Правительство британского премьер-министра Дэвида Кэмерона объявило о принятии самых строгих мер по сокращению расходов в государственном секторе, которые когда-либо пытались принять правительства в развитых странах. Действительно, министр образования недавно объявил, что субсидирование британских университетов урезано на целых 40%. Но самый шокирующий аспект заключается в том, что гуманитарные факультеты и факультеты искусств пострадают больше, чем научные и инженерные, которые предположительно являются полезнее для бизнеса.
Война против искусства и гуманитарных наук сама по себе не новость — хотя это первый раз, когда поле боя переместилось прямо в Британию. Первопроходцем был Рональд Рейган, он дал старт направлению в политике и пропаганде, которое демонизировало Национальный благотворительный фонд искусств. С тех пор правительства республиканцев в США урезали финансирование балета, поэзии в школах и скульптуры, при этом демагоги, подобные бывшему мэру Нью-Йорка Рудольфу Джулиани, завоевывали политические дивиденды, атакуя спорное изобразительное искусство.
Но подход правительства Кэмерона более зловещ, чем старая тактика правого крыла, целью которой были дисциплины, которые можно было бы описать как изжившие себя. Сокращение финансирования в Британии разоблачает то давление в развитых странах, также наблюдающееся и в США, целью которого являются виды образования, ведущие к открытому, сильному гражданскому обществу и воспитанию граждан, которых трудно будет подавить.
В бывшем советском блоке именно в произведениях поэтов, драматургов, мультипликаторов и романистов были закодированы запрещенные темы свободы, и именно эти люди находились под особым надзором секретных служб. Сегодня же инакомыслящим творцам угрожают, заставляют молчать и преследуют в таких странах мира, как Иран, Сирия, Китай и Мьянма.
Безусловно, ни США, ни Великобритания пока не дошли до такой точки. Но атака на искусство и гуманитарные науки является гигантским шагом в направлении создания сговорчивого, оболваненного гражданского населения. В самом деле, война против искусства и гуманитарных наук в США совпала с необходимостью существования все более невежественного и пассивного населения, а также правительства, которое служило бы удовлетворению интересов корпораций.
Преподаватели искусства и гуманитарных наук печально известны своим неумением доказать ценность своей работы. Но, помимо усиления гражданского общества и воспитания традиций свободы, эти дисциплины приносят чистую прибыль. Кому нужно внимательно читать, искать доказательства и приводить резонный аргумент — навыки, которые обеспечивает изучение поэзии, норм права, истории и философии? Кому нужно изучать языки и сравнительное литературоведение? Для Кэмерона, судя по всему, ответ прост: никому это не важно.
Тогда давайте представим Британию завтрашнего дня, в которой будут парламентарии, не ведающие, что послужило причиной Первой мировой войны или что такое эпоха Просвещения; журналисты — авторы откровенно пресных и безынтересных материалов; адвокаты и судьи, которые не могут разобраться в своих делах; шпионы и дипломаты, не владеющие иностранными языками и крайне далекие от понимания культуры стран, в которых работают. Такая Британия будет больше похожа на сегодняшние США.
В один момент Кэмерон, сам изучавший философию, политику и экономику в Оксфорде, так как до этого посещал оплот классического образования Итон, отказался от глобального влияния Британии. Утратив свою империю, Британия сохранила огромное глобальное влияние лишь благодаря мощи своей цивилизации и образования, полученного лицами, принимающими решения.
Именно это направляет иностранных студентов из развивающихся стран всего мира в Британию и заставляет выкладывать миллионы фунтов ежегодно в бюджет ее университетов. Урезав субсидирование учреждений, создавших цивилизацию, Кэмерон гарантировал тем самым, что завтрашняя Британия будет нацией не политиков, писателей и культурных новаторов мирового класса, а ненадежных технократов, выращенных на плохом телевидении и практически не имеющих влияния в мире.
Если то, что было урезано, не будет возвращено, Кэмерон и его идеологические наследники создадут общественность безмолвствующих граждан, которые, подобно американским, больше вписываются в систему, официальная политика которой прямо подчинена воле корпоративной выгоды. Хотя экономия денег может показаться Кэмерону привлекательной в краткосрочной период, для британцев — и остального мира, который получает пользу от британского интеллекта, культуры и традиций демократии, — цена слишком высока.
Наоми ВОЛЬФ — общественный деятель и социальный критик. Ее последняя изданная книга называется «Дайте мне свободу: пособие для американских революционеров».