Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Виктор САПОЖНИКОВ: Я не могу заниматься политикой, потому что тогда канализация потечет в другую сторону...

26 октября, 2010 - 19:54

Город Нововолынск для Волыни всегда был чем-то по примеру Ватикана для Рима, потому что всегда чувствовал себя не таким, как другие населенные пункты. Ведь и городом эта территория стала 60 лет тому назад, когда геологи нашли здесь достаточно большие запасы угля, и коренными жителями здесь считаются часто заезжие люди из восточного региона Украины, которые приехали строить и осваивать молодые шахты. Нововолынск имеет свою специфику, если можно так сказать, пролетарскую. Когда 12 лет тому назад городским головой стал Виктор Борисович Сапожников, уроженец Донецкой области, его называли «мертвым» городом. В одном из тогдашних интервью он сказал, что «в то время умный во власть не пошел бы, а неразумному там нечего было делать».

Как успешный городской голова оценивает избирательную компанию и видит пути решения местных проблем, говорим в интервью с Виктором Сапожниковым:

— Неоднократно приходилось слышать, что на действующих глав городских советов, которые и в дальнейшем планируют переизбираться на свою должность, но не от партии власти, оказывалось давление. Вы, к удивлению многих ваших соратников и коллег, которые, баллотируясь в органы власти, выбрали более, так сказать, удобные партии, на выборы идете от «Батьківщини». Почему?

— Я не хотел бы затрагивать этот вопрос, потому что все можно интерпретировать и объяснить в зависимости от позиции человека. Я внепартийный, я не могу заниматься политикой, потому что тогда канализация потечет в другую сторону... Ни при одной власти я не был в оппозиции. А сегодня, это должны понимать все, это так и есть, строится жесткая вертикаль власти, принимаются соответствующие законодательные акты. И быть в оппозиции к власти нынешней я просто не могу, потому что лучше тогда уйти со своего места и никому не морочить голову. Иначе я просто не смогу решить в Киеве никакой вопрос, касающийся проблем города. Это реальность. Поэтому я одинаково сотрудничаю и с «Партией регионов», и с «Батьківщиною», и со всеми другими партиями, если это на пользу городскому обществу. По опыту знаю, что нужно работать при всякой власти, и то, что обещал, идя на должность городского головы, выполнять. После выборов, если общество снова доверит мне эту должность, хотел бы объединить в городском совете все партии и все движения, создать группу под условным названием «Родной Нововолынск», члены которой работали бы не на свои партии, а на город, в котором живут.

— Но все-таки баллотируетесь не от «Партии регионов», а от «Батьківщини», которая к ней в оппозиции...

— Свою поддержку на выборах мне предлагали партии разного, так сказать, сорта и направления. И «Сильная Украина», и «Фронт змін» и многие другие.

— Но «Партия регионов» не предлагала?

— Нет, не предлагала. «Батьківщину» выбрал потому, что, по данным социологических опросов, она сейчас имеет наибольшую (свыше 30 процентов от количества населения) поддержку в городе.

— Насколько, по вашему мнению, правильным было решение перенести выборы с 30 мая на 31 октября?

— Я вообще являюсь сторонником того, чтобы они проходили в марте 2011 года, потому что выборы и депутатов, и городского головы должны проходить одновременно. А то депутатов выбираем на пять лет, а городского голову — на четыре. Но я не законодатель, какие правила игры спускают сверху, так мы и играем... По крайней мере, мне уже есть, что сказать людям, и не только за эту последнюю каденцию, но и за предыдущие, ведь я избирался трижды подряд. Город в настоящее время имеет втрое больше, чем среднеобластной показатель по инвестициям, а это значит, что Нововолынск развивается, невзирая на кризис. Город имеет самую большую на Волыни выработку промышленной продукции на одного жителя, вдвое больше, чем даже в областном центре. Мы имеем и наиболее высокие в области зарплаты и пенсии, ведь у нас живут бывшие шахтеры и рабочие мощных промышленных предприятий. Вот недавно побывал у нас Борис Петрович Климчук, глава Волынской облгосадминистрации. Он не был в нашем городе много лет. Прошелся по центру, от одного фонтана к другому, расспросил людей, знают ли они его (улыбается. — Авт.), я его повез на предприятия, где также пообщался с людьми. А затем сказал, что получил в Нововолынске энергетическую подпитку, ведь, как сказал, одно время наши города областного подчинения имели одинаковые условия для старта. Но если Ковель так и не воплотил проект об интерпорте, то в Нововолынске территория приоритетного развития стала реальностью. И не вина местной власти, что изменилось законодательство, те же условия игры, ведь инвесторы к нам таки пошли и идут.

— Исходя из вашей фразы: «Умный во власть не пошел бы, а неразумному в ней нечего было делать», к какой категории вы бы себя отнесли, тогда — в 1998-м?

— Я долгое время, при пяти городских головах, был первым заместителем. Особо не претендовал на дальнейшую карьеру, никого никогда не подсиживал. В конце 90-х в городе действительно наступили трудные времена, люди собирались на митинги, предприятия закрывались... На одной из сессий городского совета даже было принято решение с просьбой о присоединении Нововолынска к... Львовской области, в которой на то время положение в угольной промышленности было лучше. У нас же в десять раз упало производство. Не на 10 процентов, а в 10 раз! Было закрыто шесть из девяти шахт. И я предлагал аппарату городского совета и депутатам: если такая ситуация, люди неудовлетворены, то давайте все напишем заявления и уйдем в отставку. Для себя я уже имел новое место работы, захотел только отбыть отпуск. Но тут состоялась сессия городского совета, где было выражено недоверие действующему тогда городскому голове, и его, и меня пригласил тогдашний глава облгосадминистрации Борис Климчук. Мой предшественник решил переехать в Луцк, а меня попросили хотя бы год побыть исполняющим обязанности городского головы. Обещали поддержку, поэтому я согласился.

