В Украине начала работу миссия Международного валютного фонда без всякой привязки к этому событию и даже упоминания о нем, в Киеве прошел круглый стол «Риски развития мировой экономики: чего ждать Украине?». И все же между ними несложно провести параллель. Вполне очевидно, что и миссия, и украинские эксперты, собравшиеся в офисе Международного фонда Блейзера, озабочены будущим нашей страны и ее ролью в мировом сообществе. С той лишь разницей, что МВФ имеет свои известные рецепты для оздоровления Украины, а эксперты нарабатывали их в ходе по академически корректной, но принципиальной дискуссии.
Тон ей задал исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко, заявив, что международный финансовый кризис закончился... запуском валютных войн, которые будут сопутствовать нашей жизни в ближайшие несколько лет. Украина, по мнению Устенко, будет испытывать на себе колоссальное влияние этого явления, хотя центр его тяжести еще довольно далек от нашей страны. По мнению эксперта, при этом все страны мира, в том числе и Украина, попадают в орбиту большой игры самой крупной мировой экономики — США и даже становятся заложниками результатов этой игры. Поэтому постоянная волотильность (изменчивость курса национальной валюты и темпов роста ВВП), как считает директор фонда, «станет нормой жизни» для большинства стран. Причем для Украины это чревато негативными последствиями. Большую опасность для нашей страны, как и для стран Европы, представляет также плохая демографическая ситуация (старение общества). При этом США, надежно удерживающие, по Устенко, звание первой экономики мира, постоянно ощущают дыхание второго современного гиганта — Китая, темпы развития которого — 10% ВВП в год — открывают возможность догнать Америку. Исходя из этого, Устенко делает вывод: Украине необходимо ориентироваться на Азию. Развивающиеся страны, и не только Индия и Китай, будут показывать рост на 6—8%, так что именно туда нам, уверен Устенко, следует нацеливать свои экспортные потоки (Европа сегодня потребляет всего 8% нашего товарного экспорта). С этой точки зрения готовящееся соглашение о свободной торговле с ЕС, предоставляющее Украине колоссальные преимущества, все же, по мнению эксперта, имеет для Европы даже большее значение, чем для Украины. В связи с этим эксперт называет достаточно разумными и целесообразными подвижки украинских властей на азиатском направлении, что, по его мнению, «не исключает и нашего вектора на Европу». Устенко считает, что на протяжении трех-пяти лет Украина будет вынуждена балансировать между такими центрами тяжести, как Европа, Россия, Азия. И это для эксперта является еще одним доводом в пользу того, что нашей стране наконец-то надо реализовывать программу экономических реформ. В противном случае, говорит он, мы будем подвергать себя намного большим рискам, чем может показаться на первый взгляд.
Президент «Реформаторского клуба» Искандер Хисамов считает, что анализ, сделанный Устенко, мог бы быть гораздо более жестким, поскольку в США кризис гораздо глубже и ситуация с центрами силы будет меняться в мире намного быстрее. Опираясь на мнение международных аналитиков, Хисамов утверждает, что к 2040 году ВВП Китая будет в три раза больше, чем у США. Что в этих условиях нужно сделать Украине? Эксперт считает, что в первую очередь нам нужно убрать основания, из-за которых «инвестор боится Украины как огня». И уточняет: «Инвестор опасается украинского налогообложения (у нас до сих пор нет Налогового кодекса) и таможни, которая на первом месте в мире по лютости и коррумпированности, боится трудовых отношений с нашими людьми, потому что современного Трудового кодекса тоже нет и здесь нельзя строить отношения по закону. А еще теневая экономика...». И, явно не соглашаясь с Устенко, Хисамов сравнивает Украину с испорченным автомобилем, который не может ехать ни в Европу, ни в Азию до тех пор, пока мы не заменим его мотор. Эксперт уверен, что все отечественные проблемы упираются не столько даже в экономику, сколько в политику. «При существующей системе управления государством, которую мы еще раз показали миру на выборах в органы местной власти, серьезные реформы невозможны, — говорит Хисамов и добавляет: — В украинских реформах заинтересованы только два субъекта — высшее политическое руководство страны и средний бизнес». Поэтому эксперт не верит, что в стране удастся провести реформы, благодаря которым инвестор перестанет бояться Украины. А до тех пор страна будет оставаться объектом мировой экономики, и на круглых столах можно будет гадать лишь о том, кто победит — Китай или Америка...
Директор Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерий Геец такого пессимизма не разделяет. Он напоминает, что когда в мире была позитивная динамика, и украинская экономика нормально работала, «несмотря на несуразности, которые были в стране». Геец считает, что украинский бизнес вполне адекватно реагирует на все, что происходит в мире. Экономика, по его мнению, аполитична. Академик приводит пример: мы все время ориентировались на Запад, но в это время импорт в страну, в том числе и высокие технологии, шли с Востока. Он не согласен и с предположением, что кризис в мире уже закончился. По его словам, кризисные элементы остаются, но приобретают несколько другие характеристики и признаки — сегодня одни, а завтра будем говорить о других. Геец считает, что сегодня в мире бушует «прежде всего кризис роста». И происходящие ныне валютные войны, по его мнению, это «борьба за рост». Вот только он сам по себе является угрожающим и для экономик мира, и для человечества в целом, поскольку в основном является ростом потребительским, уничтожающим экологию и природные ресурсы Земли. «Если эта волна будет продолжаться, — считает Геец, — то приведет к еще более глубоким противоречиям... Поэтому нужно искать способ выйти из такой ситуации». Основную угрозу Украине Геец видит в ежегодной потере конкурентоспособности и уверен, что наверстать упущенное можно только в том случае, если развивать новые технологии, в первую очередь, в образовании, здравоохранении, коммуникациях. При этом он призывает руководство страны быть осторожным и не допускать, чтобы развитые страны перекладывали свои долги на нас и не завлекли таким образом Украину «в долговую ловушку».
А миссия МВФ, как говорится, тут как тут.