Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Школа для университетов

Важные мысли — из Острожской академии, Санкт-Петербургского университета, Microsoft и «Екстракта +200»
25 ноября, 2010 - 19:46
НЕДАВНО ОСТРОЖСКАЯ АКАДЕМИЯ СТАЛА ЧЛЕНОМ ЕВРОПЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ, НО СТУДЕНТЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА ДАВНО ПЫТАЮТСЯ БЫТЬ ВКЛЮЧЕННЫМИ В ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНТЕКСТ / РАБОТА-ПРИЗЕР ФОТОКОНКУРСА «ДЕНЬ-2010» АЛЕКСАНДРА КАЗНИКОВА «БУКИНИСТ», КОТОРУЮ ЛАРИСА ИВШИНА ПОДАРИЛА РЕКТОРУ ОСТРОЖСКОЙ АКАДЕМИИ ИГОРЮ ПАСИЧНЫКУ, СООТВЕТСТВОВАЛА ДУХУ РАЗГОВОРА — О КРИТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ НА ОСНОВЕ ГЛУБОКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТКА ТРЕТЬЕГО КУРСА ЛЕСЯ БЕНДЮК ПОИНТЕРЕСОВАЛАСЬ У ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА «

Недавно в сплошную цепочку событий сложились несколько обстоятельств. Связь между ними не заметна на первый взгляд, однако, как мне кажется, на фоне глобальных вызовов их объединяет что-то очень важное, перед чем сегодня стоит украинское общество. Попробую последовательно рассказать о событиях, которые в течение нескольких месяцев происходили в разных концах Европы.

Первое. В Украине вышел двухтомник из серии «Библиотека газеты «День» «Екстракт +200», презентация которого состоялась в сентябре во Львове на Форуме издателей. В предисловии к изданию главный редактор «Дня» Лариса Ившина написала: «Чтобы «победить поражение» — не провалиться в «цивилизационный» люк, не быть «раскуроченным» на «запчасти» — нужно вернуть обществу культ Разума. И не просто разума (ведь умные люди были и у сатрапов), а — по определению Сергея Крымского — «Разума Духовного». Поэтому — все в Школу!». Эти слова кажутся мне скрытым объяснением всего того, о чем пойдет речь далее.

Второе событие, о котором мы узнали из статьи в «Ежедневном журнале»: в конце октября в Смольном институте свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета прошла конференция «Высшее образование и гражданское общество: новая социальная миссия университета». Преподаватели и правозащитники обсуждали, как остановить процесс превращения университета из «храма науки» в «фабрику дипломов». Статью об этой конференции по инициативе главного редактора «День» разослал для обсуждения своим университетам-партнерам.

Третье. Накануне 16-й годовщины возрождения Острожской академии «День» представил в университете «Екстракт +200». Мы встретились со студентами и преподавателями в Остроге на день раньше запланированного празднования годовщины, поскольку на следующий день в Киеве Украинский Католический Университет — тоже по-своему уникальное учебное заведение — проводил благотворительный банкет в свою поддержку, и Лариса Ившина была приглашена к участию в нем. Интересно, что накануне наш львовский корреспондент Татьяна Козырева делала интервью с ректором УКУ отцом Борисом Гудзяком, в котором он сказал фразу, вынесенную в заголовок: «Ищем новейшего князя Острожского». (Князь Василий-Константин Острожский — великий украинский меценат XV века, основавший Острожскую академию). Кажется, это и есть тот пример «перемешивания культурных полей», на котором делает акцент Лариса Ившина. А возможно оно только на основе глубокого знания и понимания своей истории и традиций.

Примечательно, что в эти же дни в Палермо Совет Европейской ассоциации университетов рассматривал вопрос вступления Национального университета «Острожская академия» в эту уважаемую организацию, объединяющую более 800 вузов в 46 странах Европы. ЕАУ — одна из ключевых институций, направляющих и реализующих задачи Болонского процесса в странах Европы. И, как стало известно позже, Острожская академия все же стала членом ЕАУ.

