Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Книга и интеллект

Как влияет на развитие человека литература
30 сентября, 2010 - 19:47
«БУКИНИСТ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА КАДНИКОВА

С каждым годом украинцы все меньше и меньше читают. В этом едины все проведенные в нашей стране на эту тему социологические исследования. Например, если в 2003 году 39% молодых украинцев на досуге читали книги, то в 2009 — таких было уже 26%, а в 2010 году — 17%. Кроме того, подобные тенденции — уменьшение желания читать книги — прослеживаются, как показывают исследования, и в России, и в Европе. И, в принципе, снижение интереса к книге есть во всех возрастных группах. По информации научного руководителя фонда «Демократические инициативы» Ирины Бекешкиной, только 20% опрошенных говорят, что не покупают книг потому, что не хватает на это денег. Остальным — неинтересно. То есть, так называемый информационный голод они удовлетворяют благодаря другим источникам информации — как правило, телевизору и интернету. Но книга — это не только источник информации. Книга — это источник базовой культуры и мудрости, книга дает возможность познать себя и мир, она предполагает общение с автором, в конце концов, книга — источник знаний. Что получает человек, что формируется в нем благодаря чтению книг и что человек теряет, предпочитая телевизор и интернет — об этом в интервью с членом-корреспондентом Национальной академии педагогических наук Украины, доктором психологических наук, профессором, заместителем директора по научной работе Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины Наталией ЧЕПЕЛЕВОЙ.

 

***

 

— Наталия Васильевна, не секрет, что все люди хотят быть умными и успешными. Наверное, еще 10 лет назад умным человеком обязательно был человек начитанный. Сейчас конкурентом книги стал компьютер, интернет. Но что дает книга человеку такое, чего не может дать больше ничто?

— Процесс чтения развивает воображение. Книга делает это намного лучше чем, например, телевидение. Потому что телевидение сразу дает нам готовые образы, а книга заставляет человека рисовать в своей голове картины, образы, тем самым, стимулируя развитие воображения. А оно, в свою очередь, лежит в основе творческого интеллекта. Это, в первую очередь, касается чтения художественной литературы. Кроме того, для того, чтобы понять текст (любой художественный научный, публицистический), необходимо выполнить целый ряд интеллектуальных операций. Кроме операций обобщения и конкретизации, это еще и специфические операции чтения. Например, сжатие информации — когда мы должны из отрывка текста выделить главное. Это также структурирование, когда мы должны разбить информацию на отдельные блоки; это — переструктурирование информации, когда поверхностная структура текста не соответствует глубинной его структуре. Мой опыт говорит, что этими операциями не владеют ни школьники, ни даже студенты. Опыт работы у меня над этой проблемой — с 1975 года и проблемы были всегда. Хотя в 70-е годы читали гораздо больше, не было конкурирующих с книгой источников информации. Сейчас ситуация усугубилась... Поэтому, если человек овладевает чтением, даже если он читает стихийно, он все равно овладевает определенными операциями чтения, и, безусловно, это способствует развитию интеллекта.

— Как влияет на развитие человека информация, полученная из книги, в сравнении с информацией, полученной из интернета?

— Информация из интернета очень часто — неструктурированная. Кроме того, она просто топит человека, захлестывает. Она часто — хаотична. Ее очень много. Мой опыт работы в интернете показывает, что очень много человек получает информационного «мусора». Кроме того, работа с компьютером больше утомляет. В то же время, работа с книгой еще тем хороша (если работать грамотно), что можно делать пометки, подчеркивания, закладки. То есть, проводить определенную умственную работу с книгой, а это очень важно. С компьютером этого не сделаешь. Важен еще один психологический момент, особенно для молодых ученых, — информация, которую я скачиваю в свой компьютер, становится моей. Тут уже недалеко и до плагиата. Книга же удерживает определенную дистанцию... Поэтому можно сказать, что книга развивает человека гораздо больше. Кроме того, книга — комфортнее.

— Если взять обычную книгу и электронную, разница большая в контексте развития интеллекта?

— Обычную книгу, во-первых, удобней читать — это вырабатывалось поколениями, веками. Кроме того, в психологии чтения есть рекомендации, как нужно читать книгу. Начинать надо с предварительного просмотра книги: перелистать ее, прочитать оглавление, на чем-то остановиться. Это дает предварительную ориентировку, которая помогает понять целое. С электронной книгой это сделать труднее. Там есть функция листажа, но это уже не то. Электронная книга, наверно, удобнее для научной работы, но для чтения художественной литературы важны иллюстрации, обложка (куча вещей, которая делает чтение комфортным, приятным, даже праздничным). То, чего нет в электронной книге.

