Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Создаем «дружественное поле для ума»

В течение месяца пятнадцать студентов из разных университетов страны будут работать в редакции в рамках Летней школы журналистики «Дня»
1 июля, 2010 - 19:36
ОЛЬГА САВЧЕНКО АНАСТАСИЯ САМОШИНА ДМИТРИЙ ЧАЛЫЙ ТАТЬЯНА КУЧЕРУК ИРИНА БОЧАР

Восьмой год подряд газета «День» проводит Летнюю школу журналистики. Этот проект был основан в рамках сотрудничества газеты с университетами. Руководители лучших вузов Украины, понимая, что теоретическая база без практической подготовки мало чего стоит, обращались к главному редактору «Дня» Ларисе Ившиной с просьбой принять студентов на практику. Интересно, что в редакцию традиционно приезжают студенты не только специальности «журналистика», но и документоведы, филологи, литературоведы, политологи и даже инженеры и программисты — все, кто хочет всесторонне развиваться и расширять свой кругозор.

«За украинского журналиста никто не переделает и не передумает того, что нужно Украине», — сказала Лариса Ившина на открытии Летней школы журналистики-2010, отвечая на вопрос Юлианы Лавриш, студентки Львовского национального университета, о том, с какими концептами западной прессы она как главный редактор согласна, а с какими — нет. А «от чего зависит процесс формирования именно УКРАИНСКОГО журналиста» (вопрос студентки Национального университета «Острожская академия» Алисы Гордийчук), участникам Школы предстоит узнать в течение месяца насыщенной программы, предполагающей полноценную корреспондентскую жизнь, поездки и походы по интеллектуальным маршрутам, встречи с интересными людьми и непрерывный процесс развития.

«Мы создаем дружественное поле для ума. Ежегодно здесь, в редакции, мы встречаемся с такими молодыми людьми, как вы. Кто-то из них потом становится автором «Дня», кто-то просто читателем, а кто-то, возможно, и вовсе теряет с нами контакт. Но мы им показали, и они знают, что можно иначе — так, как делаем мы. И наша точка зрения за эти годы доказала свою жизнеспособность. А интеллектуальное поле — нам не конкурент, оно только нас укрепляет, — объяснила Лариса Ившина Екатерине Яковенко из Донецка, почему «День» не обижается, когда подготовленные им кадры идут работать в другие издания. — Я чувствую от вас энерготоки разных сред, которые помогают мне лучше ориентироваться в том, о чем думает, чем живет молодое поколение».

Результаты многолетней работы газеты «День» по созданию «интеллектуального поля» мы ярко увидели в нынешних анкетах и эссе об одной из книг «Библиотеки «Дня», которые участники писали для отбора в Летнюю школу журналистики. Прочитав их, мы убедились в том, что независимо от политических ветров та часть работы, которую последовательно проводил «День» на страницах ежедневной газеты, в своих книгах и на встречах в университетах, не прошла даром, а зафиксировалась в мыслях молодых людей.

Несколько эссе мы предлагаем вашему вниманию.

Ольга САВЧЕНКО, студентка Национального педагогического университета им. М. Драгоманова:

— Хочу сосредоточить внимание на одной из книг «Библиотеки» — «День и вечность Джеймса Мейса», изданной в 2005 году (на украинском и английском языках) под общей редакцией Ларисы Ившиной за личные средства журналистов и сотрудников «Дня».

Прежде всего, поражает личность Джеймса Мейса. Он — ГРАЖДАНИН СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ — один из первых исследователей Голодомора в Украине. Не оставляет равнодушным вдохновенная плодотворная работа ученого, историка, политолога, журналиста, его энтузиазм и сила сопереживания, подвижничество, самообращение к чужому народу. Наверное, Джеймс Мейс — Богом избранный (хотя сам говорил: «Ваши мертвые выбрали меня...), так как по-настоящему ощутил боль миллионов невинно погубленных жизней и сделал попытку донести знания о трагедии до украинцев, до их сознания, души, пробудить народную память, возродить национальное самосознание и достоинство. Он был уверен, что голод 1932—1933 гг. — планомерный геноцид, уничтожение украинской нации как политического фактора и общественного организма, направленный на духовное, моральное, языковое, культурное обессиливание Украины.

