Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Donbass-кино,

или Зачем кинолюбители делают это?
21 июня, 2010 - 19:41
НАЧИНАТЬ СНИМАТЬ КИНО МОЖНО И МОБИЛЬНЫМ ТЕЛЕФОНОМ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Донецкий кинематограф заканчивается на Хонжонкове и Вертове? Я, надеюсь, вы знаете, кто это такие, иначе наш вопрос не имеет смысла. Хотя, думаю, вы уже удивились, когда увидели словосочетание «донецкий кинематограф». Это — не юмор и не нужно искать какой-то подвох. Его нет. А вот кинематограф есть. В эмбриональном состоянии, пока что.

КОРОТКИЙ МЕТР

Снимать можно все что угодно. А при современной технике (почти доступными видеокамерами, фотоаппаратами и мобильными телефонами) снимать может кто угодно. С этого начинается любительское видео или авторское кино, называйте, как хотите. Главное желание человека (режиссера) — снять и показать это друзьям, знакомым и таким же авторам, как и он сам. При этом никаких особых затрат, не требуется. Как вы видите, все очень просто, что могу подтвердить на собственном опыте, написав сценарии для трех «авторских» фильмов и сняв один, хоть и захудалый (но собственный!) фильм. Вы можете поспорить с тем, что лучше не снимать фильмы вообще, чем снимать на мобильный телефон. Но! Это и есть современное искусство: уметь снимать на что угодно, и в итоге получать то, что ты сам себе нарисовал в голове. А если твой продукт нравится и остальным, то считай, что миссия выполнена на все сто процентов...

Любителей-режиссеров становится все больше и больше. И чтобы они могли делиться опытом стали появляться различные фестивали, как например «Кинофронт», «Ирпенский кинофестиваль», а два года назад Донецк организовал «Другие территории». В этом году они уже успели раздать своих «оленей» (главный приз фестиваля — глиняная лепешка с изображением оленя. — Прим. автора). И из пятнадцати призов (первые-третьи места в пяти номинациях) шесть достались «донецким» и представителям области. А это почти половина!

Следом за «Другими территориями» в январе стартовал еще один фестиваль короткометражного кино — первый городской фестиваль короткометражного кино и видео «Hughes film».

ГОСТИ. ЕСТЬ МНЕНИЕ

Александр ШЕСТАКОВ, госслужащий, Кривой Рог (призер первых «Территорий»):

— Я начал снимать летом 2007-го года. Все началось с того, что мне приснился сон и так понравился, что мне захотелось его не просто рассказать друзьям, но и показать. Сняли, получилось очень неудачно («Черно-белые сны» называется), но во время съемок мы получили массу удовольствия и решили продолжить. Летом 2008 сняли фильм «Город», с которым я поехал на киевский фестиваль «Кинофронт-2008», и там наш фильм победил в номинации «Лучший сюжет», потом поехал на «Кинокиммерию-2008», там правда ничего не выиграли. Следующим фестивалем стал прошлогодний «Другие территории» — там мы с этим же фильмом заняли 2-е место в номинации игровое кино. Потом было снято «Отравленное поколение», следом за ним «Шахта». В апреле 2009 «Шахта» заняла 1-е место в документальных фильмах на фестивале «Молодежный киномир» в Шахтерске. Последний кинофестиваль, в котором я участвовал «Другие территории. Дубль 2». Но там я ничего не занял.

Я снимаю на обычную камеру, самая простенькая, минидиви, Самсунг. В роли актеров — друзья мои, им тоже в кайф сниматься. Я считаю, что профессиональное кино — это кино для кого-то, расчитанное на определенную категорию зрителей, а аматорское — для себя, по большому счету, «развлекуха для своих». На все съемки потратил гривен 100 от силы... Это на кассеты и на еду и пиво для актеров.

Вячеслав БЕЛЫЙ (Киев):

— Кино я начал снимать с 15 лет (с 9 класса). Мне это нравится. Снимаю о Великой Отечественной войне. У меня уже четыре полнометражные картины на эту тематику. Первый фильм назывался «Служили два товарища»

Сейчас учусь в Киеве на режиссера в Киевском национальном университете культуры и искусств (КНУКиМ), мастерская Романа Ширмана.

