В Турции состоялся референдум по внесению изменений в конституцию страны. Случайное совпадение или сознательный выбор: 12 сентября — ровно 30 лет спустя после военного переворота — жители Турции решали судьбу конституции, написанной путчистами в 1982 г. Плебисцит проводился по инициативе правящей Партии справедливости и развития (ПСР) премьера Реджепа Тайипа Эрдогана, занимающей умеренно исламистские позиции. В нем приняло участие 77% избирателей. За предлагаемые поправки проголосовало около 58%, против — примерно 42%. При этом нужно учесть, что за неучастие в референдуме полагался штраф 12 евро.
Предлагаемые поправки затрагивали 26 статей основного закона. Их внесение правящая партия объясняла необходимостью демократизации общества и выполнения требований Европейского союза, куда стремится Турция.
Проблема демократизации страны стала стержнем пропагандистской кампании, которую вел премьер и его партия. Он неоднократно указывал, что Турция до сих пор живет по конституции 1982 г., разработанной участниками военного переворота 1980 года, которая серьезно ограничивала права и свободы граждан, а потому имеет мало общего с настоящей демократией европейского типа.
Поправки затрагивают 26 статей конституции. Большинство изменений носят чисто формальный характер, так как закрепляют юридически то, что давно стало нормой фактически. Но часть изменений действительно имеют демократическую направленность. В частности, предлагается расширить права женщин, детей, стариков и инвалидов, закрепить право на неприкосновенность частной жизни, расширяются права профсоюзов и права на проведение забастовок, при парламенте предлагается ввести институт омбудсменов. Реформа предусматривает, что гражданские суды смогут судить военных за преступления против государства. Она также должна отменить 15-ю статью конституции, гарантирующую неприкосновенность организаторам переворота 1980 года. Оппозиция против таких поправок не возражает.
Проблемы оппозиционеры связывают с другими предлагаемыми изменениями. Так, предполагается значительно пересмотреть состав и процедуру выборов и назначения судей и прокуроров в Конституционный суд, Высший административный суд и Высший судейско-прокурорский совет. Предлагается расширить состав Конституционного суда с 11 до 19 членов. Из них 16 будут назначаться президентом, а 3 — парламентом. Число членов Высшей коллегии судей и прокуроров возрастет с 7 до 22. В парламенте ПСР обладает большинством, президент тоже состоит в этой партии, совершенно понятно, что кадровые назначения будут производиться именно в ее интересах и с подачи правительства. Для правящей партии, которую Конституционный суд едва не запретил в 2007 году за подрыв светских устоев государства, это просто необходимо. Кстати, и саму процедуру запрета партий авторы реформы предлагают передать парламенту.
Все это, по мнению оппозиции, позволит ПСР избавиться от всякого контроля над своей деятельностью. Еще одной пострадавшей стороной может стать армия, которая в Турции является гарантом светских устоев государства. В частности, военные суды лишатся права судить гражданских лиц, даже если преступление касается сферы национальной безопасности или совершено против военнослужащего. При этом сами военнослужащие будут подсудны гражданским судам.
Попытка провести поправки в парламенте была предпринята правящей партией в мае, но тогда они не набрали необходимого большинства голосов, и вопрос был вынесен на всенародное обсуждение. Премьер Эрдоган все последние недели провел в поездках по стране, убеждая в необходимости поправок. В конце прошлой недели он даже расплакался в прямом эфире телеканала ATV — тот продемонстрировал кадры 1998 г., когда Реджеп Тайип Эрдоган, будучи мэром Стамбула, декламировал стихи исламистского содержания на одном из митингов своих сторонников. Из-за этого 12 лет назад суд приговорил его к десяти месяцам заключения. «Вот почему нужны эти конституционные изменения — чтобы разрушить то, на что до вчерашнего дня было наложено табу, чтобы людей не арестовывали за их мысли и чтение стихов», — сквозь слезы заявил турецкий премьер.