Совсем недавнее событие — глобальный директор корпорации Microsoft Джойс Фернандес сообщил, что Microsoft станет стратегическим партнером национального проекта «Открытый мир: создание информационно-коммуникационной (4G) образовательной сети национального уровня». По данным Укрнацпроекта, во время встречи украинская сторона представила корпорации график и составляющие проекта, который предусматривает создание образовательной инфраструктуры на основе беспроводной сети четвертого поколения, создание централизованной системы обучения и оценивания знаний учеников и предоставление полутора миллионам школьников нетбуков со льготным подключением к интернету.

И последнее. Готовя этот материал, я прочла статью президента Украинского философского фонда, доктора философских наук Сергея Пролеева «Суверенитет разума и миссия университета» на сайте www.politdumka.kiev.ua. Автор очень ясно определил, что такое университет в западноевропейском понимании и почему ни один из украинских университетов сегодня полноценно не выполняет свою основную миссию — готовить независимого компетентного интеллектуала как важного социального персонажа.

Однако та цепочка событий, которую я привела выше, свидетельствует, что начало изменений есть. Правда, осуществляются они усилиями довольно небольшого количества людей, но все же достаточно активно. Недаром обсуждение социальной миссии университета начала Острожская академия — современная преемница самого старого высшего учебного заведения не только Украины, но и всех восточнославянских народов. Основанный в 1576 году, этот университет западноевропейского образца в ХV—XVI веках взял на себя важную миссию просвещения, ставшую основой украинского ренессанса. Нужно отдать должное профессорско-преподавательскому составу современной Острожской академии во главе с ректором Игорем Пасичныком: здесь уже на протяжении 16-ти лет всеми усилиями пытаются вернуть и развить на новом уровне славу своей предшественницы. Вместе с тем, уже в течение семи лет возрожденную Острожскую академию поддерживает газета «День». «Мы за эти годы вместе сделали очень много, — отметила во время презентации в Остроге издания «Екстракт +200» Лариса Ившина (напомним, что в Острожской академии прошли презентации всех — уже 12-ти — книг из серии «Библиотека газеты «День»). — Плоды нашей совместной деятельности окружают вас в виде нашей ежедневной газеты, в виде наших книг, работы Острожского клуба и пресс-центра Острожской академии. Это доказательства не искусственного, не разового контакта, а многолетней совместной жизни, которая очень ярко свидетельствует о правильности избранного пути. И я очень хочу, чтобы этот путь стал убедительным для многих других университетов».

«За последнее время в Украине сложилось кланово-корпоративное общество, в котором факторы ума, рациональности, профессиональной компетенции не имеют самостоятельного значения и подчинены системе корпоративных интересов, ценностей, требований», — написал в своей статье Сергей Пролеев. К сожалению, образование — первая жертва такого общества. Яркий пример — пресловутые рейтинги университетов, которые давно уже превратились в бои без правил за место в наивысшей десятке.

«Из этих рейтингов можно узнать о существовании очень многих университетов, и, казалось бы, нива образованности в Украине должна колоситься и плодоносить, но — нет. Я думаю, что это огромное количество должно перейти в качество, приближенное к стандартам жизни в Острожской академии. Острожская академия и еще три-четыре вуза в стране по качеству, а главное — по интенсивности приобщения к духовной жизни могут претендовать на первые места. На упомянутой конференции в Петербурге происходило общение ученых-преподавателей гуманитарного направления с их коллегами из западных вузов. Повестка дня, которую они считали наиболее уместной для обсуждения, предусматривала оценку того, насколько в российских вузах воспитывается постоянство и критичность мышления студентов. Для чего это нужно? Почему это важно в сегодняшнем мире? Перепроизводство информации предусматривает, что человек, воспринимающий и усваивающий информацию, должен иметь четкую систему координат, ценностную основу понимания пропорций мира, понимание того, где находимся мы и как нам преумножать свой интеллектуальный и духовный капитал», — говорит Лариса Ившина.