— Насколько правдивым есть выражение, что когда человек перестает читать, он перестает мыслить?

— Часть правды в этом есть. Вспомните поговорку: «Пустая голова не думает». Чтение литературы, особенно художественной, помогает понять себя, мир, окружающих. Кроме того, если говорить о художественной литературе, то сейчас достаточно популярным в психологии есть направление «нарративная психология» (наратив — это повествовательный текст). Считается, что мы понимаем, осмысляем мир, себя, окружающих с помощью нарративных текстов. То есть, мы проживаем жизнь, выстраивая свои рассказы о ней. Особенно, если мы рассказываем кому-то свою жизнь, то это средство организации своего опыта, средство самопонимания, самопрезентации, средство понимания другого человека.

Но как мы овладеваем этими повествовательными нарративными структурами? Они заложены в литературе, культуре. Этому способствуют и рассказы родителей. Но, прежде всего, этим навыкам и умениям создавать повествовательные тексты мы овладеваем через книгу. То есть, культура с помощью литературы, книг, снабжает нас этими нарративными структурами, которые потом нам помогают выстраивать свою жизнь, упорядочивать, организовывать ее и так далее. Это очень важный момент: чтение является средством самопонимания, понимания других людей и понимания мира вообще. Ребенок, которому в детстве не читают сказки, вряд ли потом будет развит так, как это необходимо, уже не говоря о взрослом человеке, которой не читает.

— Как влияет на человека чтение качественной и некачественной литературы, и вообще, делите ли вы так литературу?

— Во-первых, критерий качества — это субъективный критерий. Когда-то Толстой говорил о вреде чтения. Потому что действительно, чтение уводит нас в виртуальный мир. Иногда литература может выполнять даже роль наркотика, особенно — пустая литература. Это то, что можно назвать поп-литературой, которая, к сожалению, сегодня заполнила наш книжный рынок. Хотя мне кажется, что любое чтение — это лучше, чем пересматривание различных сериалов, ток-шоу или реалити-шоу. Мне всегда родители говорили, что нужно много читать, чтобы грамотно писать. А чтение, даже самой примитивной литературы, формирует какую-то грамотность. Мне трудно выделить критерии, но, наверно, основным служит то, что качественная литература дает тебе понимание — себя и мира.

— Когда начинать детям читать? Как вы относитесь к мнению, что даже не родившемуся ребенку полезно читать сказки?

— Я человек — более рациональный. Считается, что беременная женщина должна смотреть на красивые картины, читать хорошие книжки. Безусловно, что если она это делает, у нее формируется положительный эмоциональный настрой, который, хорошо влияет на развитие плода. Что касается маленьких детей, то, во-первых, с ними нужно разговаривать как можно раньше, также можно начинать читать им достаточно рано. Мне кажется, что полезнее начинать читать поэзию — чтобы ребенок слышал ритмику. Что касается раннего обучения чтению, которое сейчас стало достаточно модным, то я — не сторонник этого. Потому что ребенок должен созреть. Чтение — это очень сложная деятельность, оно предполагает включение и зрительных анализаторов, и, в какой то степени — работы речевых органов, выполнение тех операций, о которых я говорила ранее. Мне кажется, что гораздо важнее заинтересовать ребенка книжкой и ему читать, чтобы он сам потянулся к книге — так, как делали наши родители. Также обязательно с ребенком нужно обсуждать прочитанное, отвечать на его вопросы.

— Что это дает?

— Это дает оценку прочитанного, формирует собственное отношение к прочитанному. Чтение, как деятельность, включает в себя несколько этапов. Это, во-первых, мотив чтения — для чего это нужно. Это и познавательные мотивы, и коммуникативные мотивы, и мотивы развлекательные, и мотивы психотерапевтические (есть такое направление в психотерапии как библиотерапия, которая дает человеку возможность стабилизировать свое эмоциональное состояние). Это и формирование цели чтения. Второй этап — это, собственно чтение, контакт с текстом. Здесь чтение, как деятельность, включает в себя два момента: познавательный и, обязательно, коммуникативный. Об этом мы забываем — что чтение, даже чтение научной, литературы — это всегда диалог между автором и читателем. Автор, когда пишет текст, обращается к воображаемому читателю. Читатель, работая с книгой, тоже должен включиться в этот диалог. Самое главное в этом — ответы на вопросы, которые возникают у читателя, согласие или несогласие с автором, сомнение — все это стимулирует развитие. Если чтение идет как диалог, оно развивает личность. И, наконец, последний этап — это контроль и оценка прочитанного. Особенно это касается нехудожественной литературы. Вот, почему обсуждение текста с ребенком формирует у него умение высказать свое мнение, оценивать прочитанное, и оценивать результат чтения — понял я или не понял.

