В многонациональный состав Миссии ООН в Либерии входит и 56-й отдельный вертолетный отряд Вооруженных сил Украины. С 2004 года через каждых шесть месяцев проводится очередная ротация. Тринадцатая передислокация военнослужащих пришлась на июнь-декабрь.
Свыше двух месяцев длится напряженная работа украинского миротворческого контингента тринадцатой ротации 56-го отдельного вертолетного отряда Миссии ООН в Либерии под командованием военного летчика первого класса полковника Андрея Когута. Именно нынешний период пришелся на начало сезона дождей в этой африканской стране. Ежедневно в сложных климатических условиях — с дневной температурой воздуха до +30 при почти стопроцентной влажности — работают летные экипажи винтокрылых машин.
Базовый лагерь наших миротворцев расположен вблизи международного аэропорта «Робертс Интернешнл», что в 60 км на юг от столицы. Его территория достаточно удобна для снабжения всем необходимым, а повседневный покой личного состава отряда обеспечивает двойной круг охраны: внутренняя территория охраняется собственными силами, внешняя — нигерийским контингентом.
Общая численность отряда — 275 военнослужащих. На вооружении находятся восемь вертолетов Ми-8МТ и три вертолета Ми-24. Среди основных заданий Миссии ООН в Либерии, которые выполняют украинские авиаторы, — перевоз персонала Миссии и высокопоставленных лиц, полеты наблюдения, воздушное сопровождение перемещения войск, к тому же — перевоз грузов, медицинская транспортировка, эвакуация раненых, участие в поисково-спасательных операциях.
Стоит прибавить, что боевые Ми-24 выполняют полетные задания исключительно в паре. Это — воздушная разведка и боевое патрулирование проблемных территорий вдоль границы с соседним Кот-д’Ивуаром, разведка перемещения на случай вооруженных групп, групп беженцев, общей ситуации на чек-пойнтах и в районах населенных пунктов, проверка территорий на предмет организации незаконной добычи полезных ископаемых, обзор состояния основных путей, транспортных коммуникаций.
Планы летных дней, которые поступают из оперативного центра руководства полетами авиацией Миссии ООН в Либерии в командование штаба нашего миротворческого отряда, еженедельно приходится корректировать. В отличие от прошлой ротации, на боевом расчете нынешней находится 11 вертолетов, а это на три винтокрыла меньше, чем в прошлом году. Решением Миссии они были сокращены в связи с улучшением военно-политической ситуации в стране.
Непосредственное руководство вертолетами осуществляется с полевого командного пункта СКП-11. Здесь находятся и радиолокационные средства, которые дают возможность вести четкую и беспрепятственную связь с экипажами, в какой бы точке Либерии они не находились.
Поскольку в августе и сентябре сезон тропических дождей проявляется в полную силу, командование отряда обращает усиленное внимание на характеристику особенностей сезонных метеорологических процессов над Либерией и опыт предыдущих ротаций. Понятно, что сезон дождей значительно уменьшает количество дней, пригодных для выполнения полетов, нередко резкое ухудшение погодных условий происходит, когда вертолеты отряда находятся в воздухе. Именно в подобных случаях проявляются настоящий профессионализм и выдержка наших экипажей.
С 26 июня 2010 года основан отсчет наработки тринадцатой ротации, когда экипажи начали самостоятельные полеты. Кроме того, украинские вертолетчики ставят своей целью не только определить систему выполнения полетов над территорией страны, но и ознакомить менее опытных летчиков, штурманов, бортовых переводчиков с самыми сложными и наиболее используемыми площадками и пунктами дозаправки горючим. А также определить оптимальные маршруты, характерные местные ориентиры и, главное — возобновить у летного состава потерянные навыки полетов не только днем, но и ночью, а, кроме того, приступить к полетам в качестве командиров экипажей.