Представление книги «Екстракт +200» в Острожской академии длилось почти три часа. Вопрос вопросов — как формировать критическое мышление у молодых людей? Именно этот тезис «оживил» средствами искусства Анатолий Казанский: на его рисунке на обложке четвертого тома «Екстракт +200» изображен крепкий украинский мужчина, к рукам которого прикована гиря с надписью «национальная идея». Этой гирей он отчаянно разрушает стены собственного жилища. А рядом стоит школьник с ранцем за спиной и спрашивает: «Папа, так мне идти в школу или помогать тебе в борьбе?».

«Возможно, результаты нашей борьбы были и остаются не очень утешительными, потому что наши политики вовремя не пошли в школу? Разум духовный, знания и духовные ценности — это нужно было наращивать в стране, которая только строила себя по-новому, восстанавливала свою государственность, не имела своей элиты. Нужно было обязательно поднимать планку, чтобы из этого контекста когда-нибудь выросла будущая элита», — сказала Лариса Ившина.

Кстати, относительно политиков. В последнее время, особенно накануне выборов, немало их посетило Острожскую академию. Игорь Пасичнык назвал последний месяц перед местными выборами «калейдоскопом лиц». Понятно, что сориентироваться в таком потоке информации и не пошатнуться в своих взглядах нелегко. «Если мы убеждены в своих аргументах, то не боимся полемизировать с кем угодно. У нас есть абсолютная уверенность в том, что мы стоим на своей ценностной ориентации, и никто нас с этой платформы не сдвинет. Я думаю, что эта глубокая убежденность должна быть составляющей «позвоночника» украинского общества в целом и украинской политики в частности, тогда она бы даже не раскачивалась, не колебалась, а сама навязывала бы свою волю и свои ценностные ориентиры», — так главный редактор «Дня» ответила на вопрос, как сориентироваться в избыточном потоке не всегда качественного контента.

Презентацией издания «Екстракт +200» «День» положил начало большой дискуссии о новой миссии украинского университета. Сегодня мы предлагаем вам ее первую часть — мнения студентов и преподавателей первого украинского высшего учебного заведения — Национального университета «Острожская академия». И приглашаем принять участие в этой полемике все академическое сообщество и мыслящих людей. Мы обязаны выяснить, каким должен быть украинский университет и его конечный продукт.

КОММЕНТАРИИ

Анна КОЗАЧЕНКО, студентка четвертого курса, специальность «документоведение и информационная деятельность»:

— Я, как студентка четвертого курса, по собственному опыту могу утверждать: свободное посещение лекций — хороший вариант учебы. Во-первых, потому что желание учиться должно идти от души, а не по принуждению. Во-вторых, перегрузка теоретическим материалом может отбить любое желание применять его на практике. Широкая образованность — это, конечно, хорошо, но часто она приводит к распыленности внимания и недоработке над чем-то действительно важным.

В Украине, как и в других странах, существуют вузы, которые готовят не только «винтики». Но дело в том, что количества таких специалистов недостаточно для обеспечения полноценного функционирования всех сфер жизнедеятельности Украины. Считаю, что Острожскую академию, в которой я имею честь учиться, можно назвать вузом с большой буквы «В». Из года в год наш университет демонстрирует конкретные практические результаты. Только за 2009—2010 годы Острожская академия получила статус научно-исследовательского университета и индивидуальное членство в Европейской ассоциации университетов, а ее ректор Игорь Пасичник получил почетное звание Героя Украины. К слову, сотрудничество с газетой «День», которое ежегодно углубляется, — это тоже большое достижение. Недаром все книги из библиотеки «Дня» были представлены в Острожской академии. Это для нас большая честь и ответственность. Нужно постоянно учиться, чтобы отвечать интеллектуальному предложению «Дня». Как написано в «Екстракті +200», «всі в Школу!». «Екстракт +200» — лечебная эссенция для мозга. Результат кропотливого сбора проверенных временем и отобранных коллективом редакции газеты «День» статей. Будучи синтезом материалов журналистов и собкоров редакции двухтомник «Екстракт +200», как и его предшественник «Екстракт 150», упрощает восприятие больших массивов информации. Он, словно говорит с полки библиотеки газеты «День»: «Все существенное собранно именно здесь. Стоит только протянуть руку и прочитать».

