На днях в харьковском издательстве «Майдан» на 1400 страницах вышло первое (!) в независимой Украине полное академическое собрание произведений Григория Сковороды. «Киевские академические двухтомники 1961 и 1973 годов на сегодняшний день, нужно признать, уже существенно устарели. В этих советских изданиях присутствует большое количество текстологических ошибок, не говоря уже об известной идеологической ангажированности и понятной ограниченности предисловий, примечаний и комментариев», — пишет сайт «Обком». Поэтому новое издание имеет все шансы стать бестселлером.
К счастью, постоянные читатели «Дня» лучше знакомы с наследием Сковороды. В первую очередь, благодаря исследователю его творчества и его последователю, выдающемуся украинскому мыслителю Сергею Крымскому. Практически в каждом комментарии или интервью «Дню» Сергей Борисович напоминал нам о чрезвычайной важности фигуры Григория Сковороды в национальном коде украинцев. Подтверждение этого — его фундаментальные статьи «Философ, которого не поймал мир» и «Крепость украинского духа», которые, кстати, выйдут в следующем сборнике статей серии «Библиотека газеты «День».
В последние дни жизни Сергея Борисовича мы записали его размышления. Символично, что этот комментарий — о Григории Саввиче Сковороде. Сегодня, когда уже девять дней, как Сергей Крымский отошел в вечность, его мысли, его голос необычной силы — с нами. И так естественно, что в эти дни к нам вернулся и настоящий Сковорода.
Сергей КРЫМСКИЙ, доктор философских наук, философ:
— Григорий Сковорода является уникальным философом в том смысле, что он сконцентрировал и выразил в своем творчестве дух нации, свою эпоху, национальную культуру думы и чаяния украинского народа. Поэтому, когда мы обращаемся к творчеству Сковороды, яснее становятся вопросы сегодняшнего дня. Главной идеей творчества Сковороды является тема мудрости — это тема жизни в истине, тема духовности, которая является главной проблемой и задачей в наш очень тяжелый и драматичный век. Помните, бывший чешский президент Вацлав Гавел сказал: «При тоталитаризме мы жилы в клетках. Нас выпустили — и мы оказались в джунглях». Как преодолеть эти джунгли? Единственным средством, как считал Сковорода, является высокая духовность человека, то есть жить знанием, которое наполнено совестью. После распада Советского Союза в социуме оказалась идеологическая пустота, и эта пустота начала заполняться каким-то хламом. Особенно угрожающий вид приобретает молодежная идеология так называемой гламурности. То есть: быть богатым, быть знаменитым, быть влиятельным. Эти ценности становятся основными для (особенно!) молодежи. И им — этим псевдоценностям — трудно что-то противопоставить. Эти приоритеты приобретают в настоящий момент вид настоящей идеологии.
Сегодня приобрела распространение идея приоритета политических программ над жизнью человека. Сковорода отстаивал важные демократические установки для современной общественной жизни. Он считал, что республика Украине нужна, но «республика духа» (это его формулировка). Нужно сказать, что Сковорода проповедовал очень суровую школу жизни. Он считал, что в душе человека не должно быть щелочек. Едва лишь в душе человека возникает какая-то нецелостность, какие-то трещины, они заполняются адским ветром, который «носит» людей.
Мудрость Сковорода базировал на античности и античной философии. Сегодня античность не такая уж и далекая и ненужная нам. Интересную идею однажды высказал Григорий Сковорода. Попав на базар, он сказал: «Как много здесь всего, что мне не нужно». Нельзя жить одним потреблением. И эта идея — не отбрасывания потребления, а одухотворенного бытия — была для него главной установкой.
Сковороде был близок миф об Эдипе. Эдип встретил Сфинкса — чудовище, спастись от которого можно было только знанием, отвечая правильно на вопрос. Эдип очень хорошо владел знанием, чтобы защититься от чудовища. Но оказалось, что у него не было знания, чтобы самому не стать чудовищем. Именно такое знание — знание моральное, знание, основанное на высоких человеческих ценностях, — и проповедовал Сковорода.
Духовным Сковорода считал человека, для которого все самое важное в жизни является легким, а все легкое — ненужным. Только суровая школа жизни, только борьба за высокие и необходимые ценности. Сковорода исповедовал оптимизм, в котором, — идея коллективности, идея совместной деятельности, всеобщего уважения друг к другу, идея духовности, которая освещалась сиянием сердца. У него был такой тезис: «Закрой глаза, чтобы мыслить сердцем». Чтобы мыслить мудростью, которая полезна для людей. Чтобы мыслить любовью, надеждой и верой в самом высоком смысле. Вера для Сковороды базировалась на идее персонального Бога. То есть не Бога канонического, церковного, а того, который находится в душе человека.
Важной темой творчества Григория Сковороды была идея красоты. Он писал, что в мире почти все может быть враждебным к людям: неурожаи, землетрясения, какая-то еще тревога в природе. Но в бытии есть красота. А красота является милостью для человека. Как высказался Сковорода, — онтологическим гарантом существования Бога, то есть высшего существа.
Сковорода считал, что человек — существо вертикальное. Что это значит? Его жизнь измеряется не в длину, а в высоту. То есть не количеством прожитых лет, а ступеньками ценностного подъема к идеалу, к высоким моральным критериям.
Особенно сегодня важно видеть эти высоты человеческого духа, которые, понятно, не спасают нас полностью. Понятное дело, невозможно пренебрегать материальным благополучием. Но нельзя строить жизнь на примитивном потреблении. Такую жизнь делает невозможной создание неба веры, которое позволяет подняться над собственными проблемами, трагедиями, выживать в самом глубоком и ценностном смысле.