Украинский народ для Сталина был проблемой. Поэтому великий вождь сделал попытку уничтожить народ — решить проблему. Частично ему это удалось. Современную Украину Мейс сравнивает с больным человеком в Европе. Он уверен, что Украина — чрезвычайно богатая страна, с самой плодородной землей, огромными минеральными ресурсами и образованными людьми. Но... чтобы двигаться дальше, предупредить возможные грядущие испытания, надо усвоить уроки истории.

Какой же страшной должна была быть трагедия нашего народа, что смогла взволновать сердце иностранца, проникнуть в его впечатлительную душу? Насколько велика оказалась современная трагедия нашего народа, если мы, украинцы, не знаем собственной истории, своих героев, не чтим святую память о невинно убиенных...

И как здесь не провести параллель с недавними событиями в жизни Украины?

27 апреля 2010 года в Страсбурге во время заседания Парламентской Ассамблеи Совета Европы Президент Украины Виктор Янукович заявил, что Голодомор нельзя признавать геноцидом. «Это были последствия сталинского тоталитарного режима, отношения к людям... Но признавать Голодомор как факт геноцида в отношении того или иного народа, мы считаем, будет неправильно, несправедливо. Это была трагедия, общая трагедия государств, которые входили в СССР».

Перед нами — два взгляда. Вот так украинское сообщество задает себе вопрос: кому верить? Однако уже нет дефицита информации. Теперь каждый может узнать, как это было. Каждый должен сам сделать выбор. И нести ответственность за него.

Анастасия САМОШИНА, студентка Института журналистики Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко:

— Средневековые студенты высших учебных заведений, вероятно, имели некоторые отличия от своих современных побратимов, которые, умственно напрягаясь и несмотря на внедрение разнообразных новейших технологий, все еще традиционно смакуют гранит науки. Наверное, те средневековые студенты слушали другую музыку, увлекались другими поэтическими темами, имели другие системы шпаргалок. Но это все форма. А форма должна изменяться, иначе — неинтересно будет жить дальше. Что касается глобального содержания, то оно почти всегда — константа. Еще одно доказательство этого — понятие «альма-матер», осознанное и сформулированное, очевидно, где-то между очередными попытками найти философский камень и шлифованием знаний по латыни. Избранная средневековыми спудеями персонификация собственных университетов попала в яблочко. Ведь и сейчас для развития незаурядной личности крайне нуждаемся в том, чтобы «мать-кормилица» насытила нас своим лучшим интеллектуальным и духовными молоком. Тогда мы станем настоящими Людьми.

Такие (несколько сумбурные) мысли катализирует и усиливает книга Ларисы Ившиной «Мои университеты». Понимаешь, не все так плохо, как, возможно, кое-кому очень хотелось бы, и есть сейчас еще люди, которым... не все равно. Не все равно, что бурлит и спустя некоторое время будет бурлить в горячих, почти бескомпромиссных головах студенческой братии, не безразлично комплексное развитие страны и перспективы для ее общества, — которым важно знать, какими путями пойдет, что будет делать и будет ли существовать вообще интеллигенция. Продолжать можно еще долго, но зачем зажимать в тисках тезисности двести страниц живой плоти, крови, души, которые именно вместе создают интересный коллаж мыслей и настроений, поисков и запросов молодежи, примеров того, как можно с ней сотрудничать, прислушиваться к ней, слышать, относиться только как к светлому будущему, которое может изменить окраску, если не уделять ему надлежащего внимания.

«Мои университеты» — книга о судьбе книг из «Библиотеки газеты «День». Издание состоит из газетных материалов, написанных сразу по горячим следам встреч-обсуждений каждой новой книги в аудиториях университетов Украины. Итак, очевидно, что эти «альма-матер» как можно лучше заботятся о том, что именно потребляют их «дети».