Алиса ГОРДИЙЧУК, студентка третьего курса, специальность «украинский язык и литература»:

— Человек с высшим образованием — это интеллигент, элита общества, которая имеет четкую гражданскую позицию и может справиться с любой жизненной ситуацией, а не будет идти на поводу у политического режима или заангажированного общественного мнения.

Мне досадно, что среди моих знакомых есть люди, которые учатся в вузах, но не осознают всего, что им должен был бы дать университет. Они ждут от него лишь практических знаний только по тем дисциплинам, которые, по их мнению, понадобятся в будущей профессии, а университет и рад этому — от него требуют минимум, так и напрягаться не нужно. Это упадочническое образование, превратившее храмы науки в «фабрики дипломов», как отметил в статье Александр Буров, давно должно уйти «на пенсию», потому что тянет вузы в глубокое вязкое болото, из которого с каждым днем становится все тяжелее выбраться. Университет должен готовить не только квалифицированные кадры. Он должен это умело и эффективно совмещать с воспитанием у студентов осмысление того, что они — граждане своей страны.

Недавно Острожская академия стала членом Европейской ассоциации университетов. Это важное событие не только для нас, но и для всей Украины, потому что показало: светочи культуры и науки не в упадническом состоянии. Академия продолжает свою столетнюю миссию, она модернизирует учебу, перенимает зарубежный опыт, синтезирует его и отбирает лучше. Здесь преподаватели работают не по принципу главенства, они пытаются делать все, чтобы студент не ощущал второсортности, а смело вступал в дискуссии, развивал свое мнение, умел его шлифовать и выражать.

Я учусь на третьем курсе и верю в то, что большая часть наших студентов выйдет из этих стен «качественной» элитой. Они будут читать хорошие книги, а не карманные детективы или гламурные журналы, они не будут верить каждому слову из телевизора, а сами сделают выводы из событий, они будут уметь различать прекрасное и модное, а также ценить проверенное временем.

Анна ВАКУЛЕНКО, студентка четвертого курса, специальность «документоведение и информационная деятельность»:

— Листая «Миссию университета» Ортеги-и-Гассета, нахожу пример об одном китайском мыслителе, Чуана-цзи, жившем за четыре века до Христа, который в своей книге наделяет речью символических персонажей, и один из них, Бог Северного Моря, говорит: «Как я смогу говорить о море с лягушкой, если она никогда не вылезала из своей лужи? Как смогу я говорить о снеге с летней птичкой, если она принадлежит своему времени года? Как смогу я говорить с мудрецом о жизни, если он — пленник своей доктрины?». То есть нужно иметь дело с теми, кто хочет развития, большего и лучшего, кто не стоит в стороне. Научные работники, собравшиеся в городе белых ночей, отлично понимают актуальность новой миссии университета, о которой они дискутировали. Тем более, что эти проблемы — «фабрики дипломов», непонимания потребности гуманитарного знания, отсутствие воспитательной миссии в высшей школе — универсальны. Осознают необходимость изучения искусства и гуманитарных наук британские студенты, вышедшие протестировать не только против повышения платы за учебу, но и против наступления на культуру. Как писал «День» во «Всемирных дискуссиях»: «Субсидирование британских университетов урезано на целых 40%. Но наиболее ошеломляющий аспект заключается в том, что гуманитарные факультеты и факультеты искусств пострадают больше, чем научные и инженерные, которые вероятно являются более полезными для бизнеса». То есть фактически мы в Остроге во время презентации «Екстракта +200», русские научные работники в Санкт-Петербурге говорили о том, чего требовали студенты в Лондоне от Девида Кемерона. Как сказала Лариса Ившина, это вхождение в мировой контекст.