— Сегодня дети, которые идут в школу, не знают, кто такие Золушка, Красная Шапочка, Кот в Сапогах. Чем обделяют детей родители, которые не хотят читать с ними и не приучают их читать сказки?

— Они обделяют очень многим. Во-первых, у ребенка не формируется нарративная культура. Ребенку сложнее понимать, осмысливать свою жизнь, свой опыт, понимать и осмысливать людей. Во-вторых, ребенок не ухватывает какие-то культурные паттерны, образцы, на основании которых он затем и понимает окружающий мир, художественную литературу и культуру вообще. Потому что в основных базовых детских сказках заложены очень многие культурные коды и даже формы психического реагирования. Например, моя знакомая рассказала мне, что ее ребенок совершенно не умеет переживать негативный опыт. То есть, если он сталкивается в любой неприятностью, он сразу пугается, напрягается, уходит в сторону. Я сказала: «Читай ребенку страшные сказки». Потому что у ребенка, которому читают сказки, формируются способы переживания опыта. Вот ребенку читают страшную сказку, которая заканчивается хорошо, и у него формируется структура того, как можно справляться с трудными ситуациями. Это касается и переживания каких то других жизненных ситуаций. То есть, в классических книгах, сказках, заложены культурные способы переживания, проживания жизненных ситуаций. В какой-то степени ребенок входит в эти культурные образцы и ему потом легче жить.

— Можно ли сказать, что сегодняшнему поколению жить будет тяжелее — в психологическом плане — потому что они мало читают, с детства много играют за компьютером и часами смотрят мультики?

— Вообще-то, старшее поколение всегда считает, что молодежь мало на что способна. Это тоже определенный культурный стереотип. Хотя сейчас в культуре, и не только у нас, — прослеживается тенденция к примитивизации. Она связана с тем, что раньше образование получала элита, а основная масса была малообразованной. Сейчас информация доступна всем. Кроме того, каналов информации очень много. Следствием этого и является примитивизация культуры. Появляется «пережеванная» информация, доступная читателю любого уровня образования. Прежде всего, это касается телевидения, да и интернета. Возникает очень сложный вопрос — у меня нет адекватного ответа — как, не запрещая, не ограничивая, не цензурируя, учить, направлять человека к тому, чтобы он умел работать с информацией. Иначе его мозг будет перегружен кучей информационного мусора, в его голове не будет ничего устоявшегося. Думаю, начинать нужно с книги, а потом подпускать ребенка к компьютеру — сначала нужно учить чему-то культурному и устойчивому. Проблем много, и мне кажется, они еще не до конца осознаны в обществе. Я сама, когда начинала работать с интернетом, очень уставала от информационного потока, который хаотично выливался на меня. Но мы же взрослые люди, а как же дети?

Что будет с нынешним поколением? Думаю, что ничего страшного не будет. Потому что меняется мир, общество, культура, нормы, правила. Может быть новое поколение будет гораздо лучше адаптировано к новым условиям. Не хочется говорить, что оно будет плохим, что им будет плохо. Может быть, через 50 лет мир так изменится, что именно такие дети и выживут. Такой пример. У нас вроде бы совершенно исчезла культура переписки, но появилась электронная почта — и мы снова начали писать. Казалось, что визуальная культура полностью вытеснит культуру вербальную, но появился интернет и мы в какой-то степени возвращаемся к культуре вербальной. Поэтому я думаю, что читать люди не перестанут. Точно так же, как не умер театр с появлением кинематографа, наоборот, он развился, так же не исчезнет и книга. Другое дело, что может быть, изменятся способы чтения, может, изменятся способы подачи информации. Хотя слово не исчезнет, потому что через вербальный канал мы получаем доминирующее количество информации. И очень многие смыслы, оттенки мысли, мы можем передать только благодаря такому нашему счастью, как язык.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