Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Звезда» в телогрейке

Нонне Мордюковой исполнилось бы 85 лет
30 ноября, 2010 - 19:19
ФОТО С САЙТА RIAN.RU

Нонна (настоящее имя Ноябрина) Викторовна Мордюкова родилась в станице Константиновской Донецкой области (Украина). Детские годы будущей артистки прошли на Кубани, где ее мать Ирина Петровна была председателем колхоза. Как лучшего председателя Ирину Петровну всегда направляли в отстающие колхозы, несмотря на то, что детей у нее было много. Как только она получала переходящее Красное знамя, семья снова собирала пожитки и ехала дальше. «Моя мать была колхозницей, но человеком искусства. Я вся в нее», — говорила Нонна Викторовна.

Первой работой, которая сразу принесла актрисе официальное признание и всенародную любовь, была роль Ульяны Громовой — героини краснодонского подполья в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия».

После окончания ВГИКа в 1950 году Мордюкова стала актрисой Театра-студии киноактера. А в кино после «Молодой гвардии» она еще долго не снималась: «Мы настолько натурально сыграли молодогвардейцев, что нам еще долго объясняли этим причины отказов», цитируют актрису РИА «Новости». Нонна Мордюкова мечтала сыграть Аксинью в «Тихом Доне», тем более, что эта роль была ее дипломной работой, за которую педагог Герасимов поставил ей «отлично». Но режиссер отдал предпочтение Элине Быстрицкой. Мордюкова так переживала из-за этого, что, по сообщениям СМИ, чуть не покончила с собой.

Эпизодическая роль колхозницы Насти Огородниковой в фильме «Возвращение Василия Бортникова» (1952) вернула актрису в кинематограф. Успех же пришел к ней с выходом в 1955 году на экраны страны фильма Михаила Швейцера «Чужая родня», в котором она исполнила роль Стеши Ряшкиной. Последующие работы в кино выдвинули Нонну Мордюкову в число лучших актрис советского кинематографа. Стало определяться и актерское амплуа артистки — простой и сильной женщины с трудной судьбой. Актриса создала запоминающиеся образы в фильмах «Простая история», «Журавушка», «Комиссар», «Русское поле», «Трясина», «Родня».

В 1998 году выходит фильм режиссера Дениса Евстигнеева «Мама», в котором Нонна Мордюкова исполнила главную роль, сделанную специально «под нее»: «Сейчас кино — не кино, если по асфальту мозги не текут и никого не насилуют на крупном плане, — сказала актриса на пресс-конференции, посвященной выходу в свет «Мамы». — А эта картина из тех, из прежних. Там есть семейная любовь». Но все-таки главная роль матери в картине Евстигнеева была разочарованием и для Мордюковой: ей хотелось ролей, где в нее влюбляються, добиваются ее расположения. Играть «бабулек» она не хотела.

Настоящее, «прежнее» кино для Мордюковой закончилось в 1982 году, после «Родни» Никиты Михалкова. Актриса играла в этом фильме на грани гротеска: неврастенический темперамент, металлические зубы, громкий хохот и заполошный крик героини Марии Коноваловой порой приводил зрителя в недоумение и раздражение. Но за поступками этой деревенской бабы, в самом ее смешном и горестном несовпадении с современностью зритель постепенно различает глубокую драму утраты связей, отрыва от корней всех, кого она пытается соединить в бездушном городском мире. Здесь нужна была именно Мордюкова с ее актерским багажом, естественностью и природностью, все очевиднее вступавшими в конфронтацию с современностью. Неспроста после «Родни» ее приглашали лишь на случайные, эпизодические роли: режиссеры звали актрису «прийти и привнести» нечто свое в картины, где для нее не было реального сценарного материала...

Нонна Викторовна умерла после тяжелой болезни 6 июля 2008 года на 83-м году жизни. Британская энциклопедия кино «Кто есть кто» включила Нонну Мордюкову в десятку самых выдающихся актрис ХХ века.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