Опять-таки, Ортега-и-Гассет писал, что неизбежно внедрение в университете новых курсов учебы культуры или системы тех представлений, знание которых от нас требует время. Должна быть миссия. Думаю, что миссия вуза — это синтез стараний. Это и миссия ректора в том, чтобы его плод вызрел, созрел и радовал глаз (на примере Острожской академии — заботливый ректор — процветающий университет), миссия библиотеки — привлекать своими информационными ресурсами (опять-таки на примере Острожской академии — есть огромный фонд), миссия каждого преподавателя привить любовь к своему предмету, миссия студента получить знание и умение распорядиться ими для собственной пользы, миссия гостя вуза (на примере моей альма-матер) — побывать на конференции (встрече с ректором, проректором, меценатом, государственным деятелем, писателем, философом — дальше продолжать в зависимости от ситуации), посетить музей (картинную галерею, библиотеку, фотовыставку), услышать наш особенный звонок на перерыв и на начало пар и подумать: «Ну, Пасичник, ну, гений!». А особенно после того, как Острожская академия стала членом Европейской ассоциации университетов.

И в конце XVI в. у Острожской академии, первой в Восточной Европе высшей школы, была своя просветительская цель, и сейчас, во времена независимости, особенно в нелегкие критические моменты — смены власти, с которыми одновременно почему-то происходят определенные изменения в системе образования, — имеет свою миссию: воспитывать генерацию на основе моральных, демократических, этических норм. Да, мы будем обсуждать, будем находить решения, правильные или не совсем, будем их воплощать в жизнь, главное — действовать.

Иван СОПИГА, студент магистериума политологии:

— У нас с россиянами, как мне кажется, одна общая проблема — советское прошлое. Создание «нomo soveticus», длившееся несколько десятилетий, все еще плодоносит не только в сфере образования. Кстати об образовании...

Болонский процесс, часто непонятный и студентам, и педагогам, по-видимому, все же содержит много позитивов и преимуществ перед советской системой образования. Не берусь утверждать, что советское образование было неэффективно. Скорее, наоборот, хотя и со многими недостатками. Но теперь мы хотим отказаться от всего советского, и заменить европейским.

К сожалению, из перечня преимуществ болонского процесса мне удалось получить немного. Университет дал достаточно, чтобы не сваливать вину за это на него. Поэтому проблема во мне, точнее, в нас, студентах. Возможности есть, но не все их используют в силу разных обстоятельств. Поэтому, проблема не только в государстве или университете, который не дает «благ» болонского процесса. Не все хотят их брать...

Относительно «ширины кругозора, возможности независимых суждений и решений, умений ориентироваться в условиях постоянно изменяющегося мира и защите собственной точки зрения...», то не думаю, что украинскому студенту этого очень не хватает. Хотя, среди сотен высших учебных заведений Украины найдутся такие, для студентов которых выше описанные характеристики незнакомы. Однако, в том, что студенты Острожской академии попадают под эти характеристики, я не сомневаюсь. Не сомневаюсь и в том, что такова не только Острожская академия. Приходилось неоднократно общаться со студентами из Донецка, Харькова, Черновцов, Крыма, Одессы, Днепропетровска и другими. Эти люди умеют защищать собственную точку зрения, использовать обоснованные аргументы — мыслить либерально.

Юлия ЯРУЧИК, Национальный университет «Острожская академия»:

— Массовый агитационный поток информации о вузах совсем сбивает с толку абитуриентов, да и студентов. На самом же деле, такое информирование качественно не меняет ситуацию. В большинстве случаев студентов интересует не сам процесс учебы, а конечный его результат — получение диплома. Никто не задумывается над тем, что диплом — не показатель общего развития личности, что, собственно, и предусматривает высшее образование, потому что здесь не так важно перегрузить свой мозг теоретическими знаниями, как получить умение находить позитивные или негативные смыслы во всем происходящем, уметь держать руку на пульсе общественной жизни. Жаль, что из-за своей консервативности вузы перестали воспитывать у студентов чувство человека думающего. Шаблонизация высшего образования привела к выходу учебы на самый примитивный уровень — учебники, конспекты, с недавнего времени, интернет. Конечно, такие вузы не способны «произвести качественный продукт», который так нужен на профессиональном рынке Украины.

