Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как обман повлек за собой катастрофу

Кризис в Греции изменил взгляды не только на евро, но и на сам Евросоюз
12 июля, 2010 - 20:46
НЕДОВОЛЬНЫЕ РЕФОРМАМИ ГРЕКИ ПЫТАЮТСЯ СОРВАТЬ ЗАСЕДАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА, КОТОРОЕ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ О СОКРАЩЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ. ДЛЯ РАЗГОНА ПРОТЕСТУЮЩИХ ПОЛИЦИИ ПРИХОДИТСЯ ПРИМЕНЯТЬ СЛЕЗОТОЧИВЫЙ ГАЗ / ФОТО РЕЙТЕР

О Греции последние несколько месяцев говорят и пишут чаще, чем за последних лет десять вместе взятых. Но только в контексте кризиса. Новости из Греции — если не о финансовом, долговом и бюджетном кризисах с вероятным банкротством Греции, то о массовых протестах, забастовках и беспорядках. О проблемах Греции неоднократно писала газета «День», а также о том, как Греция обвалила рынки Европы. Но почему беда случилась именно с Грецией — со страной, являющейся членом Евросоюза с 1 января 2001 года, а еврозоны — с 2002 года?

Нынешние события — следствие 30 лет теневой экономики и коррупции в стране, считает Александрос Стефанидис, грек по национальности, редактор приложения к газете Suddeutsche Zeitung. А Бронмен Меддокс в своей статье «Как греки сломали Европу» (июньский номер британского журнала «Проспект») считает включение Греции в еврозону триумфом политической, но не экономической действительности. Однако законы экономики в конце концов взяли свое и открыли дорогу самому большому кризису в истории ЕС.

14 мая греки прочли в газетах список врачей, подозреваемых в декларировании невероятно малого дохода для уклонения от уплаты налогов. «Бедные врачи» жили в элитном районе Афин с видом на Акрополь. 57 из них не смогли предъявить рецепты или записи о посещении пациентов. Один задекларировал доход в 300 евро в год. Но в Греции все знают, что адвокаты, врачи, певцы, архитекторы и люди творческих профессий очень хорошо зарабатывают. У них роскошные виллы, яхты, дорогие авто. Александрос Стефанидис в своем интервью для Deutsche Welle говорит: «Еврокомиссия прибегает к крайним мерам, беря под контроль греческий бюджет. Брюссель начинает как бы править в Афинах. Что же здесь посоветуешь? Нужно просто надеяться, что греки осознали вызов времени. Нельзя же иметь яхты в афинском порту и декларировать всего 10 тыс. евро дохода. Это не состыкуется. Нельзя парковать Bentley у престижного клуба в Салониках и в то же время облагать налогом 8 тыс. евро в год. В будущем такое больше не пройдет...» Если правительство премьер-министра Греции Георгиуса Папандреу станет поддерживать давление на налогонеплательщиков, то можно будет надеяться на ослабление страхов банкротства Греции и говорить о возможности ее реформирования. Люкас Цукалис, профессор Афинского университета и советник президента Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, говорит, что применение строгих мер является существенным элементом очистки. «Если греки увидят, что кого-то наказали справедливо, они воспримут строгую программу мер как честную», — отметил профессор.

Драма в Греции началась в октябре прошлого года, когда социалист Папандреу сообщил грекам о том, что финансы страны в намного худшем состоянии, чем декларировалось предыдущим правым правительством. Тогда премьер-министром Греции был Костас Караманлис, лидер партии «Новая демократия». Он покинул свой пост после сокрушительного поражения его партии на парламентских выборах, прошедших 4 октября 2009 года. Папандреу сказал, что Греция будет иметь годовой дефицит бюджета в 12,7% от ВВП. Это в два раза больше, чем заявляло предыдущее правительство и в четыре раза больше официально допустимого лимита для еврозоны. Долгов накоплено на 300 млрд. евро, что превышает ВВП Греции. Поскольку греческие еврооблигации начали падать, Еврокомиссия послала в Грецию аудиторов, которые выяснили, что настоящая цифра дефицита бюджета была еще хуже — почти 14 %.

Американский ученый Роберт Каплан считает, что у греческого кризиса более глубокие причины, чем кто-либо только может себе представить, — и имеет в виду географию Греции. ЕС с его разделением на север и юг игнорирует историческую трещину между востоком и западом. ЕС игнорирует «границу между Римом и Византией», позже — между процветающей империей Габсбургов и бедной Турецкой империей. Экономика Греции — крошечная, всего 3% от общеевропейской. Бедные сельскохозяйственные земли Греции, закрытость от растущей торговли северо-западной Европы, слабое развитие среднего класса сделали свое. К тому же Греция была социально поляризована на богатых и бедных. Неслучайно, что за прошлые 50 лет в греческой политике доминировали только семейства Караманлисов и Папандреу, отмечает Каплан.

Сегодняшний долг Греции уходит корнями в 1980-е годы. В 1981 году премьер-министром Греции стал Андреас Папандреу — отец сегодняшнего премьера Георгиуса Папандреу. Андреас Папандреу, который был на вершине политического олимпа Греции полтора десятка лет, решил строить в Греции социал-демократическую страну, чтобы греки навсегда забыли травматические эпизоды своей истории. Он создал государственный сектор, совершенно не отвечающий европейским стандартам. Рабочий день работников — с 7.30 до 14.30, дважды в год — премии в размере месячной зарплаты. Выходить на пенсию можно в 53 года. Всего бюджетников — более миллиона при населении 10,7 млн. Обычный техник на государственной железной дороге получает «чистыми» 2 тыс. евро, машинист локомотива — 7 тысяч евро. Уволить невозможно — они госслужащие. Из сельскохозяйственной страны Греция превратилась в страну чиновников. И с каждым годом их армия росла. Их больше, чем в Голландии и Бельгии вместе взятых.

