С 2012 года с украинских дорог исчезнут переоборудованные грузовые маршрутные такси. Такое обещание недавно озвучил министр транспорта и связи Константин Ефименко. Как сообщил чиновник, ведомство будет инициировать запрет на переоборудование грузовых автомобилей под пассажирские перевозки уже с 2011 года. А с первой половины 2012-го использование таких автобусов будет вообще запрещено.
Актуальность вышеупомянутой инициативы обусловлена неутешительными цифрами последней статистики дорожно-транспортных происшествий, объясняют в Минтранссвязи. Ведь среди основных причин ДТП львиная доля принадлежит нарушениям правил дорожного движения и технической неисправности транспортного средства. «И основная масса таких нарушений приходится на переоборудованные из грузовых автобусы, которые осуществляют регулярные пассажирские перевозки, однако маскируют их под нерегулярные», — объяснили «Дню» в пресс-службе Минтранссвязи.
Однако репрессивными методами, как заметили «Дню» представители пресс-службы ведомства, эту проблему не урегулировать. Решение этого вопроса кроется в постепенной легализации всего рынка автоперевозок и возвращении его в рамки правового поля, отмечают в Минтранссвязи. Поэтому и была разработана стратегия выведения с рынка «нелегалов» и переоборудованных транспортных средств.
УКРАИНСКИЕ ДОРОГИ ПЕРЕНАСЫЩЕНЫ МАЛЕНЬКИМИ МАРШРУТКАМИ
На сегодня, по данным Минтранссвязи, 26,2% от общего количества действующих лицензионных карточек, выданных на автобусы, составляют выданные на переоборудованные транспортные средства. Если же прибавить еще сеть нелегальных перевозок, реально сформировавшуюся за последние годы, особенно во внутриобластном и межобластном соединениях, то становятся очевидными масштабы проблемы.
По словам президента Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Виталия Ревы, украинские города и дороги перенасыщены автобусами, особенно малой вместимости. Ведь сегодня в Украине работает 70 тысяч автобусов, из которых 30 тысяч — среднего и большого класса. Остальные — малой вместимости. Например, в Киеве 40% пассажироперевозок осуществляют маршрутки. Тогда как по нормативам в городах предусмотрено, чтобы такая доля приходилась на транспорт большой и сверхбольшой вместимости, 35—40% — средней и только остальное (15—20%) — малой вместимости, объясняет «Дню» Рева.
Кроме того, из этих 70 тысяч машин, продолжает Рева, технического обновления требуют 70%. Именно поэтому, по мнению президента Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков, Минтранссвязи и ставит вопрос о замене старых автобусов новыми и большей вместимости, которые бы соответствовали реальному пассажиропотоку. «Если все пройдет, как запланировано, то это не повлияет на качество обслуживания пассажиров», — добавляет он. По новым требованиям, все автобусы должны отвечать европейским стандартам.
А маршрутки, в соответствии с этими стандартами, могут перевозить пассажиров на расстояние до 50 км (пригородные перевозки). На большие же расстояния перевозки должен осуществлять автобус специального класса. Это значит, что нынешние «Спринтеры», курсирующие, например, по направлению Сумы — Киев, придется заменять автобусами соответствующего класса, оборудованными кондиционерами, туалетами, поскольку расстояние составляет 360 километров, или же прекращать перевозки. По оценкам Ревы, на междугородных маршрутах работает сегодня около 1,5 тысячи маршруток.
Автобусы, переоборудованные из грузовиков, не имеют права существовать еще и с точки зрения технической эксплуатации и сертификации их как подвижных транспортных средств. «Они не имеют согласования на такие действия от заводов — производителей «Мерседесов», «Вольво». И в результате переоборудуются в довольно примитивных условиях. Поэтому в случае аварии сначала летит лобовое стекло, дальше пассажиры, а потом сидение. Очень много случаев, когда так 8—10 пассажиров погибает», — рассказывает Рева.
СИТУАЦИЮ МОЖНО ИСПРАВИТЬ ЗА ТРИ-ПЯТЬ ЛЕТ
Для постепенного обновления подвижного состава пассажирских перевозок Минтранссвязи готовит изменения к своему приказу «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта и связи Украины от 12.04.2007г. № 285» для выдачи нелегальным перевозчикам, реально работающим на уже существующем маршруте, временных разрешений на ведение своей деятельности. За отведенный срок автоперевозчикам предлагается определиться с подвижным составом, которым они будут пользоваться в дальнейшем, в соответствии с действующим транспортным законодательством.