Будучи студенткой Острожской академии, могу заверить, что еще далеко не все потеряно, ведь здесь даже те студенты, которых интересовало исключительно материальное доказательство образования, забыли о своей первоначальной цели поступления в вуз. Этому, по моему мнению, способствует сама академическая атмосфера, которая таит в себе хорошее, вечное, мудрое и даже заставляет поверить, что таких слов как «коррупция», «заангажированность» вообще не существует. Возрожденная Острожская академия сумела поймать ту тоненькую нить, которая тянется еще с XVI века и хранит принципы не только морально-этического воспитания молодежи, но и умение перевести студентов через грань маргинального существования в жизнь национально сознательных личностей, полноценных субъектов социума, которые могли бы привносить туда новые идеи и модели развития государства. Именно Острожская академия пытается соединить мораль и интеллект, которые после смерти князя Острожского стали осадком где-то там — на дне нашей истории. Все советы Нины Беляевой тут являются реальностью и могут быть наглядным примером для других университетов. Один день из жизни студентов может полностью опровергнуть утверждение Наталии Евдокимовой о «винтике», «специалисте-функции», у которого нет четкой гражданской позиции. Даже больше, эти слова академия способна превратить в стереотип. Острожской академии по праву принадлежит место светоча высшего образования в Украине. Хотелось бы, чтобы в будущем такое место было определить трудно.

Алексей КОСТЮЧЕНКО, аспирант Национального университета «Острожская академия»:

— Миссия, которую должен был бы выполнять современный университет, давно утратила свои первичные черты цивилизационного продвижения, формирования культурной и национальной идентичности и тому подобное. Конечно, такая проблема существует не только у нас. Соглашусь с тем, что большинство вузов являются последователями совковых традиций и не играют той роли, которую должен был бы играть университет. В этом случае мне импонирует мнение украинского научного работника Александра Мамалуя относительно идеала классического университета, «предусматривающего соединение формы свободного общения, высшей профессиональной школы, которую дает универсальное образование, исследовательского института и культурного центра — соединение, опирающееся на государственную поддержку и финансирование с сохранением академических свобод и автономии. Миссия университета — исходя из национальных интересов и особенностей, но, не накапливая чрезмерных национальных барьеров и перегородок — стремиться к достижению духовного единства Европы». Не могу сказать, что в полной мере, но в Украине есть университеты, тяготеющие к таким особенностям и пытающиеся готовить не только специалистов, но и национально-сознательных граждан.

Теперь по поводу мнения советника по правам человека при системе ООН в РФ Дирка Хеббекера об открытости вузов не только для студентов и аспирантов, но и для любого человека с улицы при условии свободных мест в аудитории (материал Александра Бурова). Безусловно — это хорошая идея, но, не будет ли разочарований, когда человек зайдет в большинство частных, да и не только частных, украинских вузов. Вероятно, недовольства будет много...

По моему мнению, проблема университетского образования, определение ее парадигмы, соответствия ее требованиям времени слишком важны, чтобы их обойти. Поэтому симбиоз ретроспективного взгляда на университет как социальный институт, выступающий вектором цивилизационного развития, с аналитико-синтетическим взглядом на проблемы современного университета в целом и их отображения в Украине является важным элементом для четкого осознания роли университета как необходимого элемента поступательного развития общества.

Артем ЖУКОВ, магистрант истории Национального университета «Острожская академия»:

— Сегодня университеты — не прислужники определенной политической силе или религиозному течению, а это, ввиду печального прошлого, уже достижение. На примере Национального университета «Острожская академия» допускаю, что теперь можно поднимать на занятиях когда-то запрещенные темы, искать подходы к проблемам, которые не разъединяют, а, наоборот, по принципам компромисса и консенсуса объединяют нацию — вот это свидетельство идеологического прогресса, вместе с тем — это и зародыш концепта «думающего» человека. Сегодня нет тотального давления со стороны партии, никто не определяет «нужную» проблематику, на парах вряд ли за партами сидят переодетые агенты служб безопасности. Сегодня правильно: «Гражданин — цель, а наука — лишь одно из средств ее достижения» уже работает, пусть и не используя весь возможный потенциал. Если бы университеты независимой Украины не формировали думающих, независимых во взглядах и критичных в подходах личностей, то вряд ли бы сегодня могли вспоминать о событиях общественного неповиновения во время выборов 2004 года, иметь правдивых и незаангажированных журналистов или молодых перспективных преподавателей вузов, на плечи которых возложена миссия формирования национально сознательной интеллигенции. Это — «продукт» современных университетов, а гражданское общество в Украине только формируется. Острожская академия, не смотря на то, что свою образовательную миссию выполняла определенное время в XVI—XVII в., одновременно была и культурно-просветительским центром. Миссия объединителя интеллектуальной элиты наряду с воспитанием чувств уважения и гордости за «украинство», к счастью, выполняется и сегодня. Более того, от недавнего времени, университет, в котором мне посчастливилось учиться, был принят в Европейскую ассоциацию университетов, что является свидетельством как качества образования, так и значимости самой академической единицы.