Главная особенность либерийского ландшафта — почти полное отсутствие естественных и искусственных ориентиров днем. Территория покрыта поражающей плотности бушем и являет собой сплошной зеленый ковер. Редкие холмы и высотки проблемы не решают. Численные реки имеют множество поворотов и могут, скорее, запутать, чем наоборот. Ночью другая проблема — такое же полное отсутствие световых ориентиров (состояние энергообеспечения страны после продолжительной гражданской войны остается почти нулевым). О понятии горизонта можно лишь догадываться. Потому экипажи вертолетов, прибывая из Украины, постоянно готовятся, приобретая необходимый опыт в небе над Либерией. Профессиональное мастерство экипажей — не гордость, а необходимое условие выполнения задания! Полет над джунглями практически всегда без ориентиров, устройства GPS — единственные помощники посреди сплошного изумрудного одеяла. Средняя длительность полета превышает три часа, за день налет составляет свыше семи часов для пары вертолетов. Практическое отсутствие мест для нештатной или аварийной посадки просто исключает неисправность геликоптера. Вышеупомянутые ситуации не имеют права возникать! Это тест на мастерство в первую очередь бортовых техников.
На сегодня все экипажи Ми-8МТ способны выполнить медицинскую эвакуацию, поиск и спасение днем. Неуклонно повышают собственный профессионализм, тщательным образом готовятся к ночной работе, ведь знают: центр планирования воздушных операций Миссии может перенацелить полетное задание вертолету прямо в воздухе. Однако непредсказуемая погода тропиков нередко вносит коррективы в планы учебно-тренировочных полетов, особенно в сезон тропических дождей.
Эффективность деятельности сил Миссии ООН говорит сама за себя: гражданская война прекратилась, комбатанты разоружены, беженцы вернулись в родные жилища, без кровопролития прошли выборы президента и его инаугурация в президентском дворце. Немало усилий для стабилизации мира в этой западноафриканской республике приложили и наши миротворцы из состава 56-го ОВО. Но длительные военные действия привели к сплошному обнищанию народа Либерии. В настоящее время неотложным вопросом является уже не обеспечение оружием, а куском хлеба. Именно поэтому перевозка продуктов питания в отдаленные и труднодоступные районы — одно из заданий, которое стоит перед вертолетным отрядом.
Еще пара вертолетов ежедневно находится в режиме ожидания на случай непредсказуемой ситуации для выполнения заданий по поиску и спасанию в режимах STAND BY — в 45-минутной и SAR STAND BY — в 30-минутной готовности к вылету. В постоянной готовности вместе с ними находится и спасательная парашютно-десантная группа во главе с начальником поисково-спасательной и парашютно-десантной службы майором Виталием Федоривым.
Среди лучших, по словам командира отряда, — опытные вертолетчики-«тысячники», то есть те, кто налетал свыше тысячи часов, — военные летчики 1-го класса подполковники Александр Чаплинский, Олег Кисиль, Константин Гаевский, Александр Лисничий, майоры Евгений Вакуленко, Владимир Прокопенко, военные летчики 2-го класса подполковник Павел Комышев, майор Виталий Панасюк, военные летчики 3-го класса подполковник Виталий Литвинов, майоры Сергей Ващенко, Юрий Сокорский, Павел Бардаков и другие.
Известно, что в армиях ведущих стран мира военный летчик ежегодно должен выполнять налет до 180—200 часов. У нас же среднегодовой налет пилота (без учета практики миротворческого компонента) в течение последних лет составляет 20—40 часов, что в 5—10 раз меньше мировой нормы. Выполнение полетных заданий в условиях высоких температур и влажности воздуха требует от военнослужащих всех служб отряда — летно-подъемного состава, служб аэродромно-технического обеспечения, связи и других — исключительной ответственности и профессионализма. Жесткий график эксплуатации вертолетов не позволяет прекращать ни один из видов работ при любых погодных условиях. Их рабочий день начинается за два часа до первого вылета. Дальше — подготовка авиатехники к полету, допуск средств наземного обслуживания, устранения обнаруженных неисправностей.
— Ни один специалист, который отвечает за подготовку боевой техники, не оставит аэродром, не выполнив сурово регламентированный цикл работ, — добавляет заместитель командира отряда по инженерно-авиационной службе полковник Андрей Иванов.
До сих пор никаких сетований со стороны руководства Миссии ООН относительно работы украинских вертолетчиков не было. Иностранцы хорошо понимают, какое значение имеет армейская авиация для выполнения миротворческих миссий.