Несмотря на декларируемый светский характер ПСР, она является преемницей целого ряда запрещенных организаций исламистского толка. Еще в начале 90-х гг. нынешний премьер-министр Эрдоган представлял себя как политик-исламист. В своих выступлениях и интервью он заявлял, что нельзя быть одновременно и светским человеком, и мусульманином, что демократия — это скорее инструмент, а не цель, и что Турции не следует вступать в ЕС. Однако затем он поменял свои взгляды и стал выступать за либеральную демократию и приближение Турции к западным образцам. Из-за таких поворотов во взглядах лидера ПСР ему не доверяет оппозиция, считая, что это может привести к исламизации общества. Лидер Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу попросил прощения у своих соратников за то, что сам не пришел на избирательный участок. «На этом референдуме 42% наших граждан сказали «нет» пакету поправок к конституции, 23% вообще не пришли голосовать, — сказал он. — Это не тот результат, которого ожидали. А среди 42% пришедших на референдум наша партия, несомненно, была в первых рядах».
Подозрения, что лидеры ПСР используют реформу, чтобы ввести в суды религиозных консерваторов, разгромить своих противников и повернуть вспять светские реформы первого президента Турции Кемаля Ататюрка, получили подтверждение в вышедших незадолго до голосования мемуарах Ханефи Авджи. Бывший высокопоставленный полицейский чиновник утверждает, что исламисты внедрились в правоохранительные органы и суды, чтобы установить над ними свой контроль. Евросоюз в целом приветствовал результаты референдума, хотя и отметил опасности, вытекающие из некоторых поправок.
Еще одна проблема Турции и ее довольно выпукло высветили результаты референдума — усиливающаяся конфронтация с курдскими партиями, как легальными, так и запрещенными. Курдское население юго-восточных провинций последовало призыву курдской партии «Мир и демократия» и бойкотировало голосование. Так, в Диарбекире в референдуме не приняли участие 70% имеющих право голоса, Шрнаке — 80%, Хаккари — 93%. В двух селах Диарбекира — Шекерверене и Бозчалы, никто не принял участие в голосовании. В результате бойкота получилось, что в этих районах преобладающее большинство проголосовавших сказало «да» пакету конституционных реформ. Как сообщил собственный корреспондент турецкой газеты «Джюмхуриет» (Cumhuriyet — Власть народа) Дениз Берктай, что составило примерно 9% принявших участие в референдуме. Например, в Диарбекире за проголосовали 94%. Но в Тунджели (Дерсим), где в основном проживают алевиты (последователи одной из разновидности ислама — наиболее многочисленное религиозное меньшинство шиитского толка в Турции), 80% сказали «нет» инициативе Эрдогана. Заметим, что глава Народно-республиканской партии родом из Тунджели. Эта партия призывала сказать «нет» изменениям в конституции. За день до референдума в Турции начались массовые аресты бойкотирующих. В день голосования 12 сентября число арестованных достигло 200, основная их часть члены курдской партии «Мир и демократия». Все это происходило на фоне расширяющихся курдских протестов. На центральной площади Стамбула Таксим накануне голосования протестующие забросали камнями и «коктейлями Молотова» спецтехнику жандармерии, а несколько групп стали забрасывать камнями памятник Ататюрку. Полиции пришлось применить против манифестантов слезоточивый газ и водометы. Похожие события произошли и в провинции Хаккарие. В ходе столкновений трое полицейских получили различные травмы. Дополнительные наряды полиции попытались помочь сослуживцам, однако демонстранты забросали их камнями. Силам безопасности пришлось открыть предупредительный огонь. В городе Ване также сохраняется напряженная ситуация. В связи с таким положением многие политические силы призывают ввести чрезвычайное положение на юго-востоке страны, где компактно проживают курды.
Результаты референдума отражают и изменения в настроении значительной части турецкого бизнеса. Ведь именно после прихода ПСР к власти в 2002 г. Турция вступила в период экономического роста и стабильности. За это время ВВП страны увеличился в три раза. Поэтому деловые круги и растущий средний класс делают ставку на Эрдогана. Они рассчитывают, что успех проекта реформ будет способствовать дальнейшему процветанию и привлечет еще больше иностранного капитала. Есть и еще один фактор, на который указал Дениз Берктай, до недавнего времени значительное влияние на внутреннюю политику оказывал стамбульский бизнес, настроенный довольно либерально. ПСР способствовала созданию слоя бизнеса в других городах и регионах и он в значительной степени ориентирован именно на ее политику. Этот фактор может сыграть свою роль на предстоящих в 2011 году парламентских выборах. Они и дадут ответ на вопрос: удастся ли премьеру Эрдогану и его партии остаться у власти в третий раз.