В массовых акциях протеста и демонстрациях преимущественно принимали участие работники госсектора — ведь они хотят сохранить свои высокие доходы и хорошие условия труда. Как писали греческие газеты, сегодня премьер-министр должен «убить» политику своего отца, если хочет спасти страну.

Но этого будет недостаточно. Коррупция и уклонение от налогов пропитали все области жизни греков, и правительству очень тяжело собирать деньги для бюджета. Заголовок в одной из греческих газет выглядит как издевательство: «Никаких налогов — мы же греки!» Работа «по-черному», на взгляд экспертов, составляет 25% ВВП. Fakelaki (деньги в конверте) — норма греческой жизни. «Бюрократия просто душит, — отмечает профессор Цукалис. — Мы имеем капитализм и советское государство одновременно».

Греция дошла до такого плачевного состояния, когда в 1981 году ринулась вступать в Евросоюз — на 14 лет раньше более богатых Австрии, Финляндии и Швеции, на пять лет раньше Испании и Португалии. В своем обращении на вступление в ЕС Греция использовала тему и романтику древней Эллады, вспоминая о «колыбели демократии» и древности эллинской культуры. Вступление в зону евро произошло благодаря обману. Экономика Греции, поднимавшаяся через субсидии ЕС, ежегодно росла всего на 3%. Она «достигла» необходимых показателей только двумя годами позже — благодаря фальсификации. Например, имея бюджетный дефицит 4,1% ВВП, заявила о 2%. Без этого Грецию не приняли бы, ведь обязательное условие еврозоны — не больше 3% дефицита. Теперь уже известно, что разные правительства Греции всегда подавали фальшивые отчеты и подтасовывали данные. «Статистическим маскарадом» назвал греческую отчетность глава «Евростата» Вальтер Радермахер. Но и самому политическому начальству в Брюсселе удобно было на все закрывать глаза, чтобы только не испортить имидж ЕС и его единой валюты. Это свидетельствует также о легкомысленности тех, кто хотел, невзирая ни на что, видеть, как евро усиливает свое доминирование.

Когда Греция раскрыла правду о состоянии своих финансов в октябре прошлого года, это вызвало сначала тревогу, а затем панику на рынках облигаций. Боялись, что Греция не сможет погасить десятки миллиардов, потому не хотели давать в долг еще 45 млрд. евро на покрытие расходов до конца года. Банкиры начали разговоры о дефолте и реструктуризации. Даже было нарушено большое табу — заговорили о том, что Греция может покинуть еврозону. Некоторые немецкие политики объявили, что это единственное лекарство для Греции.

По итогам 40-часовых переговоров, завершившихся в два часа ночи 10 мая в Брюсселе, ЕС, Европейский центробанк и МВФ решили вместе выделить спасительные 750 млрд. евро: 440 млрд. евро — от стран еврозоны, 60 млрд. — от ЕС (включая 10 млрд. фунтов стерлингов Великобритании) и до 250 млрд. евро от МВФ.

Рядовым немцам не понравился план спасения Греции за счет их средств. Они спрашивают: почему они должны работать до 67 лет, чтобы платить грекам, которые идут на пенсию на 12 лет раньше? Почему Германия должна отдать 120 млрд. евро? «Мы снова дураки Европы», — заявила высокотиражная немецкая газета «Бильд».

Кризис изменил взгляды не только на евро, но и на сам Европейский Союз. После длительных споров по поводу Лиссабонского договора многие надеялись, что ЕС снова сможет смотреть вперед. Вместо этого он может на годы погрузиться в саммиты по чрезвычайным ситуациям и спасательные дела. Кризис также показал, что будущее расширение остановилось, поскольку исчерпались ресурсы и готовность более богатых стран платить за бедные государства.

КСТАТИ

Парламент Греции одобрил проект пенсионной реформы. Голосование завершилось поздно ночью. Как сообщает газета New York Times, «за» проголосовало чуть более половины депутатов. Заседание пытались сорвать тысячи жителей Афин. Они вышли на улицы с очередной акцией протеста. Полностью было парализовано движение общественного транспорта. Не работало метро, встали автобусы и трамваи. Закрывали морскую гавань, а также афинский международный аэропорт. Новый закон предусматривает сокращение размера пенсий и повышения пенсионного возраста для женщин с 60 до 65 лет, передает телеканал France24. В настоящее время этот возрастной порог действителен для мужчин. Сейчас государство вынуждено тратить порядка 12% своего ВВП на выплату пенсий. Аналитики утверждают, что эта цифра может вырасти вдвое к 2050 г. Согласно данным министерства труда республики, среднее пенсионное довольствие в Греции в настоящее время — 720 евро. Накануне совместная группа экспертов Европейской комиссии, Международного валютного фонда и Европейского Центробанка пришла к выводу, что Греция соблюдает данные ею обязательства по сокращению бюджетного дефицита и проводит эффективные экономические реформы. В то же время международные эксперты указали правительству Греции на ряд слабых мест в экономической системе страны, которые предстоит укрепить. В том числе комиссия подчеркнула, что инфляция «значительно выше», чем ожидали в руководстве страны. Виной тому, по единому мнению, стал низкий уровень рыночной конкуренции, который позволяет поставщикам компенсировать повышение налогов за счет повышения потребительских цен.

Елена КАГАНЕЦ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