В Минтранссвязи предполагают, что за этот период перевозчик просто откажется от использования переоборудованного автобуса. «Помочь» принять такое волевое решение ему сможет лишение возможности принять участие в конкурсе на получение маршрута. «Данный мораторий истекает в конце 2010 года. После этого будет проведен конкурс, по результатам которого маршруты, на которых сегодня осуществляются нелегальные перевозки (после приведения автоперевозчиками своей деятельности в соответствие с законом), легализуются», — объясняют представители Минтранссвязи.
Таким образом, с 2011 года будет актуализирован запрет во время предоставления услуг по перевозке пассажиров использовать автобусы, переоборудованные из транспортных средств другого назначения. При этом данное требование станет обязательным на междугородных автобусных маршрутах с 1 января 2011 года, а на других видах перевозок — с 1 января 2012 года.
Стимулирующим для автоперевозчика к замене своего подвижного состава, кроме запрета использования переоборудованных автобусов, объясняют в профильном министерстве, является то, что подавляющее большинство автобусов, переоборудованных из грузовых транспортных средств, первая регистрация которых в Украине проведена до 1 апреля 2008 года, практически исчерпают свой ресурс до 2012 года и не смогут пройти государственную регистрацию. Таким образом, не имея возможности провести легализацию, субъекты хозяйственной деятельности, желающие и впредь предоставлять услуги по перевозкам пассажиров, логично придут к выводу о необходимости приобретать транспортные средства, предназначенные для этого.
Как сработает предложенный министерством план, президент Всеукраинской ассоциации перевозчиков не берется прогнозировать. Ведь за последние 10 лет в вопросе обновления подвижного состава автопарка ничего не делалось. «Сначала будет «туго», но потом перевозчики привыкнут и начнут обновляться. Если ежегодно тратить на обновление подвижного состава 300—500 миллионов гривен, то за три-пять лет ситуацию можно исправить. По нормативам, ежегодно автопарк должен обновляться в среднем на 10%», — объяснил «Дню» Рева.
НАЦИОНАЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА БЕЗОПАСНОСТЬ НЕ ПОВЫСИТ
А на что же перевозчикам менять «Спринтеры»? На те же «Мерседесы», только большие, а соответственно и более дорогие? Ведь на отечественную альтернативу ни владельцы маршруток, ни сами водители, обслуживающие рынок, соглашаться не хотят. Говорят, нет смысла. «Менять «Спринтер» на отечественный автобус, потому что так якобы аварийность уменьшится, — абсурд. Отечественный автобус проигрывает даже переоборудованной немецкой машине и в экономичности, и уж тем более в безопасности для людей», — рассказывает «Дню» водитель маршрута Киев — Луцк Василий Нечипорук (фамилия и имя изменены по просьбе водителя. — Ред.).
Если же инициатива Минтранса имеет благородную цель импортозамещения, то, как считают перевозчики, достичь ее такими методами на данный момент нереально. «На отечественные автобусы никто свои машины не станет менять до тех пор, пока они не будут делать их нормальными. Такими, чтобы и горючего потребляли нормально, и на дороге держались хорошо, — говорит водитель регионального маршрута Ровенской области Владимир. — А если просто запретить «Спринтеры», то маршруты так же просто станут».
Рева тоже подтвердил «Дню», что даже переоборудованный «Мерседес» действительно надежнее отечественного автобуса. «Но выхода нет — нужно переходить на то, что уже есть», — комментирует президент Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков.
И хоть автобусов европейского класса в Украине не производят, однако машин средней и большой вместимости представлено достаточно, чтобы обеспечить рынок количественно. Что касается цены, то в среднем украинский автобус большой вместимости обойдется в миллион гривен, а средней — в 250—400 тысяч гривен. Удешевлять украинские автобусы для перевозчика-покупателя Рева предлагает через государственную поддержку, как это принято во всем мире. «Пассажирский транспорт — убыточный. Значит он должен получать субвенцию от государства», — аргументирует эксперт.
СПРАВКА «Дня»
Стоит напомнить, что инициатива запрета использования переоборудованных из грузовиков маршрутных такси не нова. Еще в 2007 году при принятии новой редакции «Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта» по инициативе Министерства внутренних дел было внесено положение, запрещавшее использование такого транспорта как в регулярных, так и в нерегулярных пассажироперевозках. Уже тогда это вызвало всеукраинскую волну возмущений и забастовок перевозчиков. Но вскоре, в мае 2009-го, вышеупомянутое положение было изменено. И в настоящее время действующие правила лишь запрещают перевозить пассажиров в переоборудованных транспортных средствах при условии отсутствия протоколов испытаний на соответствие требованиям Европейской экономической комиссии. В частности, относительно проверки маркировки безопасного стекла, пассажировместимости, требований к прочности сидений и элементов их крепления. Соответствующие протоколы должны быть выданы перевозчику аккредитованными Национальным агентством по аккредитации испытательными лабораториями.