Лина ТИМОЩУК, Национальный университет «Острожская академия»:

— Миссия современного высшего учебного заведения не должна сводиться лишь к предоставлению качественного образования. Не последнюю роль эта институция играет в формировании стойкой личности как думающего звена гражданского общества, а не маргинального, марионеточного винтика системы сверху. Ведь даже люди с соответствующим образованием могут быть девиантами в гражданском обществе. А, собственно, Украине думающие студенты и конвоканты нужны для формирования этого общества, которое уже длительное время находится на стадии своего затяжного зарождения. В XVI веке светочем образования и культуры была Острожская академия. Модель тогдашнего заведения перешла и к ее современному последователю Национальному университету «Острожская академия». Действительно, это заведение, продуцирующее интеллектуалов. Ведь тут наряду со светом разума всегда стоит духовность, как внутренний стержень сознательного гражданина. Своим призванием академия видит воспитывать людей с ненавязанными взглядами и незаангажированным виденьем жизни, широким мировоззрением. По моему мнению, университет свою роль воспитателя должен играть осторожно, не давя при этом на человека, развивать его критическое мышление и учить отстаивать собственную позицию. А, чтобы иметь свою четкую позицию, нужно быть действительно образованным. В семантику этого слова я вкладываю не наличие бумажки о полученном высшем образовании, а именно умение думать и, используя приобретенные в университете знания, чтобы постоянно анализировать общественно-политические процессы, давать собственную оценку и непосредственно влиять на существующую ситуацию. Сейчас модерные университеты в лучшем случае являются конвейерами квалифицированных кадров. Было бы хорошо, если бы наравне с образованием стояли культура человека, духовность, его гражданский долг. В Европе концепция высшего образования рассматривается на качественно высшем уровне, чем у нас. В то же время, страны СНГ, даже осознавая хроническую постсоветскую систему в образовании, ограничиваются лишь обсуждениями этой проблемы на уровне конференций, к сожалению, создания аналогов европейских высших школ в жизнь не воплощаются. Но не стоит быть слишком пессимистичными по этому поводу.

Недавно Острожская академия стала членом Европейской ассоциации университетов, следовательно, нам дали шанс занять равные позиции. Теперь остается только оправдать кредит доверия, предоставленный Западом. В стенах академии постоянно проводятся встречи с политическими и общественными деятелями, съезды Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи. Возможности интеллектуального развития есть, а дальше, как говорит Лариса Ившина, «каждый в ответе за свой жизненный проект». Много уже сделано в приобретении статуса истинно европейского образовательного заведения, много еще нужно сделать, в чем непременно будет способствовать членство в ассоциации. Я думаю, что нужно представлять как можно больше инициатив относительно трансформации системы образования. Консервативность — вещь в известной степени хорошая, но именно это блокирует последующий прогресс образования. Тем не менее, государственные реформы должны быть качественными, а не такими, как в случае с Налоговым кодексом. К сожалению, как показывает практика, радикальные мероприятия в Украине могут оказаться крайне «опасными» в любой сфере.