С «коротким» кино участвовал в разных фестивалях: «Другие территории», «Молодежный киномир», «Кинокиммерия».

ПЕРВЫЙ АВТОГРАФ!

Мы с Юлей Сиваковой снимаем вместе уже третий год. Свои «короткие» показывали в основном в 226 аудитории филфака «на подвесном экране». Но слава к нам пришла в марте этого года. Именно слава, потому как признание к Юле пришло раньше.

Сидим мы с ней в кинотеатре «Кинокульт», ждем сеанс. Как всегда встретили знакомых. Юля мне: «Катя, автограф, ставь автограф!». Я совершенно не пойму, что происходит. Смотрю, а у нее в руках приглашение на фестиваль «Hughes film», где черным по белому написано: «Фильм «Help!» — режиссеры: Сивакова Юлия (Донецк), Яковленко Екатерина (Донецк)». «Ого», — думаю. А мы, ведь, там даже не участвовали. Ну, расписались. Без нас нас же женили. Вот она гениальность!

БОЛЬШОЕ КИНО О СЕРЬЕЗНЫХ ДЯДЬКАХ

Короткий метр коротким, а вот большое кино — это уже серьезней. Ярослав Лукиянчук и Владимир Проскуровский сняли «Donbass police» — свой ответ американским экшенам и украинским комедиям. Кино вышло на 50 минут. Это и комедия, и экшн, и стеб.

Было забавно наблюдать за двумя усатыми полицейскими из Донбасса, Сергеем и Алексеем, которые разъезжают на белой «Тойоте» и лезут в каждое дело, в два счета распутывают махинацию с карточками пополнения мобильного оператора «Халява» (которая, кстати говоря, была заявлена как спонсор показа фильма).

Тут фильм оригинален, музыка оригинальна (специально для фильма была написана песня «Голосом Донбасса» и «Пиражком»). Монтаж и режиссерская работа приличны, а если учесть возраст режиссеров — двадцать лет, то это очень хорошо. Ляпы были — без них никуда. И, несмотря на то, что картинка на экране была сине-зеленой, все смотрелось прилично. Это как в «Амели» необъяснимо и фантастично, так и «Полиции Донбасса» придает той самой фантастичности и сказочности. Нет, ну, а где вы видели в Донецке, во-первых, полицейских, а во-вторых, чтоб ездили на белой «Тойоте»? В целом вышло забавно и интересно. Это уж точно не Оксана Байрак со своими однотипными историями о любви, которые уже снимать просто не прилично. Об артхаус не говорим — там, кроме Муратовой, Бадоева и еще пару имен, никого нет. Поэтому этот фильм отлично вписался и в украинский кинорынок. Это о плюсах.

О минусах. Актеры, конечно, не профессиональные, это видно даже не профессиональным глазом. Уровень Веры Брежневой в «Любви в большом городе» успешно достигла донецкая актриса. Да и парни-актеры — не Безруковы и не Чадовы. Ну что ж, что имеем — то и имеем.

Плюс на минус дают минус, это если следуя физико-математическим расчетам. В нашем случае хорошо, что режиссеры — не физики и все измеряется в количестве проданных билетов. А их было много. Сидели и на дополнительных стульях, и на полу. И пока все смотрели за тем, как эти двое гоняют по Донецку, едят фастфуд и распутывают дело, режиссеры нервно стояли за ширмой и смотрели то на зрителей, то на фильм, а после сеанса встречали зрителей на входе и смотрели им в глаза.

POSTSCRIPTUM

Когда возвращалась домой из кинотеатра уже появились звезды. Села на троллейбус, встала на Гурово. Спускаюсь в переход. Какие-то странные крики доносятся. «Бьют кого-то!» — пронеслось в голове. Нужно возвращаться, идти другой дорогой, мало ли... Поднимаюсь, иду в сторону «Донбасс Палас». А там, как вы думаете, кто? Милиция! Стоит и смотрит. Внизу крики, наверху тишина, спокойствие и порядок. Воистину, милиция нас бережет!

Вот такое вот вышло кино. А вы любите муви?

Екатерина ЯКОВЛЕНКО, Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