Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Привет из детства!

9 сентября, 2010 - 19:20
ФОТО ВЕРОНИКИ БУРКОВСКОЙ

Быть собой — это значит никогда не забывать, что где-то глубоко внутри тебя, среди сотен условностей и масок, которые примеряем на себя каждый день, среди пластов опыта и эмоций, обязательств и требований взрослого мира живет ребенок. Кстати, наиболее счастливы те, кто вплоть до глубокой старости помнит об удивительной Стране детства, детских мечтах и детских книгах, которые, в конце концов, сделали нас такими, какими мы есть. Поэтому сегодня будем говорить об увлекательном, таинственном и радостном мире детской книги. У наших читателей спрашиваем о том, какие книги читали в детстве и какие издания теперь читают они своим детям.

Валентин СКУТАРУ, ассистент кино-продюсера:

— Самые любимые детские книги — это «Сказки Дядюшки Римуса» Дж. Ч. Харриса и «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, а также о Ивасике-Телесике, потому что там рисунки суперовые были! Из-за рисунков обожал тоже сборники молдавских и еврейских народных сказок.

Детские книжки, во-первых, учат фантазировать, а во-вторых, — доброте и любви к людям. Что касается собственных детей, то есть по поводу того, что им буду читать, — даже не знаю... Наверное, разнообразные народные сказки — такие, которые мне читали! «Карлик Нос» буду читать! Но это чуть позже — вместе с другими причудливыми сказками! Лирника Сашка дам слушать! Я перечитал столько сказок, что, кажется, собственный мир создал — некую Сказочную Страну! Посоветовать могу только те книги, которые сам читал. Ну, и не совсем детские (и совсем не книжки) — сказочные фильмы и мультики Тима Бартона.

Елена БУШИНСКАЯ, экскурсовод-гид:

— Я хорошо помню те книги, которые читала в детстве, но сейчас их, к сожалению, уже никто не знает. «Миреле» — очень трогательная история о маленькой скрипачке, ее я перечитывала много раз... «Отверженные» Виктора Гюго — с этой книгой я выросла, перечитывала ее каждый год и понимала все больше. А еще я очень любила читать прекрасное детское ежегодное издание «Пионерский театр» — сборник пьес, сказок, стихов, рассказов и игр. Книги, прочитанные в детстве, открывают мир, учат сопереживать, ведь все прочитанное воспринимается чрезвычайно непосредственно. Своим детям я любила читать русские народные сказки (у меня в детстве их не было), сказки Пушкина, Чуковского и мою любимую поэзию. Лично меня завораживает и манит мир мифов, а еще — сказочный мир Павла Бажова, «Хозяйка медной горы».

Что касается того, какими должны быть детские книги, думаю, что это должны быть истории, которые не просто интересны, а волнуют ребенка до глубины души и содержат поменьше морали, а побольше — ощущений, радости и любви.

Для чтения могу посоветовать сказки народов мира. Они пробуждают воображение и открывают волшебный мир чудес!

Кирилл СЕРЕБРЕНИЦКИЙ, политолог, научный руководитель Восточного бюро этнополитических исследований:

— В детстве читал невероятно много, и не только детское — все, что попадало в руки, поэтому трудно выделить именно детские книги. Первое, что приходит в голову, — «Муми-тролль и шляпа волшебника» (другие рассказы из серии попадали в руки уже тогда, когда я был взрослым); весь цикл Волкова об Изумрудном городе, особенно «Урфин Джюс» и «Огненный бог Марранов»; повесть Кассиля — о принце Джунгахори (а вот другие повести меня возмущали — читал я их с интересом, но уже в шесть лет совершенно не соглашался с автором в идеологии, особенно Швамбрания меня раздражала). Еще вспомнился Борис Житков, его морские и черноморские повести. Наверное, ранний Крапивин. Хотя сам я стал воспринимать его тогда, когда на смену детству пришла юность, лет в 13 — 14. Муми — уже взрослым читал с удовольствием, а вот Кассиля и Волкова — нет, они мне сейчас кажутся слишком наивными, слишком психологически прямолинейными, как-то так. Значение в моей судьбе прочитанные в детстве книги имели совершенно решающее. Это то, что сделало меня таким, какой я сейчас.

Детей у меня еще нет. Есть прекрасная книжка «Пешком над облаками» Садовникова — наверное, попробовал бы ее прочитать, но она мне попала в руки тогда, когда я уже был взрослым, и, возможно, я оценивал ее с взрослых позиций. Там много мифологических условностей, философских символов — подобно «Алисе в Стране чудес».

Но Алису я в детстве совсем не любил как книгу, хотя любил как мультик и пластинку. Я сам все время выдумывал сказочные страны — самые разные. И все время рисовал и писал что-то (я хорошо рисую и графоманил бодро уже в шесть лет). Помнится, это были суровые грубые фантазии. Мои непобедимые легионы маршировали по пустыням, ледовым пространствам. Сейчас такой эстетики даже слишком много в детских книгах, а вот в мое время — совсем не было. Приходилось додумывать.

Книга должна быть красивой. Это очень важно. Не просто — с картинками. Детская книга должна быть пространственно открытой, она должна рассказывать о том, что мир — безграничный и загадочный. В ней должны быть море, горы, степи — так, чтобы ощущался при чтении свежий ветер или запах густых трав.

Я считаю, что современные дети стоят перед опасностью социальной агорафобии. Кроме того, книги должны подчеркивать, что победа, успех, исполнение желаний — это результат нашей воли, отваги, ума, стойкости, верности. Сейчас, насколько я понимаю, детская литература перенасыщена эффектом Золотой Рыбки (какой ее воспринимала Старуха): незаслуженного, никакими усилиями не обусловленного чуда, внезапного везения, которое само приходит в жизнь героя.

Дарина ГАЛАТЧЕНКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