Екатерина ОГУЛЕВА, студентка второго курса специальности «Литературное творчество»:

— Лично для меня любая встреча с «Днем» и его главным редактором — своеобразный интеллектуальный праздник. Она всегда умело презентует все книги из «Библиотеки газеты «День» и, в частности, саму ежедневную газету. Примечательно, что последняя встреча совпала с празднованием 16-летия Острожской академии. Книжная новинка — «Екстракт +200» стала самой популярной среди любителей интересных статей «Дня», и, следует сказать, что именно по ней студенты задавали больше всего вопросов, ведь традиционно презентация была в форме диалога пани Ларисы со спудеями, которые наперегонки «засыпали» гостью своими вопросами. Двухчасовая встреча прошла на удивление быстро и интересно.

Дарья ШВАЯ, директор Культурно-художественного центра НаУОА:

— Общение Ларисы Ившиной с нашими студентами уже давно перестало быть официальным и пафосным, приобретя выразительный оттенок дружественного обмена впечатлениями от актуальных событий, приятными воспоминаниями и идеями относительно общих планов на будущее. Впрочем, бесспорно, как и любая другая, эта встреча с «Днем» все же заставила студентов Академии поработать. В первую очередь — над осмыслением ситуации, которая делает нас заложниками собственного прошлого, и которую мы почему-то делаем диктатором нашего «завтра». Приятно понимать, что Ларисе Алексеевне удивительным образом удается в атмосфере ненавязчивого, свободного общения все же «запустить механизм» постоянного обдумывания, некой саморефлексии, что позволяет нам все же удерживать это «завтра» в своих руках.

Петр КРАЛЮК, проректор Национального университета «Острожская академия»:

— К сожалению, университетские традиции, сложившиеся на постсоветском пространстве, далеки от демократизма и либерализма. Говорить о том, что наши высшие школы (по крайней мере, в своем большинстве) являются очагами гражданского общества, сложно.

И дело не только в советском тоталитарном прошлом. Еще в царской России высшие школы фактически стали элементами государственной системы. Совсем другое дело — на Западе. Здесь университеты формировались как автономные структуры, независимые от власти. Неудивительно, что они стали средой для свободомыслия и критического мышления. Эта традиция, несмотря на различные пертурбации, сохранилась до нашего времени. Мой покойный дядя, в межвоенный период обучавшийся в Варшавском университете, рассказывал, что на территорию этого заведения не имела права заходить полиция и потому там оппозиционные к власти студенты-эндеки проводили свои акции. Учтите, что происходило это в далеко не демократическом, в сущности, авторитарном государстве. Но в государстве — западном. Или что-то подобное вы можете представить в нашей будто бы демократической Украине? Находясь в не очень западной Польше и достаточно западной Германии, я не раз завидовал и своим коллегам-преподавателям, и студентам, которые имеют такие права, о которых нам можно лишь помечтать. Неудивительно, что такие свободные университеты и способны формировать свободного и критически мыслящего гражданина.

Можно, конечно, говорить, что у нас были попытки утвердить стандарты западной высшей школы. Существовали же когда-то Острожская и Киево-Могилянская академии, прозападные Львовский и Черновицкий университеты во времена Австро-Венгрии.

Однако их традиции, по большей части, были утрачены. Помогла в этом и царская Россия, и, особенно, СССР. Во времена независимой Украины, несмотря на громкие декларации о приближении к западным стандартам образования, в том числе и высшей школы, о Болонской системе и т. п., было очень мало сделано, чтобы наша высшая школа стала западной — собственно, не столько по форме, сколько по духу. И если осуществлялись какие-то конструктивные шаги в этом плане, то они скорее шли не сверху, а снизу — от самих университетов. Поэтому лучше дать нашим вузам реальную, а не бумажную автономию и не мешать им работать. Но об этом, похоже, мы можем лишь помечтать.

Об этих «абстрактных» ценностях — традициях, национальной идентичности, культуре — шла речь на презентации книги «Екстракт +200». Говорилось спокойно и взвешенно — без надрыва. Но, в то же время, глубоко. Хочется, чтобы таких разговоров было побольше. Однако я понимаю, что это не совсем реально в стране, где агрессивная попса поднята до самых высот. И все же хочется надеяться! И что-то для этого делать!

Ольга РЕШЕТИЛОВА, «День», Киев — Острог — Киев. Фото Ярослава МИЗЕРНОГО, Острог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