— Самое главное, по вашему мнению, дело, которое вы сделали для города на должности городского головы?

— Это город интернациональный, пролетарский, а все революции, как известно, начинал пролетариат. Наши жители преимущественно сугубо горожане, мало привязанные к селу. Типичная ситуация, когда создаем рабочие места, а на них местные идут неохотно. Наших либо зарплата не устраивает, либо еще что-то. Вот, например, у нас дворники имеют достаточно высокую, по сравнению с владимир-волынскими, заработную плату. То есть существует своя специфика во всем.

Самым главным делом на протяжении всех своих каденций считаю создание объединения «Волиньвугілля», которое дало возможность прекратить закрытие шахт. А в конечном результате это остановило упадок города. Территория приоритетного развития, которую мы отстояли и которая действовала несколько лет, дала возможность привлечь солидных инвесторов. Город из депрессивного стал одним из лидеров не только на Волыни, потому что только в завод «Кроноспан» вложено уже 175 миллионов евро, это одна из самых крупных в Украине инвестиций. Но главное для меня то, что в 1998 г. я пришел не как «временщик», потому, наверное, люди мне и доверяли столько лет.

— Как вы относитесь к идее уравнять сроки полномочий главы государства, парламента, местной власти, предоставив всем возможность работать пять лет? Возможно, вам хватило бы и четырех?

— Даже пяти лет, поверьте, мало. Есть такое местечко Лейне вблизи Лейпцига, куда меня возили коллеги из польского города-побратима Нововолынска. Там городского голову выбирают с 1984 года! И выбирают его на семь лет. Это, собственно, уже старшего возраста женщина, которая к тому же имеет проблемы со здоровьем. Однако люди ее избирают снова, ведь, как считает она сама, делает все для благосостояния общества. Я спрашивал, не упрекают ли ее, что работала еще при коммунистах? А как, говорит, могут упрекать, если мы все при них жили?.. В пригороде, недалеко от ее дома, построен огромный супермаркет — это, собственно, культурно-развлекательный комплекс, который своими услугами охватывает окружающую территорию в радиусе, по меньшей мере, ста километров. Только такой проект, воплощенный этим городским головой, дал городку много рабочих мест. Поэтому я за немецкий, как говорят, порядок, когда местную власть выбирают на семь лет, когда за четыре или пять лет там изменился (и то, незначительно) лишь один налог. А у нас как? Вот вам дотация — руководите. Не хватает? Сокращай рабочие места, ищи выход сам.

Городского голову можно менять даже ежегодно...

— Чтобы все ваши заместители и остальные желающие попробовали себя в этой роли...

— ...А почему бы и нет? Пусть каждый желающий попробует, чтобы понять, что он ставит эксперимент не только на собственной судьбе, но и на судьбе целого города.

— Какую дальнейшую перспективу, по вашему мнению, имеет Нововолынск?

— Имеет перспективу в создании рабочих мест, потому что у меня есть, по крайней мере, пять проектов, да еще завершится сооружение 10-й шахты, которая строится уже 21 год... А будут рабочие места, будет развиваться и социальная сфера. Кроме того, я вижу перспективу и в будущей административной реформе. Считаю, что она должна произойти. Ведь сегодня три наших шахты находятся за чертой города, на территории сельских советов Иваничевского района. И, соответственно, все налоги платят в их бюджет! А работают там преимущественно жители города. Поэтому налоги — селу, проблемы — городу. Но ни один сельский председатель не знает дорогу в министерства, в столицу, и не знает, как нам удавалось убеждать министров, чтобы не закрывалась та или иная шахта. Если же произойдет админреформа, то часть сел стоило бы присоединить к Нововолынску, который и так служит для них административным, культурным и другими центрами. Впритык к городу — села Будятичи, Низкиничи, Литовеж. А люди должны объезжать нашу больницу и ехать в районную, в Иваничи. Бывают ситуации, когда наши медики не могут отказать иногородним в помощи: те же роды, травмы... А денег за это им никто не возвращает. Бывают и анекдотические случаи, когда обмороженного мужчину сначала завезли в Иваничевскую больницу, а оттуда «скорая» привезла его в Нововолынск, где могли оказать квалифицированную помощь.

Кроме того, наш город строился как шахтерский, для обслуживания шахт, и имеет очень малую территорию. У нас на 20 тысяч населения больше, чем во Владимир-Волынском, а территория вдвое меньше. Ковель имеет на восемь тысяч больше населения по сравнению с нами, однако в четыре раза большую территорию. Мы не хотим спорить относительно границ, но город должен развиваться вширь, потому что это исторически оправдано. Уже давно немало нововолынцев, поскольку в городе тесно, строятся на границе города и сел. А хотят, чтобы из города тянули к ним дорогу, водопровод, газопровод... Хотят, чтобы их дети ходили в городские детсады и школы. И решают эти вопросы в частном порядке. Так почему не выделить землю законно, чтобы людям было меньше проблем?

Беседу вела Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