По словам Ларисы Ившиной, главной особенностью книги является то, что многие затронутые проблемы формат издания перевел в плоскость диалога, таким образом, задекларировав первоочередную важность для альманаха информации именно от студентов. Прекрасный пример для всех взрослых! Дети бунтуют всегда, с разной силой, но всегда. Когда их тотально угнетают и когда о них апатично забывают. Стихийный бунт трансформируется в активную жизненную позицию, в осознанное желание разобраться лишь при условии, что детей спрашивают, если с ними общаются, подпитывают вниманием и заинтересованностью. «День» это понимает: «особая активность студентов зависит зачастую от неравнодушия преподавателей. Всюду, где есть личности, есть и творческий рост и развитие».

Читая «Мои университеты», еще раз удивляешься этому невероятному «Дню», который всегда в курсе всего на свете и постоянно озабочен самыми разнообразными процессами, проблемами, событиями, явлениями общества любой эпохи. Именно любой, так как понимает неразрывное единство и колоссальное взаимовлияние системы-троицы «прошлое — настоящее — будущее». Книга, которая является сильным концентратом мировоззренческой позиции газеты (неоценимая важность исторического опыта, его усвоения), полностью проникнута пониманием жизненной потребности знать историю. И к тому же для «Дня» это «не просто реставрация истории, а ее осмысление, интерпретация, ее включение в современное мышление общества, политиков, просто граждан Украины».

Текст побуждает думать, анализировать сложные исторические и нынешние коллизии, учит этому словами умных взрослых и ровесников, формулирует профессиональные качества журналиста.

«Мои университеты» — хроники «Дня» представляют собой образец настоящего интерактива. Ты можешь читать «Украина Incognita» или «День и вечность Джеймса Мейса» и время от времени обращаться к публикациям из «Моих университетов», чтобы поинтересоваться мнениями экспертов, других молодых людей по поводу, чтобы формировать многомерный взгляд, приобщаться к взаимообогащающему полилогу, а не замыкаться в опустошительном андеграунде одиночества.

Дмитрий ЧАЛЫЙ, ученик специализированной школы № 82 им. Т. Шевченко г. Киева:

— Непатриотизм. Я не говорю антипатриотизм, так как это явление не отрицает любовь к родине, просто эта любовь в нем отсутствует. Удивительно, ведь в явлении должен быть активный компонент. Он есть. Просто он не конкретный. Он во многих вещах. Но это не так важно, как важны последствия. Рамки между народами становятся все тоньше, возможно, этот процесс протекает только в Украине, возможно, только в моем городе, возможно, он затронул меня одного, но он начался: я это чувствую. Я начал свою жизнь в русскоязычной семье, в Киеве — городе, который стал домом для многих людей не только украинской национальности. И я не ощущаю абсолютно ничего: я не отличаю украинцев, арабов, русских. Внешне — так, но я не вижу за этими внешними признаками никаких штампов. По-украински ко мне обращаются учителя в школе и телевизор, но это больше выглядит как формальность. У нас в школе преподают историю Украины, но я вижу в ней только даты и события. Хорошо это или плохо — но это так.

Начинаю читать «Украина Incognita»: произвело впечатление «слово к читателям», возможно, в этой книге та ниточка, которая выведет меня на путь патриота.

Заканчиваю читать, но ее не нашел. Прочитал субъективный интересный учебник по истории. И все же открыл для себя кое-что новое кроме, конечно, многих исторических моментов, которых я не знал: убедился в том, что взгляды на одно и то же событие могут быть в корне разными, и понял еще одну из задач истории — активировать «ген патриотизма» в молекуле ДНК (думаю, такой существует). Просто для того, чтобы активировать мой, одной лишь книги не хватило. Подумав на эту тему, я вот к чему пришел: в этом гене — понимание организмом важности пройденного народом пути, и этот ген направляет организм продолжать данный путь. Как известно, если орган не выполняет свою функцию — он атрофируется. Именно это происходит с моим «геном патриотизма», да и, наверное, не только с моим. Тогда значит, что я не только прочитал субъективный интересный учебник по истории, но и получил «лекарство». «День» лечит Украину — это благородная цель!