Еще в июне месяце в столице Либерии — Монровии, в штаб-квартире Миссии ООН состоялась рабочая встреча командира отряда с начальником штаба Миссии ООН в Либерии бригадным генералом Рафаэлем Ай Иса. Тот в свою очередь отметил следующее.
— Мне приятно работать с украинцами. Без украинского отряда Миссия ООН в Либерии практически не могла бы полноценно функционировать. Учитывая, что дороги в этом регионе практически отсутствуют, ваши вертолеты — это единственное средство передвижения наших представителей Миссии ООН в воздухе, — отметил бригадный генерал Рафаэль Ай Иса.
Что касается технического обеспечения и ремонта боевых машин, ресурс которых через сложные климатические условия срабатывается значительно быстрее, чем в Украине, то с каждой заменой нашего человеческого контингента проводится частичная замена вертолетов и другой спецтехники отряда. Так и в этот раз четыре отремонтированных геликоптера Ми-8МТ, что прибыли в украинский отряд грузовым самолетом Ан-124-100 «Руслан», после технического осмотра, облета, сертификации комиссией авиационной безопасности Миссии ООН в Либерии заняли свое место согласно боевому расчету. Капитальный обновительный ремонт и переоборудование вертолетов выполняется силами украинских предприятий ГХО МО Украины концерна «Авиавоенремонт». Так, государственное предприятие Минобороны Украины Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон» и Государственное предприятие «Севастопольское авиационное предприятие» активно работают по миротворческой программе, выполняя ремонт и подготовку отдельных вертолетов Ми-8МТ и Ми-24, тем самым обеспечивая полетную готовность армейской авиации Сухопутных войск, Воздушных сил ВС Украины. Вместе с тем, акцентируя внимание на работе Конотопского и Севастопольского предприятий по ремонту геликоптеров для нашего контингента в Либерии, было бы несправедливо не вспомнить базовую основу общего госзаказа, ведь двигатели и редукторы к вертолетам ремонтирует именно Луганский АРЗ. Кроме того, данные предприятия еще сотрудничают более чем с 35 странами и имеют высокий международный авторитет. В сущности, без их самоотверженного труда не было бы мобильного и эффективного компонента Сил быстрого реагирования Вооруженных сил Украины — вертолетных подразделов в Сухопутных войсках и Воздушных силах.
В целом, за два месяца пребывания на Африканской земле украинские вертолетчики провели в небе свыше 600 часов, за это время осуществили 570 полетов. В среднем налет на одного летчика составляет 22 часа. В частности, на вертолетах Ми-8МТ — почти 367 часов, а на вертолетах Ми-24 — 203 часа. Экипажами отряда перевезено 2 258 пассажиров и 84,881 т полезных грузов.
Напомним, что в прошлом году час налета отечественного Ми-8МТ оценивалась ООН в 2150 долл., а с 8 февраля 2010-го — в 2300 долл. Что касается использования вертолетов Ми-24, то суммы выплат нашей стране еще большие — соответственно 2600 долл. и 3300 долл. за один полетный час. Как видим, хотя и не сотни, но несколько десятков миллионов долларов США украинские миротворцы в Либерии за участие в Миссии ООН способны заработать, пополняя тем самым казну государства.
Для сравнения, в 2009 году за участие украинских военных в миротворческих операциях ООН перечислила в Государственный бюджет Украины 130,9 млн. грн, что на 27% больше чем в 2008 году. Увеличение компенсационных отчислений связано с большим объемом выполненных работ украинскими миротворцами (полеты вертолетов и использование другой военной техники).
Кстати, денежное обеспечение, что получают военнослужащие по контракту и офицеры в Африканской Республике (колеблется в пределах от 800 долл. до 1500 долл.), является вдвое-втрое меньшим, чем в пакистанского или нигерийского пехотинца, который охраняет тот же аэродром, из которого взлетают наши вертолеты.
Вот так на протяжении месяцев, изо дня в день, все 275 воинов-миротворцев 56-го ОВО в сложных климатических условиях постоянного жесткого графика обеспечивают выполнение возложенных на них заданий. Найдется ли сегодня в Украине более боеспособная вертолетная часть, летчики которой имеют такое количество налета и способны отлично и за небольшой промежуток времени в экстремальных условиях наладить работу всех служб?