что на первом этапе корабли для перевозки придется фрахтовать, что заметно скажется на рентабельности проекта.
Нет пока что и ответа на вопрос, откуда придет в Украину сжиженный газ... Наилучшим его поставщиком был бы Азербайджан, но, как отметил в разговоре с «Днем» энергетический эксперт Александр Нарбут, когда Бойко был с визитом в этой стране, там отказались подписать заготовленный украинской стороной меморандум, очевидно, потому, что ресурсы газа этой страны уже сориентированы на другой такой же проект в Румынии (г. Констанца). Нарбут уверен, что до создания ТЭО «считать этот проект сколько-нибудь серьезным вообще не приходится». По его словам, он «пока имеет в основном политическую подоплеку, и мы понимаем, в каком контексте он может использоваться». Второй очень важный момент, по мнению эксперта, заключается в том, чтобы при подготовке ТЭО консультанту была поставлена задача не просто исследовать рынки потенциальных поставщиков, но и провести с ними предварительные консультации, чтобы дать нашему правительству реалистическое представление о возможных источниках поставок. Более того, Нарбут отмечает, что Украине было бы куда выгоднее качать из Азербайджана не сжиженный, а природный газ по трубам. По его словам, в Украине есть специалисты, которые в деталях прорабатывают этот проект.