Татьяна КУЧЕРУК, студентка Национального университета «Острожская академия»:

«Лікарю! Дайте нам ще дев’ять місяців!»
С обложки книги «Екстракт 150», том 2

— Прочитав «Екстракт 150», ты словно на самом деле выпиваешь какое-то зелье, возможно, настойки из «Євшану...» М. Вороного, и все становится НЕ так, как было до сих пор. Реальный и ирреальный миры сходятся в одной точке твоего Я, которое живет Здесь и Теперь, и ты становишься героем пространства книги. Действие происходит... Действие в твоей жизни.

Мастерски подобранные материалы статей из «Дня» выписывают эпоху со всеми ее проблемами и успехами. Но проблем, в конце концов, больше, как и в реальной жизни, когда нужно принимать правильные решения, чтобы дать возможность себе и другим жить достойно. Но кто же будет принимать такие решения, если «список Анны» еще и до сих пор актуален? Почему такие, как Анастасия Бабурова, гибнут за демократическую Россию, а не свободно работают в Украине? На эти и другие вопросы сложно дать короткий и исчерпывающий ответ, хотя дело, вероятно, в нашем менталитете и в эпохе. Веками сформированная генетическая память не дает нам снять ярмо даже тогда, когда «физически» оно уже далеко от нас. Шея просится... Шея привыкла... Но отрадным фактом является существование у нашего народа не только генетической памяти, но и разума, которому хватает силы как-то шевелить лапками в этой банке молока, где мы все оказались. Возможно, только благодаря ему под нашими ногами все чаще начинают появляться твердый ком масла, и мы постепенно вылезаем на поверхность, где целый мир возможностей.

Лично меня очень поразила история о «сверстнице Октября» Химе Хтомовне. Гордая женщина, которая осталась одинокой ради отстаивания собственных убеждений. Женщина, которая, как и наше прошлое, стала понятной лишь нескольким людям, которые сумели показать ее понятной другим. Но, несмотря на это, ее бросила на произвол судьбы чуть ли не единственная родственница, а государство так «дозаботилось», что аж «до смерти».

Это история не только жительницы из далекого села Голенищево. Это история о нас, об украинцах. Забытых и забывающих, раскулаченных или «олигархеющих», живых или еще не родившихся. Наконец, писать о своей истории мало, понимать ее — тоже, а вот делать из нее жизнеутверждающие выводы — это насущная необходимость нашего времени. А времени у нас было много и, верю, что будет...

Ирина БОЧАР, выпускница Института журналистики Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко:

— Из перечня книг «Библиотеки газеты «День» меня особенно заинтересовали «Апокрифы...» выдающейся Клары Гудзик. Больше всего привлекает то, что журналистка в своих текстах затрагивает актуальные, отчасти болезненные для нашего общества темы религии, языка, общественной морали.

Основная тематическая специализация Клары Гудзик — проблемы духовности — особенно актуальна для современной Украины. Ведь, озвучив наше нелегкое и запутанное прошлое (и тем самым войдя в мейнстрим, актуальный для современной Европы с обличением тайн неизвестных, отчасти неприятных страниц ее истории), проговорив наше проблемное сегодня со всеми трудностями и недоразумениями, неразрешенным религиозным конфликтом, который угрожающе «тлеет» на фоне актуальных политических событий, нерешенного языкового вопроса и перманентного непозиционирования себя или нечеткого позиционирования себя на международной арене (что, впрочем, де-факто одно и то же), мы в конце концов сможем стать духовно крепкой и ментально целостной нацией.

Потребность украинского общества в таких журналистах — очевидна. Глубокая осведомленность автора с религиозной проблематикой (данный материал оставляет след в памяти и заставляет всерьез задуматься), ее авторитетность в журналистских кругах (о чем свидетельствует количество ссылок в тематических статьях не менее известных авторов), умение объективно и аргументированно донести информацию — все это производит впечатление. Таких людей невольно уважаешь, их словам веришь. Где-то на таких журналистских текстах интеллигентные, думающие люди учатся умению формулировать мысль, вырабатывать собственную четкую гражданскую и личную позицию.

Ольга РЕШЕТИЛОВА, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