Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Город, который мы любим

3 августа, 2010 - 18:59

Вышла в свет книга-фотоальбом «Киев Кульженко», посвященная семье выдающихся издателей конца XIX — начала XX столетий.

В середине позапрошлого века одиннадцатилетний мальчик, гуляя по Киеву, случайно забрел в магазин-типографию на углу Крещатика и Институтской. «Когда я вошел в первую комнату, глаза мои невольно разбежались. Вся она представляла собой магазин картин: больших и малых, в рамах и без рам, разных размеров и красок. Ничего подобного я в своей жизни не видел и стоял как ошалелый, не зная, что и ответить на вопросы важного господина», — вспоминал он потом. «Важный господин» был хозяин типографии Иосиф Вальнер, и когда очарованный мальчик попросил взять его в ученики, тот согласился, не предполагая, что станет первым учителем человека, который откроет новую эру в киевском книгопечатании.

Всю жизнь Кульженко относился к книге как к произведению искусства и первый в Киеве показал, какой должна быть настоящая книга, сделав из книгоиздательства прибыльное дело. Стефан Васильевич Кульженко (1837— 1906 г.г.), сын небогатого мещанина, начав, как многие типографы того времени — с подмастерья, вскоре арендовал типографию, которая стала одной из ведущих в городе. Интересно отозвалась газета «Киевлянин» на выход «Адресной книги г. Киева» (1878): «Чистая мелкая печать, своеобразная красивая обложка и вообще весь внешний вид издания мимо воли заставляет думать, что книга печаталась не в Киеве. Мы с удовольствием отмечаем факт появления такого издания в типографии Кульженко». Здесь же увидели свет «Сказки Андерсена» в переводе на украинский язык М. Старицкого с цветными литографиями Н. Мурашко, альбом Олени Косач «Украинский орнамент».

А когда в 1879 году Кульженко приобрел участок на Ново-Елизаветинской улице (с 1900 года — Пушкинская, 4), — выстроенная там усадьба, с типографскими помещениями, квартирой и внутренним садом с фонтанами, стала знаковой точкой на карте города. На старом снимке отчетливо видна надпись на четырехэтажном здании — «Фото-Типо-Литография С.В. Кульженко». Именно здесь с 1886 года он начинает широко применять новую технику фототипии и выпускает прославившие его книги: «Киев теперь и прежде» и «История Киевского института благородных девиц» М.Захарченко, «Торговые ряды на Красной площади в Москве», «Волга от Нижнего Новгорода до Астрахани», «Древности русские» и «Сборник статей по поводу столетнего юбилея А.С. Пушкина». Все они вызывали широкий резонанс, отмечались наградами на Всероссийских выставках и ярмарках, а один из выпусков «Древностей Приднепровья» Богдан Ханенко преподнес в дар царю Николаю II. Подлинным же издательским триумфом стал альбом «Собор св. князя Владимира в Киеве» (1898), названный искусствоведами необыкновенным явлением в нашей художественной литературе.

Кульженко очень любил свой город — и первый начал массово продуцировать изображения достопримечательностей и красивых мест Киева методом фототипии, в разных форматах: от парадных подарочных альбомов, с папиросной бумагой и шелковыми лентами, до массовых изданий, доступных всем слоям населения, карманных, для туристов, а также открытки с киевскими видами.

Помощником и единомышленником Стефана Васильевича стал сын Василий, получивший образование в Лейпцигской полиграфической академии. В союзе с ведущими киевскими типографами отец и сын Кульженко организовали Школу печатного дела, где обучались мастера, художники, фотографы. По инициативе Василия Кульженко с 1909 года выходил журнал «Искусство и печатное дело» (позднее под другими названиями) — первое культурологическое издание Юго-Западного края, которое широко освещало вопросы искусства и являлось полем экспериментов с цветом, светом, с репродуцированием картин и старинных документов. Без семьи Кульженко неполной была бы картина культурной среды Киева — в их доме встречались на журфиксах музыканты, художники, артисты, часто бывал близкий друг Стефана Васильевича, знаменитый солист Киевской оперы Антон Барцал. Стефан Кульженко участвовал в деятельности Киевского драматического общества, сам имел певческий дар и организовал в своей типографии хор из рабочих и служащих. Василий Кульженко являлся действительным членом Литературно-артистического общества, входил в комиссию отдела «Старый Киев» при Художественно-промышленном музее, дружил с талантливыми художниками Федором Шавриным и Григорием Золотовым. Уже после смерти отца в возглавляемой им типографии увидели свет издания М. Грушевского «Иллюстрированная история Руси-Украины» и «История искусств» К. Байе.

В 1917—1918 гг. в типографии Кульженко печатались государственные бумаги, деньги, почтовые марки УНР, а в советское время типографию национализировали. Сегодня большинству киевлян славное имя знакомо разве что по топониму «Дача Кульженко», напоминающему, что в районе нынешней площади Шевченко, в местности с романтическим названием Кинь-Грусть, стоял деревянный дачный дом, а в нем велись беседы, звучала музыка, шумела жизнь...

Фотоальбом «Киев Кульженко» (издательство «ВАРТО») возвращает имена выдающихся издателей в лучших традициях кульженковского отношения к книге — оформлением, текстами, качеством печати. Увлекательный рассказ о семье и типографии Кульженко в контексте ушедшей эпохи предлагает автор — ведущий научный сотрудник Музея истории Киева Виктория Величко. Читатели смогут полюбоваться видами столицы из знаменитых альбомов Кульженко: около 50-ти снимков, а на странице рядом — современная фотография той же улицы, памятника, храма. И, сравнивая, легко обнаружить сотни отличий, в их числе: лошадь с телегой — и точно на том же месте припаркованный автомобиль. А еще моментально выясняется, как разрушают гармонию городского пейзажа высотные здания и рекламные щиты. Почему так притягательны старые снимки? Возможно, ответ — в словах Ролана Барта: «Точкой отсчета любой фотографии являюсь я сам, и именно в силу этого она побуждает изумляться, обращая ко мне фундаментальный вопрос: по какой причине я живу здесь и теперь?». Поддержали издание любители киевской старины, филокартисты Олег Войтович, Олег Кий, Александр Шкода.

Книги, изданные в типографии Кульженко, несли в себе художественную красоту и дух времени, и говорят, что сто лет назад во всех культурных семьях Киева обязательно имелся альбом Кульженко «Виды Киева». Хочется верить, что традиция вернется, и новый альбом «Киев Кульженко» придет в дома нынешних киевлян. А для Музея истории Киева отыщется, наконец, свой дом в городе, историю которого он хранит.

Ольга САВИЦКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