Украина по показателю покупательской способности оказалась на предпоследнем месте в Европе. Такие данные недавно обнародовало немецкое представительство международной социологической компании Gfk в своем ежегодном исследовании Gfk Purchasing Power Europe. После вычета налогов и социальных отчислений средний заработок в Европе, по вышеупомянутым данным социологов, составляет 11 тысяч 945 евро в год. Зато среднестатистический украинец, просуммировали немецкие исследователи, получает менее трети от покупательской способности европейцев.
Но когда, по подсчетам немецких социологов, среднестатистический украинец зарабатывает около 300 — 330 евро в месяц, что в эквиваленте к национальной валюте равно 3000 — 3500 гривням, то по данным Госкомстата, средний доход украинца в первом полугодии 2010 года составил и того меньше — 2 110 гривен.
По данным центрального органа статистики, у большинства украинцев — 48,6% — средний доход от 840 до 1 560 гривен в месяц. Лишь у 8% — от 1,5 до 2 тысяч гривен. А более 2 000 получают только 7,1% «счастливчиков». Треть же украинцев, а к ним относятся и пенсионеры, и дети, сегодня находятся фактически за чертой бедности с доходами менее 840 гривен в месяц.
Однако, как сообщила «Дню» заведующая отделом исследований уровня жизни населения Института демографии и социальных исследований НАН Украины, Людмила Черенько, показатель субъективной бедности украинцев еще больше. По последним данным Госкомстата, около 95% украинцев считают себя бедным. «Социологи спрашивали у респондента: к какой социальной категории вы себя относите? К категории «бедные» — ответили 56% украинцев, «не бедные, но еще не средний класс» — 40%», — рассказывает Черенько.
Такие пессимистические настроения соотечественников относительно уровня своей жизни эксперт объясняет особенностью менталитета. «По-видимому, натура такая — сравнивать себя не с друзьями, соседями, а с Ахметовым, Коломойским, Фирташем. — Или с коллегами из США, ЕС, — говорит Черенько. — А однозначно понятно, что в бедной стране, такой как наша, тот же врач или учитель не может зарабатывать больше, или так же, как в богатой стране».
Впрочем, нереалистичные сравнения это еще не окончательный фактор, играющий важную роль в пессимистической оценке своего достатка украинцами. Злую «шутку» сыграли и многочисленные выборы. «Политики абсолютно всех цветов «зарабатывали» на бедности. «Видите как вам плохо, а в действительности вам еще хуже, чем вы думаете!» — такие лозунги раздавались отовсюду, — рассказывает Черенько. — Поэтому людей просто зомбировали, внушали мысль, что мы худшие в мире».
«Кто-то вбил нашему населению в голову, что не только в западных странах, но и в России живут намного лучше, чем мы. Это несоответствие высоких, недосягаемых для нас высоких стандартов жизни с собственными возможностями генерирует недовольство», — соглашается с коллегой директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины Элла Либанова.
При этом Либанова отмечает, что среднестатистический украинец хочет обеспечить для себя уровень потребления, близкий к стандартам западных демократий, но при этом переложить большую часть собственных повседневных проблем на государство. «Он хочет ездить в Европу, смотреть голливудские фильмы, читать западную литературу, не иметь цензуры, и в то же время он хочет, чтобы государство обеспечивало ему высокий уровень жизни. Приблизительно треть населения Украины так считает», — констатирует социолог.
Однако доля объективности в оценке украинцев своих бумажников все же есть. Особенно заметно это становится на рынке, в магазине... Ведь по данным того же Госкомстата, 50% своих доходов украинцы тратят на питание. При этом, согласно европейским нормам, обеспеченными можно считать граждан, которые тратят на еду менее 20% своего месячного бюджета.
Поэтому не удивительно, почему немецкие социологи сделали такие выводы о покупательской способности украинцев. «Наши доходы не отвечают уровню наших цен», — Людмила Черенько объясняет место аутсайдера Украины в европейском рейтинге показателя покупательской способности населения.
«В классическом понимании, если украинцы мало зарабатывают, то и платить за товары они должны немного, — добавляет Черенько. — Но тут у нас — дисбаланс между уровнем зарплаты и ценой на товар». Объяснить этот нонсенс, отмечает эксперт, сложно. Кроме экономических факторов, таких как засилие импортированной продукции, Черенько называет и традиционные коррупцию, «откаты», взятки.
Впрочем, несмотря на то, что Украина на втором месте с конца по показателю покупательской способности населения, по количеству продаж дорогих респектабельных автомобилей украинцы, по данным Business Analytics, — в первой европейской пятерке. А в ежегодный список самых богатых людей мира, который составляет американский журнал Forbes, в этом году снова вошли пять украинских миллиардеров.
Впрочем, на респектабельных авто у нас ездят вовсе не среднестатистические потребители. И хотя уровень тенизации доходов в Украине, заметила «Дню» эксперт Киевской школы экономики Анна Вахитова, влияет на точность расчетов международной социологической компании, однако, существенно рейтинг не меняет. «Если мы сравним среднюю покупательную способность украинца, которая составляет менее трети от 11,945 тысяч евро среднеевропейской, то становится понятно, что столько в тени мы не зарабатываем», — аргументирует эксперт.